ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогичеких
наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий
Отделом западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
управление» Российской академии наук
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20163
часть 1
педагогических наук,
профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
А.В. Корчинский
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.А. Трубина
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2016
Стр.2
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
2016 3
vol. 1
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A.B. Ananchenko
G.A. Artamonov
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
I.N. Griftsova
A.V. Korchinskiy
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
V.S. Meskov
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
A.S. Obukhov
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
L.A. Trubina
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Лескова И.А. Обновление содержания высшего образования
в контексте мировых тенденций развития образования
Глебова Л.Н. Российское образование в контексте развития
международного гуманитарного сотрудничества
Филиппович А.Ю., Филиппович Ю.Н. Основные принципы
проектирования проектно-технологической магистратуры
Философия и история образования
Кожевникова М.Н. Ситуация несогласия и конфликта – резерв
для социальности в образовании
Юркина Н.Н. Материальное положение учащейся молодежи
Российской империи XIX – начала ХХ века
Педагогика профессионального образования
Ибраймов А.Е. Совершенствование дистанционного повышения
квалификации учителей физики
Кириллов И.А. Корпоративное дополнительное профессиональное
обучение производственного коллектива
Браженская Н.Е. Гендерный аспект обучения курсантов вузов
МВД России
Никитовская Г.В. Формирование управленческой компетенции
будущего педагога в системе высшего образования
Назарова С.А. Проблема формирования лексической компетенции
студентов в процессе обучения китайскому языку в научнометодической
литературе
Саперова Д.А. Проблема формирования готовности студентов
к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе
начального иноязычного образования
Бабаниязова Н.П. Современное состояние изучения иностранных
языков в республике Узбекистан: анализ государственных программ
и учебников
Содержание и технологии образования
Минаева Л.В. Методические траектории курса «Страноведение»
Мойса Е.С. Системная текстовая организация лексики при обучении
английскому языку студентов ФФК по специальности «Адаптивная
физическая культура»
Буковский С.Л. Метод и технологии креативного обучения
иностранным языкам в неязыковом вузе
Маланханова А.Е. Использование современных информационнокоммуникационных
технологий в обучении переводу экономического
дискурса с китайского языка на русский язык
Кащук С.М. Технологии Веб 2 0 и межкультурная коммуникация
в обучении иностранным языкам
3 / 2016
62
70
77
85
93
100
107
120
129
136
145
153
Преподаватель XXВЕК
3
42
53
9
22
28
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Язык и образование
Царькова В.Б. Содержание иноязычного образования: проблема
создания универсального контекста
Подколзина Т.В. Знание национальной литературы как необходимая
составляющая профессиональной компетенции преподавателя
русского языка как иностранного (на примере китайской литературы)
Коррекционная педагогика
Асланова С.Р. Социальная адаптация при детском церебральном
параличе
Щербакова М.М. Восстановление речи у больных с афазией
при доминировании импрессивных речевых нарушений
Образование и художественное творчество
Катханова Ю.Ф., Дун Юэ. Формирование способности гармоничного
цветового восприятия у художника-педагога
Черемных Г.В. Формирование компетенций бакалавров
при овладении основами композиции в декоративно-прикладном
искусстве
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Вдовченков Е.В. Война как форма экономики у сарматов:
постановка проблемы
4
Маловичко С.И., Рябцев А.В. Время происхождения города Пскова
в российском историописании XVIII века
Кирюхина Е.М. Повседневная жизнь средневековья в работах
современных англо-американских художников
Шпак Г.В. Травелог: поиск универсальной дефиниции Четыре
стратегии репрезентации пространства
Ивочкин Д.А. Вклад духовенства Смоленской епархии в развитие
естественных наук во второй половине XIX – начале ХХ века
Ночвина Б.А. Влияние Первой мировой войны на развитие
геополитических стратегий Германии и СССР
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Лазарева О.М., Никулина Е.А. Изучение некоторых английских
анималистических фразеологизмов в гендерном аспекте
Корецкая О.В. Роль неологизмов в современной общественнополитической
лексике английского языка
Шетэля В.М. К истории редкого имени из пантеона канонических
святых: Моисей Мурин
Ван Ян. Субстантивация и связанные с нею семантические явления
Преподаватель XXВЕК
300
307
315
321
3/ 2016
229
238
249
261
278
291
204
212
191
198
161
175
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Золотухин Д.С. Терминологическая триада “langue-langage-parole”
Фердинанда де Соссюра в работах разной степени аутентичности
Мурадова Л.А. Теонимическая лексика в романе Жана-Мишеля
Генассия «Клуб неисправимых оптимистов»
Алрамаднех Дина. Анализ лексемы «СЕРДЦЕ» в поэзии
В В Маяковского
Кваскова Л.В. Дисфемизация речи как коммуникативная тактика
в дискурсе
Агельярова А.С. Роль обособленного обстоятельства
в коммуникативной структуре текста
Мамедов А.Н., Кузьмина Н.Б. Смысловые замены при переводе
грамматических конструкций с модальными глаголами в текстах
общественно-политической тематики (на материале немецкого языка)
Чигирева Е.С. Выразительность нехудожественной речи
Шарапова Е.В. Аномальная сочетаемость «общих» интенсификаторов
в языке Ф М Достоевского
Ван Куанг. Языковая картина мира и специфика ее проявления
во вьетнамской культуре
Наджафи Маеде. Влияние перевода русской литературы на фарси
не из русского языка (на материале трех переводов «Игрока»
Ф М Достоевского)
Литературоведение (10.01.00)
Воропаев В.А. Каждого из нас званье свято Гоголь и император
Николай I К 160-летию со дня смерти Государя Николая Павловича
Бирючин С.В. Реальный факт в дилогии В С Гроссмана «Жизнь
и судьба»: особенности функционирования
Боголюбова В.П. Пикареска в современной немецкой детской
литературе
Сарин Лина. Сетература как художественное явление:
между постмодернизмом и массовой культурой
399
412
422
433
5
329
335
344
352
358
365
371
377
384
392
3 / 2016
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Modern Education Issues
Leskova I.A. Update of the Content of Higher Education in the Context
of Global Trends in the Development of Education
Glebova L.N. Russian Education in the Context of Development
of International Humanitarian Cooperation
Philippovich A.Yu., Philippovich Yu.N. Basic Principles of Design
of Project and Technology Oriented Masters Degree Programs
Philosophy and History in Education
Kozhevnikova M.N. The Situation of Conflict and Disagreement –
Reserve For the Development of Sociality in Education
Yurkina N.N. Financial Status of University Students in the Russian Empire
in the Late 19th and Early 20th Centuries
Professional Education Pedagogy
Ibraymov A.E. Improvement of Distance Training of Teachers of Physics
Kirillov I.A. Corporate Additional Professional Training of the Personnel
Braginskaya N.E. Gender Aspect of Teaching Cadets of Higher Education
Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Nikitovskaya G.V. Formation of a Managing Competence of a Future
Lecturer in the System of Higher Education
Nazarova S.A. Problem of Formation of Lexical Соmpetence of Students
in the Process of Learning Chinese in Scientific and Methodical Literature
6
Saperova D.A. The Problem of Formation of Students’ Readiness
to Spiritual and Moral Education of Younger Schoolchildren in the Course
of Primary Foreign Language Education
Babaniyzova N.P. Current State of Learning Foreign Languages
in the Republic Uzbekistan: Analysis SES, Programs and Textbooks
Education Topics and Techniques
Minaeva L.V. Methodological Trajectory of the Course “Country Studies”
Moisa E.S. Text System Organization of Vocabulary in Teaching English
Language the Students of Physical Culture Faculty in the Specialty
of “Adaptive Physical Culture”
Bukovskiy S.L. Method and Technologies of Creative Teaching of Foreign
Languages in Non-Linguistic University
Malankhanova A.E. Use of Modern Information and Communication
Technologies in Teaching of Economic Discourse Translation from Chinese
into the Russian Language
Kashcuk S.M. Web 2 0 Technologies and the Cross-Cultural
Communications in Foreign Languages Teaching
Education and Language
Tsarkova V.B. Content of Foreign Language Education: the Problem
of Creating a Universal Context
Преподаватель XXВЕК
161
3/ 2016
42
53
62
70
77
85
93
100
107
120
129
136
145
153
9
22
28
Стр.7
CONTENTS
Podkolzina T.V. Knowledge of National Literature as a Necessary
Component of Professional Competence of Teachers of Russian
as a Foreign Language (On the Example of the Chinese Literature)
175
Defectology
Scherbakova M.M. Recovery of Speech in Patients with Aphasia
with the Dominance of Impressive Speech Disorders
Aslanova S.R. Social Adaptation in Children with Cerebral Palsy
Education and Art
Katkhanova Yu.F., Dun Yue. Forming in Teaching Artists the Ability
to Harmonious Color Perception
Cheremnykh G.V. Formation of the Competences of Bachelors While
Mastering the Basics of Composition in Decorative and Applied Arts
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Vdovchenkov E.V. War as a Form of Economy in the Sarmatian Society:
Problem Statement
Malovichko S.I., Ryabtsev A.V. The Origin of the City of Pskov
in the Russian Historical Writing of the 18th Century
Kiryukhina E.M. The Middle Ages Everyday Life in the Paintings of Modern
English-American Artists
Ivochkin D.A. Contribution of Clergy of the Smolensk Diocese
in the Development of Natural Sciences in the Second Half of XIX –
the Beginning of the XX Century
Shpak G.V. Travelogue: in Search of the Universal Definition
Four Strategies of Space Representation
Nochvina B.A. the Impact of the First World War on the Development
of Geopolitical Strategies of Germany and the USSR
Linguistics
Lazareva O.M., Nikulina E.A. The Study of English Animalistic
Phraseological Units in Gender Aspect
Koretskaya O.V. The Role of Neologisms in Contemporary Sociopolitical
Vocabulary of the English Language
V.M. Szetela On the History of the Rare Name From the Pantheon
of Canonical Saints: Moisey Murin
Wang Yang. About Substantivization and Related Semantic Phenomena
Zolotukhin D.S. Ferdinand De Saussure’s Terminological Triad “LangueLanguage-Parole”
in the Works of Various Authenticity Levels
Muradova L.A. Religious Vocabulary in the Novel of Jean-Michel Genassia
the Incorrigible Optimist Club
Alramadneh D.S. The Analysis of the Lexeme “Heart” in the Poetry
of V V Mayakovskiy
3 / 2016
300
307
315
321
329
335
344
Преподаватель XXВЕК
229
238
249
261
278
291
7
191
198
204
212
Стр.8
CONTENTS
Kvaskova L.V. Dysphemization of the Speech as Communicative Tactics
in the Discourse
Ageliarova A.S. The Role of a Detached Adverbial Modifier
in the Communicative Structure of the Text
Mamedov A.N., Kuzmina N.B. Semantic Changes in Translating Grammar
Constructions with Modal Verbs in Socio-Political Texts
Chigireva E.S. Expressiveness of Non-Literary Speech
Sharapova E.V. Abnormal Co-Occurrence of “General” Intensifiers
in Fyodor Dostoyevsky’s Writing Style
Dang Van Quang. Linguistic Picture of the World and the Specifics
of Its Manifestation in Vietnamese Culture
Najafi Maedeh. The Effects of Translating Russian Literature from NonRussian
Languages on Persian (The Case of Three Translation
of F M Dostoyevsky’s “The Gambler”)
Study in Literature
Voropaev V.А. Everybody’s Rank is Holy Gogol and Emperor Nikolai I
To the 160th Anniversary of the Emperor Nikolai Pavlovich’s Death
Biryuchin S.V. Real Fact in V S Grossman’s Dilogy “Life and Fate”:
Features of Functioning
Bogolyubova V.P. Picaresque Novel in Contemporary German
Children’s Literature
Leena Sareen. Electronic Literature as an Artistic Phenomenon:
Between Post-Modernism and Mass Culture
8
399
412
422
433
352
358
365
371
377
384
392
Преподаватель XXВЕК
3/ 2016
Стр.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогичеких
наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий
Отделом западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
управление» Российской академии наук
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20163
часть 2
педагогических наук,
профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
А.В. Корчинский
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.А. Трубина
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2016
Стр.223
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
2016 3
vol. 2
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A.B. Ananchenko
G.A. Artamonov
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
I.N. Griftsova
A.V. Korchinskiy
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
V.S. Meskov
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
A.S. Obukhov
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
L.A. Trubina
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2016
Стр.224
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Лескова И.А. Обновление содержания высшего образования
в контексте мировых тенденций развития образования
Глебова Л.Н. Российское образование в контексте развития
международного гуманитарного сотрудничества
Филиппович А.Ю., Филиппович Ю.Н. Основные принципы
проектирования проектно-технологической магистратуры
Философия и история образования
Кожевникова М.Н. Ситуация несогласия и конфликта – резерв
для социальности в образовании
Юркина Н.Н. Материальное положение учащейся молодежи
Российской империи XIX – начала ХХ века
Педагогика профессионального образования
Ибраймов А.Е. Совершенствование дистанционного повышения
квалификации учителей физики
Кириллов И.А. Корпоративное дополнительное профессиональное
обучение производственного коллектива
Браженская Н.Е. Гендерный аспект обучения курсантов вузов
МВД России
Никитовская Г.В. Формирование управленческой компетенции
будущего педагога в системе высшего образования
Назарова С.А. Проблема формирования лексической компетенции
студентов в процессе обучения китайскому языку в научнометодической
литературе
Саперова Д.А. Проблема формирования готовности студентов
к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе
начального иноязычного образования
Бабаниязова Н.П. Современное состояние изучения иностранных
языков в республике Узбекистан: анализ государственных программ
и учебников
Содержание и технологии образования
Минаева Л.В. Методические траектории курса «Страноведение»
Мойса Е.С. Системная текстовая организация лексики при обучении
английскому языку студентов ФФК по специальности «Адаптивная
физическая культура»
Буковский С.Л. Метод и технологии креативного обучения
иностранным языкам в неязыковом вузе
Маланханова А.Е. Использование современных информационнокоммуникационных
технологий в обучении переводу экономического
дискурса с китайского языка на русский язык
Кащук С.М. Технологии Веб 2 0 и межкультурная коммуникация
в обучении иностранным языкам
3 / 2016
62
70
77
85
93
100
107
120
129
136
145
153
Преподаватель XXВЕК
223
42
53
9
22
28
Стр.225
СОДЕРЖАНИЕ
Язык и образование
Царькова В.Б. Содержание иноязычного образования: проблема
создания универсального контекста
Подколзина Т.В. Знание национальной литературы как необходимая
составляющая профессиональной компетенции преподавателя
русского языка как иностранного (на примере китайской литературы)
Коррекционная педагогика
Асланова С.Р. Социальная адаптация при детском церебральном
параличе
Щербакова М.М. Восстановление речи у больных с афазией
при доминировании импрессивных речевых нарушений
Образование и художественное творчество
Катханова Ю.Ф., Дун Юэ. Формирование способности гармоничного
цветового восприятия у художника-педагога
Черемных Г.В. Формирование компетенций бакалавров
при овладении основами композиции в декоративно-прикладном
искусстве
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Вдовченков Е.В. Война как форма экономики у сарматов:
постановка проблемы
224
Маловичко С.И., Рябцев А.В. Время происхождения города Пскова
в российском историописании XVIII века
Кирюхина Е.М. Повседневная жизнь средневековья в работах
современных англо-американских художников
Шпак Г.В. Травелог: поиск универсальной дефиниции Четыре
стратегии репрезентации пространства
Ивочкин Д.А. Вклад духовенства Смоленской епархии в развитие
естественных наук во второй половине XIX – начале ХХ века
Ночвина Б.А. Влияние Первой мировой войны на развитие
геополитических стратегий Германии и СССР
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Лазарева О.М., Никулина Е.А. Изучение некоторых английских
анималистических фразеологизмов в гендерном аспекте
Корецкая О.В. Роль неологизмов в современной общественнополитической
лексике английского языка
Шетэля В.М. К истории редкого имени из пантеона канонических
святых: Моисей Мурин
Ван Ян. Субстантивация и связанные с нею семантические явления
Преподаватель XXВЕК
300
307
315
321
3/ 2016
229
238
249
261
278
291
204
212
191
198
161
175
Стр.226
СОДЕРЖАНИЕ
Золотухин Д.С. Терминологическая триада “langue-langage-parole”
Фердинанда де Соссюра в работах разной степени аутентичности
Мурадова Л.А. Теонимическая лексика в романе Жана-Мишеля
Генассия «Клуб неисправимых оптимистов»
Алрамаднех Дина. Анализ лексемы «СЕРДЦЕ» в поэзии
В В Маяковского
Кваскова Л.В. Дисфемизация речи как коммуникативная тактика
в дискурсе
Агельярова А.С. Роль обособленного обстоятельства
в коммуникативной структуре текста
Мамедов А.Н., Кузьмина Н.Б. Смысловые замены при переводе
грамматических конструкций с модальными глаголами в текстах
общественно-политической тематики (на материале немецкого языка)
Чигирева Е.С. Выразительность нехудожественной речи
Шарапова Е.В. Аномальная сочетаемость «общих» интенсификаторов
в языке Ф М Достоевского
Ван Куанг. Языковая картина мира и специфика ее проявления
во вьетнамской культуре
Наджафи Маеде. Влияние перевода русской литературы на фарси
не из русского языка (на материале трех переводов «Игрока»
Ф М Достоевского)
Литературоведение (10.01.00)
Воропаев В.А. Каждого из нас званье свято Гоголь и император
Николай I К 160-летию со дня смерти Государя Николая Павловича
Бирючин С.В. Реальный факт в дилогии В С Гроссмана «Жизнь
и судьба»: особенности функционирования
Боголюбова В.П. Пикареска в современной немецкой детской
литературе
Сарин Лина. Сетература как художественное явление:
между постмодернизмом и массовой культурой
399
412
422
433
225
329
335
344
352
358
365
371
377
384
392
3 / 2016
Преподаватель XXВЕК
Стр.227
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Modern Education Issues
Leskova I.A. Update of the Content of Higher Education in the Context
of Global Trends in the Development of Education
Glebova L.N. Russian Education in the Context of Development
of International Humanitarian Cooperation
Philippovich A.Yu., Philippovich Yu.N. Basic Principles of Design
of Project and Technology Oriented Masters Degree Programs
Philosophy and History in Education
Kozhevnikova M.N. The Situation of Conflict and Disagreement –
Reserve For the Development of Sociality in Education
Yurkina N.N. Financial Status of University Students in the Russian Empire
in the Late 19th and Early 20th Centuries
Professional Education Pedagogy
Ibraymov A.E. Improvement of Distance Training of Teachers of Physics
Kirillov I.A. Corporate Additional Professional Training of the Personnel
Braginskaya N.E. Gender Aspect of Teaching Cadets of Higher Education
Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Nikitovskaya G.V. Formation of a Managing Competence of a Future
Lecturer in the System of Higher Education
Nazarova S.A. Problem of Formation of Lexical Соmpetence of Students
in the Process of Learning Chinese in Scientific and Methodical Literature
226
Saperova D.A. The Problem of Formation of Students’ Readiness
to Spiritual and Moral Education of Younger Schoolchildren in the Course
of Primary Foreign Language Education
Babaniyzova N.P. Current State of Learning Foreign Languages
in the Republic Uzbekistan: Analysis SES, Programs and Textbooks
Education Topics and Techniques
Minaeva L.V. Methodological Trajectory of the Course “Country Studies”
Moisa E.S. Text System Organization of Vocabulary in Teaching English
Language the Students of Physical Culture Faculty in the Specialty
of “Adaptive Physical Culture”
Bukovskiy S.L. Method and Technologies of Creative Teaching of Foreign
Languages in Non-Linguistic University
Malankhanova A.E. Use of Modern Information and Communication
Technologies in Teaching of Economic Discourse Translation from Chinese
into the Russian Language
Kashcuk S.M. Web 2 0 Technologies and the Cross-Cultural
Communications in Foreign Languages Teaching
Education and Language
Tsarkova V.B. Content of Foreign Language Education: the Problem
of Creating a Universal Context
Преподаватель XXВЕК
161
3/ 2016
42
53
62
70
77
85
93
100
107
120
129
136
145
153
9
22
28
Стр.228
CONTENTS
Podkolzina T.V. Knowledge of National Literature as a Necessary
Component of Professional Competence of Teachers of Russian
as a Foreign Language (On the Example of the Chinese Literature)
175
Defectology
Scherbakova M.M. Recovery of Speech in Patients with Aphasia
with the Dominance of Impressive Speech Disorders
Aslanova S.R. Social Adaptation in Children with Cerebral Palsy
Education and Art
Katkhanova Yu.F., Dun Yue. Forming in Teaching Artists the Ability
to Harmonious Color Perception
Cheremnykh G.V. Formation of the Competences of Bachelors While
Mastering the Basics of Composition in Decorative and Applied Arts
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Vdovchenkov E.V. War as a Form of Economy in the Sarmatian Society:
Problem Statement
Malovichko S.I., Ryabtsev A.V. The Origin of the City of Pskov
in the Russian Historical Writing of the 18th Century
Kiryukhina E.M. The Middle Ages Everyday Life in the Paintings of Modern
English-American Artists
Ivochkin D.A. Contribution of Clergy of the Smolensk Diocese
in the Development of Natural Sciences in the Second Half of XIX –
the Beginning of the XX Century
Shpak G.V. Travelogue: in Search of the Universal Definition
Four Strategies of Space Representation
Nochvina B.A. the Impact of the First World War on the Development
of Geopolitical Strategies of Germany and the USSR
Linguistics
Lazareva O.M., Nikulina E.A. The Study of English Animalistic
Phraseological Units in Gender Aspect
Koretskaya O.V. The Role of Neologisms in Contemporary Sociopolitical
Vocabulary of the English Language
V.M. Szetela On the History of the Rare Name From the Pantheon
of Canonical Saints: Moisey Murin
Wang Yang. About Substantivization and Related Semantic Phenomena
Zolotukhin D.S. Ferdinand De Saussure’s Terminological Triad “LangueLanguage-Parole”
in the Works of Various Authenticity Levels
Muradova L.A. Religious Vocabulary in the Novel of Jean-Michel Genassia
the Incorrigible Optimist Club
Alramadneh D.S. The Analysis of the Lexeme “Heart” in the Poetry
of V V Mayakovskiy
3 / 2016
300
307
315
321
329
335
344
Преподаватель XXВЕК
229
238
249
261
278
291
227
191
198
204
212
Стр.229
CONTENTS
Kvaskova L.V. Dysphemization of the Speech as Communicative Tactics
in the Discourse
Ageliarova A.S. The Role of a Detached Adverbial Modifier
in the Communicative Structure of the Text
Mamedov A.N., Kuzmina N.B. Semantic Changes in Translating Grammar
Constructions with Modal Verbs in Socio-Political Texts
Chigireva E.S. Expressiveness of Non-Literary Speech
Sharapova E.V. Abnormal Co-Occurrence of “General” Intensifiers
in Fyodor Dostoyevsky’s Writing Style
Dang Van Quang. Linguistic Picture of the World and the Specifics
of Its Manifestation in Vietnamese Culture
Najafi Maedeh. The Effects of Translating Russian Literature from NonRussian
Languages on Persian (The Case of Three Translation
of F M Dostoyevsky’s “The Gambler”)
Study in Literature
Voropaev V.А. Everybody’s Rank is Holy Gogol and Emperor Nikolai I
To the 160th Anniversary of the Emperor Nikolai Pavlovich’s Death
Biryuchin S.V. Real Fact in V S Grossman’s Dilogy “Life and Fate”:
Features of Functioning
Bogolyubova V.P. Picaresque Novel in Contemporary German
Children’s Literature
Leena Sareen. Electronic Literature as an Artistic Phenomenon:
Between Post-Modernism and Mass Culture
228
399
412
422
433
352
358
365
371
377
384
392
Преподаватель XXВЕК
3/ 2016
Стр.230