ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогичеких
наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий
Отделом западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
управление» Российской академии наук
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20162
часть 1
педагогических наук,
профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
А.В. Корчинский
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.А. Трубина
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2016
Стр.2
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
2016 2
vol. 1
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A.B. Ananchenko
G.A. Artamonov
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
I.N. Griftsova
A.V. Korchinskiy
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
V.S. Meskov
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
A.S. Obukhov
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
L.A. Trubina
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ
Педагогические науки (13.00.00)
К юбилею Е.А. Левановой
Леванова Е.А. Практическая готовность педагога к профессиональной
деятельности
Мудрик А.В. Ученый-новатор
Серякова С.Б. Технологический подход в проектировании
образовательных программ
Пушкарева Т.В. Педагогическое преобразование как необходимость
совершенствования образовательной действительности
Бахчиева О.А. Проблема формирования духовно-нравственных основ
личности будущего учителя
Бережная И.Ф. Педагогическая технология проектирования
индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе
профессиональной подготовки
Кокорина О.Р. Технологическая карта как средство реализации
содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего
педагогического образования
Субочева М.Л. Современные модели повышения квалификации
педагогических работников СПО
Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии в современном
профессиональном обучении
Игнатенко И.И. Проблемы формирования коммуникативной
культуры личности
Плешаков В.А. О психопластике киберсоциализации человека
Кунаковская Л.А. Деструктивные проявления в профессиональной
деятельности преподавателя вуза
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Гетманская Е.В. Мировые исторические модели преемственности
среднего и высшего образования
Гончаров М.А. Государственное управление учебными заведениями
отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй
половины XIX – начала XX века (на основе архивных источников,
юбилейных обзоров министерств, материалов статистики)
Наминова И.А. Направления повышения квалификации учителей
в России 1920-х годов
Педагогика профессионального образования
Москвина Н.Б. Взаимообусловленность субъектных позиций
преподавателя и студента
2 / 2016
118
Преподаватель XXВЕК
83
92
110
11
21
24
32
38
44
49
54
61
65
71
78
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Мунчинова Л.Д. Самообразование как ресурс модернизации
профессионального развития педагога
Клочкова Н.В., Чепурнова Н.А., Шляхов М.Ю. Формирование базовых
национальных ценностей обучающихся в рамках модернизации
педагогического образования
Турская Е.Р. Сущность и структура профессиональной толерантности
сотрудника органов внутренних дел
Веряев А.А., Татарникова Г.В. Educational Data Mining и Learning
Analytics – направления развития образовательной квалитологии
Талых А.А., Лобашев В.Д., Зименкова Ф.Н. Организация
профориентационной работы в системе непрерывного
этнокультурно-технологического образования
Сысоев Ю.В., Исхаков Р.Х. Система профессионально-мобильной
практики
Содержание и технологии образования
Азиатцева Т.В. Обзор существующих за рубежом курсов, созданных
с применением технологии смешанного обучения
Шилова А.С. Модель индивидуализации профессиональной
подготовки бакалавров на основе интегративно-модульного подхода
к изучению трех иностранных языков
Беляева Е.В. Предпосылки внедрения информационных технологий
в высшем авиационном образовании
Московкина А.Г., Вальдес Одриосола М.С. Разработка балльнорейтинговой
технологии оценки знаний посредством виртуальной
обучающей среды Moodle на модели курса «Основы генетики»
Социальная педагогика
Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование
ценностных ориентиров современной молодежи
4
Язык и образование
Бакланов П.А., Архипова И.В., Жданов Д.О. Принцип агональности
в лингвосоциокультурном подходе к изучению иностранного языка
Камари Д.М. Лексическая интерференция при изучении
русскоговорящими испанской экономической терминологии
Образование и музыка
Радынова О.П., Хазанов П.А., Печерская А.Б. Развитие
профессиональной культуры студентов музыкальных вузов
на занятиях фортепиано: компетентностный подход
Рецензии
Банару Г.А. Современное введение в современную геометрию (Рец :
Кириченко В Ф , Арсеньва О Е Введение в современную геометрию
В 2 частях – Одесса: Печатный дом, 2015)
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Хазина А.В., Софронова Л.В. Человек и ойкумена в философскоутопическом
нарративе греческой классики и эллинизма
Преподаватель XXВЕК
243
2/ 2016
232
224
213
218
205
177
184
191
198
126
133
143
150
161
169
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Бурашников Д.А. Имперский институт истории новой Германии
Вальтера Франка
Костерин С.В. Деятельность «Комитета помощи детям русских
эмигрантов в Польше» по оказанию поддержки детям беженцев
Гурина М.В. Канадский фонд помощи России и продовольственные
поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны
Пискунов С.А. Организация и осуществление перевозки
сельскохозяйственных переселенцев: практика второй
половины 1940-х – 1980-х гг
Протасов Е.Т. Законодательные органы Бурятии и национальногосударственное
строительство в республике (1930–1980):
к постановке проблемы
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Первезенцева О.А. Интонация как фактор регуляции речевого общения
Москвина Т.Н. Методология исследования и описания лексики
островных немецких говоров
Капшутарь Е.С. Метафоризация как средство терминообразования
на примере англоязычной терминологии уголовного права
Шарафутдинова Н.С. Прагмонимы в специальной лексике по авиации
Шетэля В.М. К истории термина «телеграф» в русской речи XIX века
Шафаги Марьям. «Благодарность» в ситуации побуждения
к выполнению просьбы
Швец Э.И. Стереотипные представления во фразеологии
(на материале французского языка)
Ахмади Мирейла, Назари Феззе. Особенности русских и персидских
неполноэквивалентных фразеологизмов
Яфарова Г.Х. Новые обстоятельства как фактор становления
эвфемизмов в языке политики (на примере современного
миграционного дискурса немецкого языка)
Кондакова М.И. Особенности реализации аргументации в британских
студенческих дебатах
Осипова О.А. Некоторые языковые особенности дискурса
радиообмена гражданской авиации
Шипова И.А. Художественный текст как полифоническое образование
(на материале романа Теодора Фонтане „Frau Jenny Treibel“)
Севрюгина Е.В. Присоединенные компоненты как формы выражения
авторской интенции в творчестве М Ю Лермонтова и Н В Гоголя
Литературоведение (10.01.00)
Криницин А.Б. Поэтика и семантика скандала в поздних романах
Ф М Достоевского
Ма Веньин. Аркадий Иванович Свидригайлов – герой романа
Ф М Достоевского «Преступление и наказание» в свете антропонимики
Хроника научной жизни
Нефедова Л.А. Лексика немецкого языка и межкультурность
407
423
437
252
260
274
282
290
300
310
321
327
337
343
349
359
368
377
383
391
401
5
2 / 2016
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
CONTENTS
ANNIVERSARY
To the Anniversary of E.A. Levanova
Levanova E.A. Practical Readiness of Teachers to Professional Activity
Mudrik A.V. The Scholar-Innovator
Seryakova S.B. Technological Approach to Designing of Educational Programs
Pushkareva T.V. Pedagogical Transformation as the Need to Improve
Educational Reality
Bahchieva O.A. Problem of Formation of Spiritual and Moral Foundations
of Future Teacher’s Personality
Berezhnaya I.F. Pedagogical Technology of Designing Individual
Educational Trajectory of Students in the Process of Training
Kokorina O.R. Technological Map as a Means of Promoting
the Implementation of Health Preservation of the Individual in Terms
of Higher Pedagogical Education
Subocheva M.L. Modern Model of Professional Development
of Pedagogical Workers of SPE (Secondary Professional Education)
11
21
24
32
38
44
49
54
Mychko E.I. Practice Oriented Technologies in the Modern Professional Education 61
Ignatenko I.I. Problems of the Formation of Personal Communicative Culture
Pleshakov V.A. About Psychoplasticity of Cybersocialization of the Person
65
71
Kunakovskaya L.A. Destructive Phenomena in the Professional Activity
of a University Lecturer
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
6
Philosophy and History of Education
Getmanskaya E.V. World Historical Patterns of Secondary and Higher
Education Continuity
Goncharov M.A. State Administration of Educational Institutions
by Sectoral Agencies and Ministries in Russia of the Second Half of XIX –
Early XX Century (On the Basis of Archival Sources, Anniversary
Reviews of the Ministries, Statistical Materials)
Naminova I.A. Directions of Professional Development of Teachers
in Russia in 1920s
Professional Education Pedagogy
Moskvina N.B. Interdependence of Teacher and Student Subject Position
Munchinova L.D. Self-Education as a Resource of Modernization
of Teachers Professional Development
Klochkova N.V., Chepurnova N.A., Shlyakhov M.Yu. Formation
of Students’ Basic National Values Within the Modernization
of Teacher Education
Turskaya E.R. The Essence and Structure of Professional Tolerance
of the Employee of Law-Enforcement Bodies
Veryaev A.A., Tatarnikova G.V. Educational Data Mining and Learning
Analytics – Directions of the Educational Qualitology Development
Преподаватель XXВЕК
83
92
110
118
126
133
143
150
2/ 2016
78
Стр.7
CONTENTS
Talih A.A., Lobachev V.D., Zimenkova F.N. Organization
of Vocational Guidance in the System of Continuous Ethno Cultural
and Technological Education
Sysoev Yu.V., Iskhakov R.Kh. System of Professionally-Mobile Practice
Edication Topics and Techniques
Aziatzeva T.V. The Review of Existing Foreign Courses That Use
the Technology of Blended Learning
Shilova A.S. Bachelors’ Professional Training Individualization Model Based
on the Integrative-Modular Approach to Learning Three Foreign Languages
Belyaeva E.V. Prerequisites of Introduction of Information Technologies
in Aviation Higher Education
Moskovkina A.G., Valdes Odriosola M.S. Development of Point-Rating
System of Assessment Using a Virtual Programme (Moodle) on the Model
of the Course “Fundamentals of Genetics”
Social Pedagogy
Varaksin A.V. The Influence of Social Networks on the Formation of Values
of Today’s Youth
Education and Language
Baklanov P.A., Arkhipova I.V., Zhdanov D.O. Agonal Principle in Linguistic
Sociolcultural Approach to Foreign Languages Study
Kamari D.M. Lexical Interference in the Study of Spanish Economic
Terminology by Russians
Education and Music
Radymova O.P., Khazanov P.A., Pecherskaya A.B. Development
of Professional Culture of Students of Musical Institutions in Piano Classes:
the Competence-Based Approach
Review
Bonaru G.A. A Modern Introduction in the Modern Geometry [Review:
Kirichenko V F , Arseneva O E Introduction in the Modern Geometry, I, II
Odessa: Pechatnyi Dom, 2015]
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Khazina A.V., Sofronova L.V. The Man and the Ecumene
in the Philosophical-Utopian Narrative of the Greek Classical
and Hellenistic Period
Burashnikov D.A. Imperial Institute of History of the New Germany
of Walter Frank
Kosterin S.V. The Activity of “The Committee of the Aid For Children
of Russian Emigrants in Poland” To Assist the Refugee Children
Gurina M.V. Canadian Fund of the Help to Russia and Food Supply
to the USSR During the Great Patriotic War
Piskunov S.A. The Organization and Implementation of the Transportation
of Agricultural Migrants: the Practice of the Second Half of the 1940–1980
2 / 2016
243
252
260
274
282
Преподаватель XXВЕК
232
7
224
213
218
205
161
169
177
184
191
198
Стр.8
CONTENTS
Protasov E.T. Legislative Bodies of the Republic of Buryatia and Nation
and State Construction in the Republic (1930–1980): To the Statement
of the Problem
Linguistics
Perevezentsevа O.A. Intonation as a Factor of the Regulation
of Verbal Communication
Moskvina T.N. Research Methodology and Description of the Vocabulary
of the German Island Dialects
Kapshutar E.S. Metaphorization as Term-Formation Means: a Case Study
of English Criminal Law Terminology
Sharafutdinova N.S. Pragmonyms in Aviation Vocabulary
Szetela W.М. Towards the History of the Term Telegraph in Russian Speech
of the 19th Century
Shafaghi Maryam. “Expressing Gratitude” in the Motivation Situationto
Perform the Request
Shvets E.I. Stereotypes in Phraseology (Based on the French Language)
Ahmadi Mirejla, Nazari Fezze. Features of the Russian and Persian
No Full-Equivalent Phraseological Units
Yafarova G.Kh. New Circumstances as a Factor of the Development of New
Euphemisms in the Language of Politics (The Case Study of Migration
Discourse of the German Language)
Kondakova M.I. Argumentation in British Students’ Debates
Osipova O.A. Linguistic Peculiarities of the Discourse of Radiotelephony
in Civil Aviation
Shipova I.A. Literary Text as a Polyphonic Formation (Based on the Novel
by Theodor Fontane „Frau Jenny Treibel“)
Sevryugina E.V. The Connected Components as Different Ways
of Expressing the Author’s Intention in the Works of M Y Lermontov
and N V Gogol
8
Study in Literature
Krinitsyn A.B. The Poetics and Semantics of Scandal
in Dostoevsky’s Later Novels
Ma Wenying. Arkady Svidrigailov in the Novel “Crime and Punishment”
in Terms of Anthroponimics
Scientific Chronicle
Nefedova L.A. Deutscher Wortschatz – interkulturell
407
423
437
300
310
321
327
337
343
349
359
368
377
383
391
401
290
Преподаватель XXВЕК
2/ 2016
Стр.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогичеких
наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий
Отделом западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
управление» Российской академии наук
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20162
часть 2
педагогических наук,
профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
А.В. Корчинский
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.А. Трубина
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2016
Стр.237
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
2016 2
vol. 2
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A.B. Ananchenko
G.A. Artamonov
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
I.N. Griftsova
A.V. Korchinskiy
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
V.S. Meskov
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
A.S. Obukhov
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
L.A. Trubina
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2016
Стр.238
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ
Педагогические науки (13.00.00)
К юбилею Е.А. Левановой
Леванова Е.А. Практическая готовность педагога к профессиональной
деятельности
Мудрик А.В. Ученый-новатор
Серякова С.Б. Технологический подход в проектировании
образовательных программ
Пушкарева Т.В. Педагогическое преобразование как необходимость
совершенствования образовательной действительности
Бахчиева О.А. Проблема формирования духовно-нравственных основ
личности будущего учителя
Бережная И.Ф. Педагогическая технология проектирования
индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе
профессиональной подготовки
Кокорина О.Р. Технологическая карта как средство реализации
содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего
педагогического образования
Субочева М.Л. Современные модели повышения квалификации
педагогических работников СПО
Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии в современном
профессиональном обучении
Игнатенко И.И. Проблемы формирования коммуникативной
культуры личности
Плешаков В.А. О психопластике киберсоциализации человека
Кунаковская Л.А. Деструктивные проявления в профессиональной
деятельности преподавателя вуза
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Гетманская Е.В. Мировые исторические модели преемственности
среднего и высшего образования
Гончаров М.А. Государственное управление учебными заведениями
отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй
половины XIX – начала XX века (на основе архивных источников,
юбилейных обзоров министерств, материалов статистики)
Наминова И.А. Направления повышения квалификации учителей
в России 1920-х годов
Педагогика профессионального образования
Москвина Н.Б. Взаимообусловленность субъектных позиций
преподавателя и студента
2 / 2016
118
Преподаватель XXВЕК
83
92
110
11
21
24
32
38
44
49
54
61
65
71
78
237
Стр.239
СОДЕРЖАНИЕ
Мунчинова Л.Д. Самообразование как ресурс модернизации
профессионального развития педагога
Клочкова Н.В., Чепурнова Н.А., Шляхов М.Ю. Формирование базовых
национальных ценностей обучающихся в рамках модернизации
педагогического образования
Турская Е.Р. Сущность и структура профессиональной толерантности
сотрудника органов внутренних дел
Веряев А.А., Татарникова Г.В. Educational Data Mining и Learning
Analytics – направления развития образовательной квалитологии
Талых А.А., Лобашев В.Д., Зименкова Ф.Н. Организация
профориентационной работы в системе непрерывного
этнокультурно-технологического образования
Сысоев Ю.В., Исхаков Р.Х. Система профессионально-мобильной
практики
Содержание и технологии образования
Азиатцева Т.В. Обзор существующих за рубежом курсов, созданных
с применением технологии смешанного обучения
Шилова А.С. Модель индивидуализации профессиональной
подготовки бакалавров на основе интегративно-модульного подхода
к изучению трех иностранных языков
Беляева Е.В. Предпосылки внедрения информационных технологий
в высшем авиационном образовании
Московкина А.Г., Вальдес Одриосола М.С. Разработка балльнорейтинговой
технологии оценки знаний посредством виртуальной
обучающей среды Moodle на модели курса «Основы генетики»
Социальная педагогика
Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование
ценностных ориентиров современной молодежи
238
Язык и образование
Бакланов П.А., Архипова И.В., Жданов Д.О. Принцип агональности
в лингвосоциокультурном подходе к изучению иностранного языка
Камари Д.М. Лексическая интерференция при изучении
русскоговорящими испанской экономической терминологии
Образование и музыка
Радынова О.П., Хазанов П.А., Печерская А.Б. Развитие
профессиональной культуры студентов музыкальных вузов
на занятиях фортепиано: компетентностный подход
Рецензии
Банару Г.А. Современное введение в современную геометрию (Рец :
Кириченко В Ф , Арсеньва О Е Введение в современную геометрию
В 2 частях – Одесса: Печатный дом, 2015)
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Хазина А.В., Софронова Л.В. Человек и ойкумена в философскоутопическом
нарративе греческой классики и эллинизма
Преподаватель XXВЕК
243
2/ 2016
232
224
213
218
205
177
184
191
198
126
133
143
150
161
169
Стр.240
СОДЕРЖАНИЕ
Бурашников Д.А. Имперский институт истории новой Германии
Вальтера Франка
Костерин С.В. Деятельность «Комитета помощи детям русских
эмигрантов в Польше» по оказанию поддержки детям беженцев
Гурина М.В. Канадский фонд помощи России и продовольственные
поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны
Пискунов С.А. Организация и осуществление перевозки
сельскохозяйственных переселенцев: практика второй
половины 1940-х – 1980-х гг
Протасов Е.Т. Законодательные органы Бурятии и национальногосударственное
строительство в республике (1930–1980):
к постановке проблемы
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Первезенцева О.А. Интонация как фактор регуляции речевого общения
Москвина Т.Н. Методология исследования и описания лексики
островных немецких говоров
Капшутарь Е.С. Метафоризация как средство терминообразования
на примере англоязычной терминологии уголовного права
Шарафутдинова Н.С. Прагмонимы в специальной лексике по авиации
Шетэля В.М. К истории термина «телеграф» в русской речи XIX века
Шафаги Марьям. «Благодарность» в ситуации побуждения
к выполнению просьбы
Швец Э.И. Стереотипные представления во фразеологии
(на материале французского языка)
Ахмади Мирейла, Назари Феззе. Особенности русских и персидских
неполноэквивалентных фразеологизмов
Яфарова Г.Х. Новые обстоятельства как фактор становления
эвфемизмов в языке политики (на примере современного
миграционного дискурса немецкого языка)
Кондакова М.И. Особенности реализации аргументации в британских
студенческих дебатах
Осипова О.А. Некоторые языковые особенности дискурса
радиообмена гражданской авиации
Шипова И.А. Художественный текст как полифоническое образование
(на материале романа Теодора Фонтане „Frau Jenny Treibel“)
Севрюгина Е.В. Присоединенные компоненты как формы выражения
авторской интенции в творчестве М Ю Лермонтова и Н В Гоголя
Литературоведение (10.01.00)
Криницин А.Б. Поэтика и семантика скандала в поздних романах
Ф М Достоевского
Ма Веньин. Аркадий Иванович Свидригайлов – герой романа
Ф М Достоевского «Преступление и наказание» в свете антропонимики
Хроника научной жизни
Нефедова Л.А. Лексика немецкого языка и межкультурность
407
423
437
252
260
274
282
290
300
310
321
327
337
343
349
359
368
377
383
391
401
239
2 / 2016
Преподаватель XXВЕК
Стр.241
CONTENTS
ANNIVERSARY
To the Anniversary of E.A. Levanova
Levanova E.A. Practical Readiness of Teachers to Professional Activity
Mudrik A.V. The Scholar-Innovator
Seryakova S.B. Technological Approach to Designing of Educational Programs
Pushkareva T.V. Pedagogical Transformation as the Need to Improve
Educational Reality
Bahchieva O.A. Problem of Formation of Spiritual and Moral Foundations
of Future Teacher’s Personality
Berezhnaya I.F. Pedagogical Technology of Designing Individual
Educational Trajectory of Students in the Process of Training
Kokorina O.R. Technological Map as a Means of Promoting
the Implementation of Health Preservation of the Individual in Terms
of Higher Pedagogical Education
Subocheva M.L. Modern Model of Professional Development
of Pedagogical Workers of SPE (Secondary Professional Education)
11
21
24
32
38
44
49
54
Mychko E.I. Practice Oriented Technologies in the Modern Professional Education 61
Ignatenko I.I. Problems of the Formation of Personal Communicative Culture
Pleshakov V.A. About Psychoplasticity of Cybersocialization of the Person
65
71
Kunakovskaya L.A. Destructive Phenomena in the Professional Activity
of a University Lecturer
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
240
Philosophy and History of Education
Getmanskaya E.V. World Historical Patterns of Secondary and Higher
Education Continuity
Goncharov M.A. State Administration of Educational Institutions
by Sectoral Agencies and Ministries in Russia of the Second Half of XIX –
Early XX Century (On the Basis of Archival Sources, Anniversary
Reviews of the Ministries, Statistical Materials)
Naminova I.A. Directions of Professional Development of Teachers
in Russia in 1920s
Professional Education Pedagogy
Moskvina N.B. Interdependence of Teacher and Student Subject Position
Munchinova L.D. Self-Education as a Resource of Modernization
of Teachers Professional Development
Klochkova N.V., Chepurnova N.A., Shlyakhov M.Yu. Formation
of Students’ Basic National Values Within the Modernization
of Teacher Education
Turskaya E.R. The Essence and Structure of Professional Tolerance
of the Employee of Law-Enforcement Bodies
Veryaev A.A., Tatarnikova G.V. Educational Data Mining and Learning
Analytics – Directions of the Educational Qualitology Development
Преподаватель XXВЕК
83
92
110
118
126
133
143
150
2/ 2016
78
Стр.242
CONTENTS
Talih A.A., Lobachev V.D., Zimenkova F.N. Organization
of Vocational Guidance in the System of Continuous Ethno Cultural
and Technological Education
Sysoev Yu.V., Iskhakov R.Kh. System of Professionally-Mobile Practice
Edication Topics and Techniques
Aziatzeva T.V. The Review of Existing Foreign Courses That Use
the Technology of Blended Learning
Shilova A.S. Bachelors’ Professional Training Individualization Model Based
on the Integrative-Modular Approach to Learning Three Foreign Languages
Belyaeva E.V. Prerequisites of Introduction of Information Technologies
in Aviation Higher Education
Moskovkina A.G., Valdes Odriosola M.S. Development of Point-Rating
System of Assessment Using a Virtual Programme (Moodle) on the Model
of the Course “Fundamentals of Genetics”
Social Pedagogy
Varaksin A.V. The Influence of Social Networks on the Formation of Values
of Today’s Youth
Education and Language
Baklanov P.A., Arkhipova I.V., Zhdanov D.O. Agonal Principle in Linguistic
Sociolcultural Approach to Foreign Languages Study
Kamari D.M. Lexical Interference in the Study of Spanish Economic
Terminology by Russians
Education and Music
Radymova O.P., Khazanov P.A., Pecherskaya A.B. Development
of Professional Culture of Students of Musical Institutions in Piano Classes:
the Competence-Based Approach
Review
Bonaru G.A. A Modern Introduction in the Modern Geometry [Review:
Kirichenko V F , Arseneva O E Introduction in the Modern Geometry, I, II
Odessa: Pechatnyi Dom, 2015]
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Khazina A.V., Sofronova L.V. The Man and the Ecumene
in the Philosophical-Utopian Narrative of the Greek Classical
and Hellenistic Period
Burashnikov D.A. Imperial Institute of History of the New Germany
of Walter Frank
Kosterin S.V. The Activity of “The Committee of the Aid For Children
of Russian Emigrants in Poland” To Assist the Refugee Children
Gurina M.V. Canadian Fund of the Help to Russia and Food Supply
to the USSR During the Great Patriotic War
Piskunov S.A. The Organization and Implementation of the Transportation
of Agricultural Migrants: the Practice of the Second Half of the 1940–1980
2 / 2016
243
252
260
274
282
Преподаватель XXВЕК
232
241
224
213
218
205
161
169
177
184
191
198
Стр.243
CONTENTS
Protasov E.T. Legislative Bodies of the Republic of Buryatia and Nation
and State Construction in the Republic (1930–1980): To the Statement
of the Problem
Linguistics
Perevezentsevа O.A. Intonation as a Factor of the Regulation
of Verbal Communication
Moskvina T.N. Research Methodology and Description of the Vocabulary
of the German Island Dialects
Kapshutar E.S. Metaphorization as Term-Formation Means: a Case Study
of English Criminal Law Terminology
Sharafutdinova N.S. Pragmonyms in Aviation Vocabulary
Szetela W.М. Towards the History of the Term Telegraph in Russian Speech
of the 19th Century
Shafaghi Maryam. “Expressing Gratitude” in the Motivation Situationto
Perform the Request
Shvets E.I. Stereotypes in Phraseology (Based on the French Language)
Ahmadi Mirejla, Nazari Fezze. Features of the Russian and Persian
No Full-Equivalent Phraseological Units
Yafarova G.Kh. New Circumstances as a Factor of the Development of New
Euphemisms in the Language of Politics (The Case Study of Migration
Discourse of the German Language)
Kondakova M.I. Argumentation in British Students’ Debates
Osipova O.A. Linguistic Peculiarities of the Discourse of Radiotelephony
in Civil Aviation
Shipova I.A. Literary Text as a Polyphonic Formation (Based on the Novel
by Theodor Fontane „Frau Jenny Treibel“)
Sevryugina E.V. The Connected Components as Different Ways
of Expressing the Author’s Intention in the Works of M Y Lermontov
and N V Gogol
242
Study in Literature
Krinitsyn A.B. The Poetics and Semantics of Scandal
in Dostoevsky’s Later Novels
Ma Wenying. Arkady Svidrigailov in the Novel “Crime and Punishment”
in Terms of Anthroponimics
Scientific Chronicle
Nefedova L.A. Deutscher Wortschatz – interkulturell
407
423
437
300
310
321
327
337
343
349
359
368
377
383
391
401
290
Преподаватель XXВЕК
2/ 2016
Стр.244