ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКциОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
контрастивной лингвистики МПГУ, заместитель директора
Института языкознания РАН
Жог Валерий Иванович,
доктор философских наук, профессор кафедры социальной
педагогики и психологии МПГУ
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
заведующий Отделом западноевропейского средневековья и раннего
нового времени Института всеобщей истории РАН
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
20144
часть 1
педагогических наук,
профессор,
первый проректор
МПГУ
РЕДАКциОННАЯ
КОЛЛЕГиЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
М.Д. Котова
Е.А. Леванова
В.В. Маландин
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.В. Трегубова
Л.А. Трубина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Верстальщик
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2014
Стр.2
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
2014 4
vol. 1
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional
Education “Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Chairman,
Contrastive Linquistics Department, Moscow State Pedagogical
University, Deputy Director, Institute of Linguistics, Russian
Academy of Sciences
Valery I. Zhog, ScD (Philosophy), Professor, Chairman,
Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State
Pedagogical University
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Sciences, Head of the Department of
West European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of
General History, Russian Academy of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
the First Vice-rector
of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A. B. Ananchenko
G. A. Artamonov
O. V. Vorobyova
I. N. Griftsova
M. D. Kotova
E. A. Levanova
V. V. Malandin
V. S. Meskov
N. A. Nikolina
E. A. Nikulina
A. S. Obukhov
N. I. Ryzhova
S. B. Seryakova
L. V. Tregubova
L. A. Trubina
Executive
editor
O. V. Vorobyova
Designer
N. I. Lisova
© MSPU, 2014
Стр.3
содержание
От редактОра
Каракозов С.Д. Содержательная и формальная составляющие
профессиональной подготовки современного преподавателя
ЮБИЛеЙ
Лубков А.В. Солженицын – Тарковский и «Андрей Рублев»
НаУка, ОБраЗОВаНИе, кУЛЬтУра
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Громова О.Н., Рыжова Н.И., Чайка В.Н. Ценностные ориентиры
как основа духовной составляющей профессиональной
деятельности специалиста в условиях трансформации
современного социума
Латуха О.А., Пушкарев Ю.В., Пушкарева Е.А. Образованность
как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем
развития современного общества
Лоскутова И.М. Стратегии снижения образовательных рисков
индивидуальными агентами социального пространства
Философия и история образования
Меськов В.С., Холкина А.С. Философия образования
Как научиться учить – по материалам книги Дуга Лемова
“Teach Like a Champion”
Педагогика профессионального образования
Володина С.А. Мотивация обучения современных студентов
педагогического вуза
Козырева О.А. Сущность магистерской подготовки в системе
высшего педагогического образования
Сысоев Ю.В., Семенов В.Г., Таракин Д.С. Формирование структуры
конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях
современного общества
Тарасова С.А. Сущностная характеристика прогностической
компетентности медицинского работника
Ахметзянова А.Т. Формирование социокультурных компетенций
будущих педагогов в процессе внеучебной деятельности
Содержание и технологии образования
Малинин Н.В., Понамарев М.В. Концептуальные основы электронного
обучения в современном вузе
4 / 2014
97
Преподаватель XXвек
68
73
78
83
90
50
3
20
32
40
9
12
Стр.4
содержание
Веселовская Ю.А., Кузина Н.Г., Сидорова Н.В. Интернеттехнологии:
особенности построения методической
системы обучения
Альтиментова Д.Ю., Гданский Н.И. Применение адаптации
при тестировании знаний в условиях компьютерного обучения
Боженкова Л.И., Соколова Е.В. Критериальное оценивание
как необходимое условие достижения предметных и метапредметных
результатов в обучении геометрии
Амелина С.Ю. Теоретическое моделирование процесса формирования
интегративного знания студентов языковых специальностей
Тюнякин А.И. Сущность и содержание понятия аксиологический
подход применительно к процессу подготовки будущих магистров
по направлению 050100 «Педагогическое образование»
(иностранные языки)
Умеренков С.Ю. Модель профессионально-речевой подготовки
будущего учителя иностранных языков в рамках реализации
культуросообразной парадигмы
Игнатова М.Н. Основные принципы преодоления грамматической
интерференции в процессе соизучения нескольких языков
на основе рационального подхода
Педагогическая наука – школе
Задорина О.С. Проектирование урока в соответствии с принципами
педагогической режиссуры
Ковалева Т.М. Образовательное путешествие как педагогическая
технология в работе современного учителя
Шелестова З.А. Выразительное чтение как средство
совершенствования коммуникативной культуры учителя
4
Бариушанов Номин. Профессиональная компетентность педагогов
в создании инновационной образовательной среды в начальных
классах в школах Монголии
Образование и физическая культура
Сафошин А.В. Научные принципы подготовки спортсменов в системе
ценностей восточных единоборств
ФУНдаМеНтаЛЬНаЯ НаУка ВУЗаМ
Философские науки (09.00.00)
Шелковников А.Ю. Роль философии в формировании
научного мировоззрения
Грифцова И.Н. Проблемы языка, логики и коммуникации
в концепции Пор-Рояля
Яшин Б.Л. Неявное знание в математике
Кузнецова С.В. Учение о всеедином сущем в метафизике
В С Соловьева
Свирида С.А. Место иррационального в концепции рациональности
и субъекта в классическом марксизме и у М А Лифшица
Преподаватель XXвек
209
217
229
237
244
4/ 2014
192
162
171
180
187
110
115
126
136
142
149
156
Стр.5
содержание
Исторические науки (07.00.00)
Вдовченков Е.В. Экзополитарная модель политогенеза: случай
донских сарматов
Дворецкая И.А., Носова Е.С. Трансформация языческой идеи
гибели мира под влиянием христианского вероучения
в Скандинавских странах в X–XI вв
Ильин С.В. Существовало ли страхование в древней руси?
Волков В.А. Вятский поход Данилы Щени в 1489 году
Имашева М.М. Мустафа Лутфи Измайлов – лидер астраханского
регионального общественного движения мусульман начала ХХ века
Пискунов С.А. Внутриобластное переселение: российская практика,
вторая половина 1940-х – 1980-е гг
Зверева Г.И. Советская история в цифровых рассказах
на ю-тьюбе
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Гумовская Г.Н. Профессональный дискурс и средства его организации
Блох М.Я., Головнёва Ю.В. К вопросу о месте метафор в системе
языка (на материале метафор внутреннего мира)
Севрюгина Е.В. Структурное соотношение базовой и присоединяемой
частей предложения
Шипова И.А. Номинативные предложения в художественном тексте
как знак (на материале немецкого языка)
Туяков В.Н. Некоторые просодические маркеры иронии
в звучащей речи
Сюй Лайди. О словесном ударении и речевом ударении
Трухачева Д.А. Сферы проявления языковой корректности
(на материале немецкого языка)
Санков М.И. Языковые средства выражения концепта «ограниченные
физические возможности» в американской лингвокультуре
(на материале юридического, медицинского, спортивного
и образовательного дискурсов)
Ахмади Зейнаб. Извинение в иранской культуре
Литературоведение (10.01.00)
Чуйков П.Л. Из истории каторжных замыслов Ф М Достоевского
По страницам «Сибирской тетради» писателя
Кривенко О.А. Проблема подлинного и неподлинного путей развития
человека и общества в творчестве К Н Леонтьева
Читая книги (10.01.00)
Славина В.А. Возвращение литературы
Научная хроника
Дьяковские чтения (Ю В Куликова)
326
333
344
349
356
361
368
376
384
392
400
406
412
5
252
263
270
277
283
299
310
4 / 2014
Преподаватель XXвек
Стр.6
contents
From the editor
Karakozov S.D. Substantive and Formal Components of Professional
Training of Modern Teacher
ANNiVerSArY
Lubkov A.V. Alexander Solzhenitsyn – Andrey Tarkovsky
and “Andrei Rublyov”
SCieNCe, edUCAtioN, CULtUre
Pedagogy
Modern Educational Issues
Gromova O.N., Ryzhova N.I., Chaika V.N. Values as the Basis
of the Spiritual Component of Professional Activity of a Specialist
in the Transformation of Modern Society
Latukha O.A., Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Education
as a Leading Value in Solving Social and Economic Problems
of Modern Society Development
Loskutova I.M. Strategies to Reduce Educational Risks by the Individual
Agents of Social Space
6
Philosophy and History of Education
Meskov V.S., Kholkina A.S. Philosophy of Education How to Learn
to Teach-Based on Doug Lemov’s Book “Teach Like a Champion”
Professional Education Pedagogy
Volodina S.A. Motivation for Training Modern Students
of Pedagogical Universities
Kozyreva O.A. The Essence of Master Training in the System
of Higher Pedagogical Education
Sysoev Yu.V., Semenov V.G., Tarakin D.S. The Formation of the Structure
of Competitiveness and Students’ Self-Realization in Modern Society
Tarasova S.A. Essential Characteristic of Doctor’s Prognostic Competence
Akhmetzyanova A.T. Formation of Social and Cultural Competences
of Future Teachers in the Course of Extracurricular Activities
Educational Topics and Techniques
Malinin N.V., Ponomarev M.V. Conceptual Framework of E-Learning
Development in Modern Universities
Veselovskaya Y.A., Kuzina N.G., Sidorova N.V. Internet Technologies:
Features of Constructing Methodical System of Training
Преподаватель XXвек
97
110
4/ 2014
68
73
78
83
90
50
20
32
40
12
9
Стр.7
contents
Altimentova D.Yu., Gdansky N.I. Application of Adaptation When Testing
Knowledge in Terms of Computer Training
Bozhenkova L.I., Sokolova E.V. Сriteria-Based Assessment
as a Necessary Prerequisite of Achieving Subject and Meta-Subject Results
in Teaching Geometry
Amelina S.Yu. Creating a Theoretical Model for the Integral Knowledge
Formation of Students Specializing in Foreign Languages
Tyuniakin A.I. The Essence and Content of the Term Axiological Approach
in Application to the Process of Professional Training of Masters in Pedagogy
(Specialization: Foreign Languages)
Umerenkov S.Yu. Model of Professional and Speech Training
for Training Future Teachers of Foreign Languages in the Frameworks
of Culture-Based Paradigm
Ygnatova M.N. Princples of Grammar Interference Avoidance
in the Process of Learning Several Languages
on the Basis of the Rational Approach
Pedagogy Science to School
Zadorina O.S. The Design of the Lesson in Accordance with the Principles
of the Pedagogical Direction
Kovaleva T.M. Educational Trip as a Pedagogical Technology
in the Working Process of a Modern Teacher
Shelestova Z.A. Expressive Reading as a Means of Improving
the Communicative Culture of Teachers
Bariushanov Nomin. Professional Competence of Teachers
in Creating Innovative Educational Environment in the Elementary Grades
in Schools in Mongolia
Education and Physical Culture
Safoshin A.V. Scientific Principles in Training Athletes
Within the Value-Based System of Martial Arts
FUNdAmeNtAL SCieNCe to hiGher edUCAtioN iNStitUtioNS
Philosophy
Shelkovnikov A.Yu. The Role of Philosophy in Shaping
the Scientific Outlook
Griftsova I.N. The Problems of Language, Logic and Communication
in The Port-Royal’s Conception
Yashin B.L. Tacit Knowledge in Mathematics
Kuznetsova S.V. The Doctrine of All-Unity in V S Solovyov’s
Metaphysics
Svirida S.A. The Place of the Irrational in the Concept of the Rationality
and Subject in Classical Marxism and in Works of M A Lifshitz
History
Vdovchenkov E.V. Ekzopolitarian Model of Politogenesis:
The Case of Don Sarmatians
4 / 2014
252
Преподаватель XXвек
209
217
229
237
244
192
7
162
171
180
187
115
126
136
142
149
156
Стр.8
contents
Dvoretskaya I.A., Nosova E.C. The Transformation of the Pagan Ideas
of the Death of the World under the Influence of Christianity
in the Scandinavian Countries in X–XI cс
Ilin S.V. Was There Insurance in Ancient Russia?
Volkov V.A. 1489 Vyatka Campaign of Danila Shchenya
Imasheva M.M. Mustafa Lutfi Izmailov – Leader of the Astrakhan Regional
Public Movement of the Muslims of the Early Twentieth Century
Piskunov S.A. Intraregional Relocation: Russian Practice,
the Second Half of 1940–1980s
Zvereva G.I. Soviet History in the Digital Stories on YouTube
Philology
Linguistics
Gumovskaja G.N. Professional Discourse and the Means
of Its Organization
Blokh M.Ya., Golovnyova Yu.V. Metaphors of Inner World
and Their Position in the System of Language
Sevrjugina E.V. The Structural Relationship of the Base
and Joining Parts of a Sentence
Shipova I.A. Nominative Sentences in the Literary Text as a Sign
(on German Language Material)
Tuyakov V.N. Prosodic Cues of Irony in Oral Speech
XU Laidi. On “Word Stress” and “Speech Stress”
Truhacheva D.A. Areas of Manifestation of Linguistic Correctness
(Based on Examples from German Language)
Sankov M.I. Language Means of Expression of the Concept ’Limited
Physical Abilities’ in American Linguoculture (a Case Study of Legal,
Medical, Sports & Educational Discourse)
8
Ahmadi Zeinab. Apology in Iranian Culture
Study of Literature
Chuikov P.L. From the History of Dostoevsky’s Exile Ideas
(Based on “Siberian Notebook”)
Krivenko O.A. The Problem of Real and Unreal Ways in the Development
of Man and Society in Works of K N Leontiev
Reading Books
Slavina V.A. Revival of the Literature
The Scientific Chronicle
“Dyakovsky Readings” 2014 (Yu V Kulikova)
326
333
344
349
356
361
368
376
384
392
400
406
412
263
270
277
283
299
310
Преподаватель XXвек
4/ 2014
Стр.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКциОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
контрастивной лингвистики МПГУ, заместитель директора
Института языкознания РАН
Жог Валерий Иванович,
доктор философских наук, профессор кафедры социальной
педагогики и психологии МПГУ
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
заведующий Отделом западноевропейского средневековья и раннего
нового времени Института всеобщей истории РАН
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
20144
часть 2
педагогических наук,
профессор,
первый проректор
МПГУ
РЕДАКциОННАЯ
КОЛЛЕГиЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
М.Д. Котова
Е.А. Леванова
В.В. Маландин
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.В. Трегубова
Л.А. Трубина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Верстальщик
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2014
Стр.203
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
2014 4
vol. 2
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional
Education “Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Chairman,
Contrastive Linquistics Department, Moscow State Pedagogical
University, Deputy Director, Institute of Linguistics, Russian
Academy of Sciences
Valery I. Zhog, ScD (Philosophy), Professor, Chairman,
Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State
Pedagogical University
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Sciences, Head of the Department of
West European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of
General History, Russian Academy of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
the First Vice-rector
of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A. B. Ananchenko
G. A. Artamonov
O. V. Vorobyova
I. N. Griftsova
M. D. Kotova
E. A. Levanova
V. V. Malandin
V. S. Meskov
N. A. Nikolina
E. A. Nikulina
A. S. Obukhov
N. I. Ryzhova
S. B. Seryakova
L. V. Tregubova
L. A. Trubina
Executive
editor
O. V. Vorobyova
Designer
N. I. Lisova
© MSPU, 2014
Стр.204
содержание
От редактОра
Каракозов С.Д. Содержательная и формальная составляющие
профессиональной подготовки современного преподавателя
ЮБИЛеЙ
Лубков А.В. Солженицын – Тарковский и «Андрей Рублев»
НаУка, ОБраЗОВаНИе, кУЛЬтУра
Педагогические науки (13.00.00)
Актуальные проблемы образования
Громова О.Н., Рыжова Н.И., Чайка В.Н. Ценностные ориентиры
как основа духовной составляющей профессиональной
деятельности специалиста в условиях трансформации
современного социума
Латуха О.А., Пушкарев Ю.В., Пушкарева Е.А. Образованность
как ведущая ценность в решении социально-экономических проблем
развития современного общества
Лоскутова И.М. Стратегии снижения образовательных рисков
индивидуальными агентами социального пространства
Философия и история образования
Меськов В.С., Холкина А.С. Философия образования
Как научиться учить – по материалам книги Дуга Лемова
“Teach Like a Champion”
Педагогика профессионального образования
Володина С.А. Мотивация обучения современных студентов
педагогического вуза
Козырева О.А. Сущность магистерской подготовки в системе
высшего педагогического образования
Сысоев Ю.В., Семенов В.Г., Таракин Д.С. Формирование структуры
конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях
современного общества
Тарасова С.А. Сущностная характеристика прогностической
компетентности медицинского работника
Ахметзянова А.Т. Формирование социокультурных компетенций
будущих педагогов в процессе внеучебной деятельности
Содержание и технологии образования
Малинин Н.В., Понамарев М.В. Концептуальные основы электронного
обучения в современном вузе
4 / 2014
97
Преподаватель XXвек
68
73
78
83
90
50
203
20
32
40
9
12
Стр.205
содержание
Веселовская Ю.А., Кузина Н.Г., Сидорова Н.В. Интернеттехнологии:
особенности построения методической
системы обучения
Альтиментова Д.Ю., Гданский Н.И. Применение адаптации
при тестировании знаний в условиях компьютерного обучения
Боженкова Л.И., Соколова Е.В. Критериальное оценивание
как необходимое условие достижения предметных и метапредметных
результатов в обучении геометрии
Амелина С.Ю. Теоретическое моделирование процесса формирования
интегративного знания студентов языковых специальностей
Тюнякин А.И. Сущность и содержание понятия аксиологический
подход применительно к процессу подготовки будущих магистров
по направлению 050100 «Педагогическое образование»
(иностранные языки)
Умеренков С.Ю. Модель профессионально-речевой подготовки
будущего учителя иностранных языков в рамках реализации
культуросообразной парадигмы
Игнатова М.Н. Основные принципы преодоления грамматической
интерференции в процессе соизучения нескольких языков
на основе рационального подхода
Педагогическая наука – школе
Задорина О.С. Проектирование урока в соответствии с принципами
педагогической режиссуры
Ковалева Т.М. Образовательное путешествие как педагогическая
технология в работе современного учителя
Шелестова З.А. Выразительное чтение как средство
совершенствования коммуникативной культуры учителя
204
Бариушанов Номин. Профессиональная компетентность педагогов
в создании инновационной образовательной среды в начальных
классах в школах Монголии
Образование и физическая культура
Сафошин А.В. Научные принципы подготовки спортсменов в системе
ценностей восточных единоборств
ФУНдаМеНтаЛЬНаЯ НаУка ВУЗаМ
Философские науки (09.00.00)
Шелковников А.Ю. Роль философии в формировании
научного мировоззрения
Грифцова И.Н. Проблемы языка, логики и коммуникации
в концепции Пор-Рояля
Яшин Б.Л. Неявное знание в математике
Кузнецова С.В. Учение о всеедином сущем в метафизике
В С Соловьева
Свирида С.А. Место иррационального в концепции рациональности
и субъекта в классическом марксизме и у М А Лифшица
Преподаватель XXвек
209
217
229
237
244
4/ 2014
192
162
171
180
187
110
115
126
136
142
149
156
Стр.206
содержание
Исторические науки (07.00.00)
Вдовченков Е.В. Экзополитарная модель политогенеза: случай
донских сарматов
Дворецкая И.А., Носова Е.С. Трансформация языческой идеи
гибели мира под влиянием христианского вероучения
в Скандинавских странах в X–XI вв
Ильин С.В. Существовало ли страхование в древней руси?
Волков В.А. Вятский поход Данилы Щени в 1489 году
Имашева М.М. Мустафа Лутфи Измайлов – лидер астраханского
регионального общественного движения мусульман начала ХХ века
Пискунов С.А. Внутриобластное переселение: российская практика,
вторая половина 1940-х – 1980-е гг
Зверева Г.И. Советская история в цифровых рассказах
на ю-тьюбе
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Гумовская Г.Н. Профессональный дискурс и средства его организации
Блох М.Я., Головнёва Ю.В. К вопросу о месте метафор в системе
языка (на материале метафор внутреннего мира)
Севрюгина Е.В. Структурное соотношение базовой и присоединяемой
частей предложения
Шипова И.А. Номинативные предложения в художественном тексте
как знак (на материале немецкого языка)
Туяков В.Н. Некоторые просодические маркеры иронии
в звучащей речи
Сюй Лайди. О словесном ударении и речевом ударении
Трухачева Д.А. Сферы проявления языковой корректности
(на материале немецкого языка)
Санков М.И. Языковые средства выражения концепта «ограниченные
физические возможности» в американской лингвокультуре
(на материале юридического, медицинского, спортивного
и образовательного дискурсов)
Ахмади Зейнаб. Извинение в иранской культуре
Литературоведение (10.01.00)
Чуйков П.Л. Из истории каторжных замыслов Ф М Достоевского
По страницам «Сибирской тетради» писателя
Кривенко О.А. Проблема подлинного и неподлинного путей развития
человека и общества в творчестве К Н Леонтьева
Читая книги (10.01.00)
Славина В.А. Возвращение литературы
Научная хроника
Дьяковские чтения (Ю В Куликова)
326
333
344
349
356
361
368
376
384
392
400
406
412
205
252
263
270
277
283
299
310
4 / 2014
Преподаватель XXвек
Стр.207
contents
From the editor
Karakozov S.D. Substantive and Formal Components of Professional
Training of Modern Teacher
ANNiVerSArY
Lubkov A.V. Alexander Solzhenitsyn – Andrey Tarkovsky
and “Andrei Rublyov”
SCieNCe, edUCAtioN, CULtUre
Pedagogy
Modern Educational Issues
Gromova O.N., Ryzhova N.I., Chaika V.N. Values as the Basis
of the Spiritual Component of Professional Activity of a Specialist
in the Transformation of Modern Society
Latukha O.A., Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Education
as a Leading Value in Solving Social and Economic Problems
of Modern Society Development
Loskutova I.M. Strategies to Reduce Educational Risks by the Individual
Agents of Social Space
206
Philosophy and History of Education
Meskov V.S., Kholkina A.S. Philosophy of Education How to Learn
to Teach-Based on Doug Lemov’s Book “Teach Like a Champion”
Professional Education Pedagogy
Volodina S.A. Motivation for Training Modern Students
of Pedagogical Universities
Kozyreva O.A. The Essence of Master Training in the System
of Higher Pedagogical Education
Sysoev Yu.V., Semenov V.G., Tarakin D.S. The Formation of the Structure
of Competitiveness and Students’ Self-Realization in Modern Society
Tarasova S.A. Essential Characteristic of Doctor’s Prognostic Competence
Akhmetzyanova A.T. Formation of Social and Cultural Competences
of Future Teachers in the Course of Extracurricular Activities
Educational Topics and Techniques
Malinin N.V., Ponomarev M.V. Conceptual Framework of E-Learning
Development in Modern Universities
Veselovskaya Y.A., Kuzina N.G., Sidorova N.V. Internet Technologies:
Features of Constructing Methodical System of Training
Преподаватель XXвек
97
110
4/ 2014
68
73
78
83
90
50
20
32
40
12
9
Стр.208
contents
Altimentova D.Yu., Gdansky N.I. Application of Adaptation When Testing
Knowledge in Terms of Computer Training
Bozhenkova L.I., Sokolova E.V. Сriteria-Based Assessment
as a Necessary Prerequisite of Achieving Subject and Meta-Subject Results
in Teaching Geometry
Amelina S.Yu. Creating a Theoretical Model for the Integral Knowledge
Formation of Students Specializing in Foreign Languages
Tyuniakin A.I. The Essence and Content of the Term Axiological Approach
in Application to the Process of Professional Training of Masters in Pedagogy
(Specialization: Foreign Languages)
Umerenkov S.Yu. Model of Professional and Speech Training
for Training Future Teachers of Foreign Languages in the Frameworks
of Culture-Based Paradigm
Ygnatova M.N. Princples of Grammar Interference Avoidance
in the Process of Learning Several Languages
on the Basis of the Rational Approach
Pedagogy Science to School
Zadorina O.S. The Design of the Lesson in Accordance with the Principles
of the Pedagogical Direction
Kovaleva T.M. Educational Trip as a Pedagogical Technology
in the Working Process of a Modern Teacher
Shelestova Z.A. Expressive Reading as a Means of Improving
the Communicative Culture of Teachers
Bariushanov Nomin. Professional Competence of Teachers
in Creating Innovative Educational Environment in the Elementary Grades
in Schools in Mongolia
Education and Physical Culture
Safoshin A.V. Scientific Principles in Training Athletes
Within the Value-Based System of Martial Arts
FUNdAmeNtAL SCieNCe to hiGher edUCAtioN iNStitUtioNS
Philosophy
Shelkovnikov A.Yu. The Role of Philosophy in Shaping
the Scientific Outlook
Griftsova I.N. The Problems of Language, Logic and Communication
in The Port-Royal’s Conception
Yashin B.L. Tacit Knowledge in Mathematics
Kuznetsova S.V. The Doctrine of All-Unity in V S Solovyov’s
Metaphysics
Svirida S.A. The Place of the Irrational in the Concept of the Rationality
and Subject in Classical Marxism and in Works of M A Lifshitz
History
Vdovchenkov E.V. Ekzopolitarian Model of Politogenesis:
The Case of Don Sarmatians
4 / 2014
252
Преподаватель XXвек
209
217
229
237
244
192
207
162
171
180
187
115
126
136
142
149
156
Стр.209
contents
Dvoretskaya I.A., Nosova E.C. The Transformation of the Pagan Ideas
of the Death of the World under the Influence of Christianity
in the Scandinavian Countries in X–XI cс
Ilin S.V. Was There Insurance in Ancient Russia?
Volkov V.A. 1489 Vyatka Campaign of Danila Shchenya
Imasheva M.M. Mustafa Lutfi Izmailov – Leader of the Astrakhan Regional
Public Movement of the Muslims of the Early Twentieth Century
Piskunov S.A. Intraregional Relocation: Russian Practice,
the Second Half of 1940–1980s
Zvereva G.I. Soviet History in the Digital Stories on YouTube
Philology
Linguistics
Gumovskaja G.N. Professional Discourse and the Means
of Its Organization
Blokh M.Ya., Golovnyova Yu.V. Metaphors of Inner World
and Their Position in the System of Language
Sevrjugina E.V. The Structural Relationship of the Base
and Joining Parts of a Sentence
Shipova I.A. Nominative Sentences in the Literary Text as a Sign
(on German Language Material)
Tuyakov V.N. Prosodic Cues of Irony in Oral Speech
XU Laidi. On “Word Stress” and “Speech Stress”
Truhacheva D.A. Areas of Manifestation of Linguistic Correctness
(Based on Examples from German Language)
Sankov M.I. Language Means of Expression of the Concept ’Limited
Physical Abilities’ in American Linguoculture (a Case Study of Legal,
Medical, Sports & Educational Discourse)
208
Ahmadi Zeinab. Apology in Iranian Culture
Study of Literature
Chuikov P.L. From the History of Dostoevsky’s Exile Ideas
(Based on “Siberian Notebook”)
Krivenko O.A. The Problem of Real and Unreal Ways in the Development
of Man and Society in Works of K N Leontiev
Reading Books
Slavina V.A. Revival of the Literature
The Scientific Chronicle
“Dyakovsky Readings” 2014 (Yu V Kulikova)
326
333
344
349
356
361
368
376
384
392
400
406
412
263
270
277
283
299
310
Преподаватель XXвек
4/ 2014
Стр.210