Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Преподаватель XXI век

Преподаватель XXI век №3 2010 (400,00 руб.)

0   0
Страниц386
ID652921
Аннотация«Преподаватель XXI век» – общероссийский журнал о мире образования, входящий в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Целевая аудитория журнала: профессорско-преподавательский состав вузов; академические работники и эксперты в области высшего образования; докторанты, аспиранты и магистранты российских и зарубежных университетов и научно-образовательных учреждений
Преподаватель XXI век .— Москва : МПГУ .— 2010 .— №3 .— 386 с. — URL: https://rucont.ru/efd/652921 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Преподаватель_XXI_век_№3_2010.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.195
Стр.196
Стр.197
Стр.198
Стр.199
Стр.200
Преподаватель_XXI_век_№3_2010.pdf
СОДЕРЖАНИЕ НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Инновационные процессы в образовании Картузов А. В. Особенности информатизации управления качеством образования в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Катуржевская О. В. Внутривузовский мониторинг подготовки выпускников в управлении качеством образовательного процесса вуза . . . . . . .15 Антонова А. В., Виштак Н. М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Даньшина С. А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Актуальные проблемы образования Миронова О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа развития компетентностного подхода в образовании . . . . .31 Насипов А. Ж. К модели формирования технологической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 Симакова Е. Н. Ноксологическая компетентность студентов технического вуза – будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 Хабибова Н. Е. К проблеме оценки эффективности профилактических программ в образовательном пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 Гурьев А. В. Формирование условий сохранения здоровья учащихся и учителей в общеобразовательном учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Содержание и технологии образования Андреенко Е. А. Обучающее воспитание в вузе: из опыта преподавания гуманитарных дисциплин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 Егорова У. Ф. Этнокультурный аспект развития творческости студентов. . . . . .58 Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к подготовке будущих учителей музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Кучугурова Н. Д., Кучугуров И. В. Формы и методы формирования профессиональных умений будущих специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Михайлишина Г. Ф. Формирование современного стиля мышления при обучении физике в вузе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 Умаралиева М. Т. Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 Безбородова Л. А., Гантумур Энхжаргал. Тенденции развития начального образования в Монголии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Мансурова С. Е. Анализ современного состояния изучения человека в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 Суслова И. Б. Этика И. Канта и проблематика воспитания нравственной культуры учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 Мубинова З. Ф. Поликультурное воспитание в российском обществе: основные подходы и авторская модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 3 / 2010 Преподаватель XXВЕК 1
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Дементьев Д. Н. Становление патриотического воспитания в отечественной педагогике и образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Скворцова Т. К. Отечественный и зарубежный опыт обучения ручному труду в историческом аспекте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 Гончаров М. А. Становление и развитие высшего образования в России в XVIII веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 Буянова Н. Б. Становление и развитие методики профессионального обучения хоровых дирижеров в дореволюционной России . . . . . . . . . . . . . . . . .141 Цыкина Ю. Ю. Учебные заведения г. Казани и их роль в формировании кадров марийских музыкантов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Цориева И. Т. О проблеме подготовки национальных кадров специалистов на Северном Кавказе во второй половине 1940–1950-х гг. . . . . .158 Киселёв А. К. Краткий очерк истории и современности образовательной политики в полиции стран Евросоюза . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ Чибухашвили В. А. Актуальный речевой опыт и языковая интуиция как условие эффективности работы по овладению культурой речи . . . . . . . . . .170 Мощева С. В. Формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции (размышления о современном языковом образовании в неязыковом вузе). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175 Белякова Е. А. Формирование лингвистической компетенции у студентов факультета иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 Разуваева Т. А. Формирование читательской компетенции будущих учителей иностранного языка в рамках компетентностной модели образования . . . . . . .186 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ 2 Физико-математические науки Тулинцев А. Е. Анализ экспериментальных результатов изучения контента понятия «время» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Новиков А. Д. Исследование функций на убывание и возрастание в контексте фундаментализации математического образования . . . . . . . . . . . .207 Гребёнкин М. Ф., Лобова Л. П. Молекулярное моделирование плоских углеродных структур от бензола до графена в образовательных целях . . . . . .215 Философские науки Гарпушкин В. Е. О теориях социального универсализма . . . . . . . . . . . . . . . . . .220 Безуглова Н. П. Культура как ресурс экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Макеева М. В. Справедливость как нормативно-ценностный регулятор общественных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235 Исторические науки Егерева Т. А. Семейная жизнь русских консерваторов начала XIX века . . . . . .241 Аксенова Г. В. Государственный канцлер Н. П. Румянцев – организатор русской науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 Преподаватель XXВЕК 3/ 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Прончатова В. П. Государственный контролёр и общественный деятель Т. И. Филиппов (1825–1899 гг.): опыт исторического анализа. . . . . . . . . . . . . . .254 Благодетелева Е. Д. Корпорация присяжных поверенных во второй половине XIX – начале XX вв.: институциональный аспект формирования . . . .259 Соколов Е. Н. Принятие первого революционного бюджета Советской республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 Буймистр С. В. Оркестровая педаль: история, классификация . . . . . . . . . . . . .267 Филологические науки Радзиховская В. К. Профессиональная специализация лексики в системе функционально-семантической категории взаимности: учитель – ученик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271 Иосифова В. Е. Побудительные высказывания, выражающие запрещение. . .279 Санжеева Л. Ц. Каузативы в поэтике бурятского эпоса о Гэсэре и их эквиваленты в русском и английском языках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284 Потапова Г. А. Именная префиксация как активный деривационный процесс словообразования современного русского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . .290 Морозова И. А. Субъективные значения лексемы «женщина» в современном русском языке (на основе данных направленного ассоциативного эксперимента) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297 Чоудхури О. Л. Учебная модель организации номинативного поля концепта «зима» в целях обучения русскому языку финских студентов . . . . . .306 Шуралёв А. М. Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов при анализе художественного текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 Маслова А. Г. Времена года в поэзии Г. Р. Державина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317 Махотина И. Ю. Фольклорная драма «Лодка» в репертуаре цыганского хора (запись А. А. Панкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 Кадырова С. М. Особенности очерка Абдуллы Омарова «Как живут лаки». . .329 Психологические науки Суворова Г. А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 да Сильва Л. А. Рефлексия интеллектуальных операций . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 Социологические науки Святославский А. В. Культура увековечения и проблема коллективной памяти в современной России (на материалах социологических исследований в московском регионе). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350 Томилов В. А. Выбор профессии как фактор социальноэкономического риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .359 Васильев И. А. Роль образовательных учреждений и вузов в подготовке молодых педагогов (фрагменты ряда конкретных социологических исследований) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .368 3 / 2010 Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376 Преподаватель XXВЕК 3
Стр.4
CONTENTS SCIENCE, EDUCATION AND TECHNIQUES Innovational Processes in Education Kartuzov A. V. Peculiarities of Informatization of University Education Quality Management . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Katurzhevskaya O. V. University Graduates Training Inside Monitoring in the Framework of University Education Quality Management . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Antonova A. V., Vishtak N. M. Information Technologies as a Basic Component of Innovations in Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Danshina S. A. Innovations in Extended Vocational Education . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Modern Educational Issues Mironova O. A. Federal State Educational Standard as Foundation for Developing Competence-Based Approach in Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 Nasipov A. Z. On Developing a Person’s Technological Culture. . . . . . . . . . . . . . . . .35 Simakova E. N. Noxology Competence of Technical College Students, Future Life Safety Experts. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 Khabibova N. E. On the Problem of Efficiency Estimation of Preventive Programmes in Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 Guriev A. V. Developing Conditions for Schoolchildren and Teachers’ Health Care . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Educational Topics and Techniques Andreyenko E. A. Education Through Training in University: from the Experience of Teaching Humanitites. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 4 Yegorova U. F. Ethnocultural Aspect of Students’ Creativity Development. . . . . . . . .58 Karpushina L. P. Ethnocultural Approach to Training Future Teachers of Music . . . .63 Kuchugurova N. D., Kuchugurov I. V. Forms and Methods of Future Specialists’ Professional Skills Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Mikhailishina G. F. Developing Modern Style of Thinking in University Physics Training. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 Umaraliyeva M. Т. Role of Research Work in Developing Students’ Independence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 Bezborodova L. A., Anshzhargal Gantumur. Tendencies of development of primary education in Mongolia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 PHILOSOPHY AND HISTORY OF EDUCATION Mansurova S. E. Analysing Modern State of Studying Man in Secondary Schools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 Suslova I. B. Immanuel Kant’s Ethics and Problems of Students’ Moral Education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 Mubinova Z. F. Polycultural Education in the Russian Society: Main Approaches and the Author’s Model . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 Преподаватель XXВЕК 3/ 2010
Стр.5
CONTENTS Dementyev D. N. Patriotic Education Development in Russian Pedagogy and Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Skvortsova T. K. Historical Aspect of Teaching Manual Work in Russia and Abroad . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 Goncharov M. A. Formation and Development of Higher Education in Russia in the 18th Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 Buyanova N. B. Formation and Development of Choirmasters’ Vocational Training in Pre-Revolutionary Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141 Tsykina U. U. Educational Establishments of the City of Kazan and Their Role in Developing Mari Musicians. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Tsorieva I. T. On Training Local Professional Personnel in the North Caucasus in Late 1940’s – 1950’s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158 Kiselyov A. K. Brief Sketch on History and Present State of Police Educational Policy in the Countries of the European Union . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 LANGUAGE AND EDUCATION Chibukhashvili V. A. Actual speech experience and language intuition as an efficiency condition in developing speech culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170 Mosсheva S. V. Developing Professionally Oriented Linguistic Competence (Reflections on the Modern Foreign Language Teaching in Technical Higher School). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175 Belyakova Y. A. Developing Foreign Language Department Students’ Linguistic Competence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 Razuvayeva T. A. Developing Future Foreign Language Teachers’ Reading Competence in the Framework of Competence-Based Education . . . . . . . . . . . . . . .186 FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS Physics and Mathematics Tulintsev A. E. Analyzing Experimental Results of Studying the ‘Time’ Concept Content . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Novikov A. D. A New Approach to the Study of Functions on the Decrease and Increase in the Context of Fundamentalization of Mathematical Education . . . .207 Grebyonkin M. F., Lobova L. P. Molecular Modeling of Flat Carbon Structures from Benzol to Graphen in Educational Purposes. . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 Philosophy Garpushkin V. E. On Theories of Social Universalism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220 Bezuglova N. P. Culture as an Economic Resource . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Makeyeva M. V. Justice as a Value Regulator of Public Relations . . . . . . . . . . . . . .235 History Yegereva T. A. Family Life of Russian Conservatives in Early 19th Century . . . . . .241 Aksyonova G. V. Chancellor of the Russian Empire Nikolay Petrovich Rumyantsev as Russian Science Institutor . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 3 / 2010 Преподаватель XXВЕК 5
Стр.6
CONTENTS Pronchatova V. P. Filippov T. I (1825–1899) as Statesman and Public Figure: an Attempt of Historical Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254 Blagodeteleva E. D. Attorney Corporation in Late 19th – Early 20th Centuries in Russia: Institutional Development Aspect . . . . . . . . . . . . . . .259 Sokolov E. N. Adoption of the First Revolutionary Budget of the Soviet Republic . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 Buymistre S. V. History and Classification of Orchestral Pedal . . . . . . . . . . . . . . . .267 Philology Radzikhovskaya V. K. Professional Orientation of Vocabulary in the System of the Functional Semantic Category of “учитель – ученик” / “teacher – student” in Russian (to thematic classification of the semantic field of the functional semantic category of mutuality) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271 Iosifova V. E. Imperative Sentences Expressing Prohibition . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 Sanzheyeva L. Ts. Causatives in the Poetics of the Buryat Epic of Geser and Their Equivalents in Russian and English . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284 Potapova G. A. Nominal Prefixion as an Active Derivational Nomination Process in Modern Russian. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290 Morozova I. A. Subjective Meanings of the Woman Lexeme in Modern Russian (Based on the Results of a Directing Associative Experiment). . . . . . . . . . .297 Chowdhury O. L. Teaching Model of Organizing the Nominative Field of the Winter Concept in Teaching Russian to Finnish Students . . . . . . . . . . . . . . . .306 Shuralyov A. M. Revealing Conceptual Essence of Key Image Words in Literary Text Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 Maslova A. G. Seasons in the Poetry of G. R. Derzhavin . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317 6 Makhotina I. U. Folklore Drama «Лодка» (“The Boat”) in а Roma Choir Repertoire (A. A. Pankov’s Record) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 Kadyrova S. M. Peculiarities of Abdulla Omarov’s Essay “How Lakis Live” . . . . . . .329 Psychology Suvorova G. A., Nesterova A. U. Current Issues of Psychological Analysis of Learning Tasks on Students’ Conceptualization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 Livio Antonio da Silva. Reflection of Intellectual Operations . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 Sociology Svyatoslavsky A. V. Commemoration Culture and Problem of Collective Memory in Present-Day Russia (Based on the Results of Some Sociological Studies in the Moscow Region). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350 Tomilov V. A. Occupation Choice as a Factor of Social and Economic Risk . . . . . .359 Vasiliev I. A. Role of Educational Institutions and Universities in Training Novice Teachers (Fragments of a Number of Sociological Studies). . . . . . . . . . . . . .368 Information about the authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .380 Преподаватель XXВЕК 3/ 2010
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Инновационные процессы в образовании Картузов А. В. Особенности информатизации управления качеством образования в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Катуржевская О. В. Внутривузовский мониторинг подготовки выпускников в управлении качеством образовательного процесса вуза . . . . . . .15 Антонова А. В., Виштак Н. М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Даньшина С. А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Актуальные проблемы образования Миронова О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа развития компетентностного подхода в образовании . . . . .31 Насипов А. Ж. К модели формирования технологической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 Симакова Е. Н. Ноксологическая компетентность студентов технического вуза – будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 Хабибова Н. Е. К проблеме оценки эффективности профилактических программ в образовательном пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 Гурьев А. В. Формирование условий сохранения здоровья учащихся и учителей в общеобразовательном учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Содержание и технологии образования Андреенко Е. А. Обучающее воспитание в вузе: из опыта преподавания гуманитарных дисциплин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 Егорова У. Ф. Этнокультурный аспект развития творческости студентов. . . . . .58 Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к подготовке будущих учителей музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Кучугурова Н. Д., Кучугуров И. В. Формы и методы формирования профессиональных умений будущих специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Михайлишина Г. Ф. Формирование современного стиля мышления при обучении физике в вузе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 Умаралиева М. Т. Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 Безбородова Л. А., Гантумур Энхжаргал. Тенденции развития начального образования в Монголии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Мансурова С. Е. Анализ современного состояния изучения человека в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 Суслова И. Б. Этика И. Канта и проблематика воспитания нравственной культуры учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 Мубинова З. Ф. Поликультурное воспитание в российском обществе: основные подходы и авторская модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 3 / 2010 Преподаватель XXВЕК 193
Стр.195
СОДЕРЖАНИЕ Дементьев Д. Н. Становление патриотического воспитания в отечественной педагогике и образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Скворцова Т. К. Отечественный и зарубежный опыт обучения ручному труду в историческом аспекте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 Гончаров М. А. Становление и развитие высшего образования в России в XVIII веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 Буянова Н. Б. Становление и развитие методики профессионального обучения хоровых дирижеров в дореволюционной России . . . . . . . . . . . . . . . . .141 Цыкина Ю. Ю. Учебные заведения г. Казани и их роль в формировании кадров марийских музыкантов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Цориева И. Т. О проблеме подготовки национальных кадров специалистов на Северном Кавказе во второй половине 1940–1950-х гг. . . . . .158 Киселёв А. К. Краткий очерк истории и современности образовательной политики в полиции стран Евросоюза . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ Чибухашвили В. А. Актуальный речевой опыт и языковая интуиция как условие эффективности работы по овладению культурой речи . . . . . . . . . .170 Мощева С. В. Формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции (размышления о современном языковом образовании в неязыковом вузе). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175 Белякова Е. А. Формирование лингвистической компетенции у студентов факультета иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 Разуваева Т. А. Формирование читательской компетенции будущих учителей иностранного языка в рамках компетентностной модели образования . . . . . . .186 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ 194 Физико-математические науки Тулинцев А. Е. Анализ экспериментальных результатов изучения контента понятия «время» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Новиков А. Д. Исследование функций на убывание и возрастание в контексте фундаментализации математического образования . . . . . . . . . . . .207 Гребёнкин М. Ф., Лобова Л. П. Молекулярное моделирование плоских углеродных структур от бензола до графена в образовательных целях . . . . . .215 Философские науки Гарпушкин В. Е. О теориях социального универсализма . . . . . . . . . . . . . . . . . .220 Безуглова Н. П. Культура как ресурс экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Макеева М. В. Справедливость как нормативно-ценностный регулятор общественных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235 Исторические науки Егерева Т. А. Семейная жизнь русских консерваторов начала XIX века . . . . . .241 Аксенова Г. В. Государственный канцлер Н. П. Румянцев – организатор русской науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 Преподаватель XXВЕК 3/ 2010
Стр.196
СОДЕРЖАНИЕ Прончатова В. П. Государственный контролёр и общественный деятель Т. И. Филиппов (1825–1899 гг.): опыт исторического анализа. . . . . . . . . . . . . . .254 Благодетелева Е. Д. Корпорация присяжных поверенных во второй половине XIX – начале XX вв.: институциональный аспект формирования . . . .259 Соколов Е. Н. Принятие первого революционного бюджета Советской республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 Буймистр С. В. Оркестровая педаль: история, классификация . . . . . . . . . . . . .267 Филологические науки Радзиховская В. К. Профессиональная специализация лексики в системе функционально-семантической категории взаимности: учитель – ученик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271 Иосифова В. Е. Побудительные высказывания, выражающие запрещение. . .279 Санжеева Л. Ц. Каузативы в поэтике бурятского эпоса о Гэсэре и их эквиваленты в русском и английском языках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284 Потапова Г. А. Именная префиксация как активный деривационный процесс словообразования современного русского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . .290 Морозова И. А. Субъективные значения лексемы «женщина» в современном русском языке (на основе данных направленного ассоциативного эксперимента) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297 Чоудхури О. Л. Учебная модель организации номинативного поля концепта «зима» в целях обучения русскому языку финских студентов . . . . . .306 Шуралёв А. М. Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов при анализе художественного текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 Маслова А. Г. Времена года в поэзии Г. Р. Державина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317 Махотина И. Ю. Фольклорная драма «Лодка» в репертуаре цыганского хора (запись А. А. Панкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 Кадырова С. М. Особенности очерка Абдуллы Омарова «Как живут лаки». . .329 Психологические науки Суворова Г. А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 да Сильва Л. А. Рефлексия интеллектуальных операций . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 Социологические науки Святославский А. В. Культура увековечения и проблема коллективной памяти в современной России (на материалах социологических исследований в московском регионе). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350 Томилов В. А. Выбор профессии как фактор социальноэкономического риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .359 Васильев И. А. Роль образовательных учреждений и вузов в подготовке молодых педагогов (фрагменты ряда конкретных социологических исследований) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .368 3 / 2010 Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376 Преподаватель XXВЕК 195
Стр.197
CONTENTS SCIENCE, EDUCATION AND TECHNIQUES Innovational Processes in Education Kartuzov A. V. Peculiarities of Informatization of University Education Quality Management . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Katurzhevskaya O. V. University Graduates Training Inside Monitoring in the Framework of University Education Quality Management . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Antonova A. V., Vishtak N. M. Information Technologies as a Basic Component of Innovations in Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Danshina S. A. Innovations in Extended Vocational Education . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Modern Educational Issues Mironova O. A. Federal State Educational Standard as Foundation for Developing Competence-Based Approach in Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 Nasipov A. Z. On Developing a Person’s Technological Culture. . . . . . . . . . . . . . . . .35 Simakova E. N. Noxology Competence of Technical College Students, Future Life Safety Experts. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 Khabibova N. E. On the Problem of Efficiency Estimation of Preventive Programmes in Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 Guriev A. V. Developing Conditions for Schoolchildren and Teachers’ Health Care . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Educational Topics and Techniques Andreyenko E. A. Education Through Training in University: from the Experience of Teaching Humanitites. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 196 Yegorova U. F. Ethnocultural Aspect of Students’ Creativity Development. . . . . . . . .58 Karpushina L. P. Ethnocultural Approach to Training Future Teachers of Music . . . .63 Kuchugurova N. D., Kuchugurov I. V. Forms and Methods of Future Specialists’ Professional Skills Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Mikhailishina G. F. Developing Modern Style of Thinking in University Physics Training. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 Umaraliyeva M. Т. Role of Research Work in Developing Students’ Independence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 Bezborodova L. A., Anshzhargal Gantumur. Tendencies of development of primary education in Mongolia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 PHILOSOPHY AND HISTORY OF EDUCATION Mansurova S. E. Analysing Modern State of Studying Man in Secondary Schools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 Suslova I. B. Immanuel Kant’s Ethics and Problems of Students’ Moral Education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 Mubinova Z. F. Polycultural Education in the Russian Society: Main Approaches and the Author’s Model . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 Преподаватель XXВЕК 3/ 2010
Стр.198
CONTENTS Dementyev D. N. Patriotic Education Development in Russian Pedagogy and Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 Skvortsova T. K. Historical Aspect of Teaching Manual Work in Russia and Abroad . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 Goncharov M. A. Formation and Development of Higher Education in Russia in the 18th Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 Buyanova N. B. Formation and Development of Choirmasters’ Vocational Training in Pre-Revolutionary Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141 Tsykina U. U. Educational Establishments of the City of Kazan and Their Role in Developing Mari Musicians. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Tsorieva I. T. On Training Local Professional Personnel in the North Caucasus in Late 1940’s – 1950’s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158 Kiselyov A. K. Brief Sketch on History and Present State of Police Educational Policy in the Countries of the European Union . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 LANGUAGE AND EDUCATION Chibukhashvili V. A. Actual speech experience and language intuition as an efficiency condition in developing speech culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170 Mosсheva S. V. Developing Professionally Oriented Linguistic Competence (Reflections on the Modern Foreign Language Teaching in Technical Higher School). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175 Belyakova Y. A. Developing Foreign Language Department Students’ Linguistic Competence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 Razuvayeva T. A. Developing Future Foreign Language Teachers’ Reading Competence in the Framework of Competence-Based Education . . . . . . . . . . . . . . .186 FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS Physics and Mathematics Tulintsev A. E. Analyzing Experimental Results of Studying the ‘Time’ Concept Content . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Novikov A. D. A New Approach to the Study of Functions on the Decrease and Increase in the Context of Fundamentalization of Mathematical Education . . . .207 Grebyonkin M. F., Lobova L. P. Molecular Modeling of Flat Carbon Structures from Benzol to Graphen in Educational Purposes. . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 Philosophy Garpushkin V. E. On Theories of Social Universalism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220 Bezuglova N. P. Culture as an Economic Resource . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Makeyeva M. V. Justice as a Value Regulator of Public Relations . . . . . . . . . . . . . .235 History Yegereva T. A. Family Life of Russian Conservatives in Early 19th Century . . . . . .241 Aksyonova G. V. Chancellor of the Russian Empire Nikolay Petrovich Rumyantsev as Russian Science Institutor . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 3 / 2010 Преподаватель XXВЕК 197
Стр.199
CONTENTS Pronchatova V. P. Filippov T. I (1825–1899) as Statesman and Public Figure: an Attempt of Historical Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254 Blagodeteleva E. D. Attorney Corporation in Late 19th – Early 20th Centuries in Russia: Institutional Development Aspect . . . . . . . . . . . . . . .259 Sokolov E. N. Adoption of the First Revolutionary Budget of the Soviet Republic . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 Buymistre S. V. History and Classification of Orchestral Pedal . . . . . . . . . . . . . . . .267 Philology Radzikhovskaya V. K. Professional Orientation of Vocabulary in the System of the Functional Semantic Category of “учитель – ученик” / “teacher – student” in Russian (to thematic classification of the semantic field of the functional semantic category of mutuality) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271 Iosifova V. E. Imperative Sentences Expressing Prohibition . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 Sanzheyeva L. Ts. Causatives in the Poetics of the Buryat Epic of Geser and Their Equivalents in Russian and English . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284 Potapova G. A. Nominal Prefixion as an Active Derivational Nomination Process in Modern Russian. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290 Morozova I. A. Subjective Meanings of the Woman Lexeme in Modern Russian (Based on the Results of a Directing Associative Experiment). . . . . . . . . . .297 Chowdhury O. L. Teaching Model of Organizing the Nominative Field of the Winter Concept in Teaching Russian to Finnish Students . . . . . . . . . . . . . . . .306 Shuralyov A. M. Revealing Conceptual Essence of Key Image Words in Literary Text Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 Maslova A. G. Seasons in the Poetry of G. R. Derzhavin . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317 198 Makhotina I. U. Folklore Drama «Лодка» (“The Boat”) in а Roma Choir Repertoire (A. A. Pankov’s Record) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 Kadyrova S. M. Peculiarities of Abdulla Omarov’s Essay “How Lakis Live” . . . . . . .329 Psychology Suvorova G. A., Nesterova A. U. Current Issues of Psychological Analysis of Learning Tasks on Students’ Conceptualization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 Livio Antonio da Silva. Reflection of Intellectual Operations . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 Sociology Svyatoslavsky A. V. Commemoration Culture and Problem of Collective Memory in Present-Day Russia (Based on the Results of Some Sociological Studies in the Moscow Region). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350 Tomilov V. A. Occupation Choice as a Factor of Social and Economic Risk . . . . . .359 Vasiliev I. A. Role of Educational Institutions and Universities in Training Novice Teachers (Fragments of a Number of Sociological Studies). . . . . . . . . . . . . .368 Information about the authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .380 Преподаватель XXВЕК 3/ 2010
Стр.200

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.