ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2019
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ,
доктор географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН,
доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.2
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике
и информатике Института математики и информатики МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры
и спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Сибгатуллина А. Т., главный научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН,
доктор филологических наук, профессор
Стр.3
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика и
управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2019
С требованиями к предоставляемым материалам и сопутствующей информацией
можно ознакомиться на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.4
Science and School
№ 6, 2019
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi Province
(China), PhD
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., director of the Institute “Higher School of Education”, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign
member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of
the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of
Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of
the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian
Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State University,
ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.5
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Associate Professor
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center
of human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, the
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Стр.6
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2019
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 30.12.2019. Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 15.
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Боброва С. В., Князев В. Н. Язык поэзии как феномен лингвистической
картины мира
Пронин В. А. Страсти по Фаусту
Садеги Сахлабад Зейнаб. Тень «Шинели» Н В Гоголя над рассказами
Дж Але-Ахмада
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Рыжова Н. И., Филимонова Е. В., Королева Н. Ю. Направления
подготовки бакалавров педагогического образования основам
робототехники
Табатадзе Л. М. Электронная информационно-образовательная среда
как ресурс подготовки кадров креативных индустрий на уровне среднего
профессионального образования
Радынова О. П. К проблеме развития музыкальных способностей детей
в дошкольном возрасте
Артеменко О. И., Кузьмин М. Н. Модели организации
общеобразовательной деятельности, обеспечивающие условия развития
языков народов России
Белкина А. П., Иванова Н. В. Развитие коммуникативных
и профессионально-методических умений иноязычной коммуникации
будущего учителя иностранного языка на основе интегрированного подхода
Евтухова А. С., Арапова С. А., Полякова А. А., Матюшенко А. М.,
Нефёдова В. В. Выполнение проектных и исследовательских работ
по медицине в школе: проблемы, перспективы и опыт сотрудничества
с городской клинической больницей
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подругина И. А., Левушкина О. Н., Ильичева И. В., Сергеева Д. В.
Пути совершенствования профессиональных компетенций педагогов
в области обучения школьников проектно-исследовательской деятельности
Раздобарина Л. А., Зубрилин К. М. Особенности профориентационной
работы Художественно-графического факультета Московского
педагогического государственного университета Традиции и перспектива
Наука и Школа № 6’2019
88
96
7
33
46
56
61
70
77
11
18
26
Стр.8
Содержание
Болгова Ю. А. Педагогическое исследование проблемы формирования
познавательной самостоятельности студентов-медиков: логика
построения эксперимента
Жук Л. В. Диагностика уровня развития пространственного мышления
будущих учителей математики в процессе обучения геометрии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Кортунов Г. М., Борунова Е. Б., Боровских Т. А. Развитие
саморегуляции учебной деятельности учащихся при изучении химии в школе
Иванова Н. В. Музейные рекламные ролики как средство обучения
иностранному языку и культуре
Наджафов И. А. Педагогическая технология развития менеджерских
способностей студентов на дискуссионно-аргументативных занятиях
Чиркова Н. И., Павлова О. А. Развитие математической
наблюдательности у младших школьников
Эйрих Н. В., Фишман Б. Е. Опыт использования игровых технологий
в оценивании качества знаний (на примере математики)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Мелетичев В. В., Харитонова Е. В. Профессиональные склонности
и мотивация обучающихся как условие успешности выбора
и освоения профессии
Самылкина Н. Н. Основные подходы к построению структуры
и содержания школьного курса информатики углубленного уровня
Шилова И. М. Коррекция межличностного взаимодействия умственно
отсталых учащихся младших классов посредством сюжетно-ролевой игры
Шафикова И. Р. Компоненты профессиональной иноязычной
читательской компетенции студентов технического вуза
Орлова Л. К. Принципы продуктивного применения компьютерных игр
в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Ковалев В. И. Спутниковая система развития культуры речи
школьников: аксиологический аспект
Соколова Г. Е. Изучение истории эстетики русского языка и речи
на занятиях с иностранными студентами
Денисова Л. П. Ревнители отечественного образования и науки
(к юбилею профессора А Д Дейкиной)
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Нагель О. П. Социализация детей от 0 до 12 средствами современных
мультфильмов
Мишуткина И. И., Слесаренко О. Н. Компьютерный сленг в речи
младших школьников (на материале языка игры “Clash of Clans”)
Гончаров А. С., Макарова О. С. Особенности употребления
прилагательных “smart”, “clever”, “intelligent” в английском языке
Пирлик Н. Ю. Историческая обусловленность преподавания правовых
дисциплин в высших учебных заведениях России
226
234
241
246
204
208
220
163
171
183
191
197
116
125
132
140
148
101
108
8
Наука и Школа № 6’2019
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Bobrova S. V., Knyazev V. N. Language of poetry as a phenomenon
of the linguistic picture of the world
Pronin V. A. Faust passion
Sadeghi Sahlabad Zeinab. The shadow of N V Gogol’s “Overcoat”
over the stories of Jalal Al-e-Ahmad
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Ryzhova N. I., Filimonova E. V., Koroleva N. Yu. Directions of training
bachelors of pedagogical education to the basics of robotics
Tabatadze L. M. Electronic information and education environment
as a resource for training creative industries at the level of secondary
vocational education
Radynova O. P. Development of preschool children’s musical abilities
Artemenko O. I., Kuzmin M. N. Models of organizing the general educational
activity, providing conditions for the development of languages of the peoples
of Russia
Belkina A. P., Ivanova N. B. An integrated approach to the development
of communicative, professional and methodical skills of the future teacher’s
foreign language communication
Evtuchova A. S., Arapova S. A., Polyakova A. A., Matyushenko A. M.,
Nefedova V. V. Research projects in medicine at school: problems, prospects
and experience of collaboration with the city clinical hospital
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Podrugina I. A., Levushkina O. N., Ilyicheva I. V., Sergeeva D. V. Ways
of improving teachers’ professional competencies in the field of training
schoolchildren in project and research activity
Razdobarina L. A., Zubrilin K. M. Features of career guidance of art
and graphics faculty of Moscow Pedagogical State University Traditions
and prospects
88
96
33
46
56
61
70
77
11
18
26
Наука и Школа № 6’2019
9
Стр.10
Contents
Bolgova Yu. A. Pedagogical research of the problem of forming cognitive
independence of medical students: logic of the experimental design
Zhuk L. V. Diagnostics of the level of development of future mathematics
teachers’ spatial thinking in the process of teaching geometry
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Kortunov G. M., Borunova E. B., Borovskih T. A. Development of students’
self-regulation in studying chemistry at school
Ivanova N. V. Museum commercials as means for teaching foreign languages
and culture
Najafov I. A. Pedagogical technology of developing the students’
management abilities at the discussion-argument classes
Chirkova N. I., Pavlova O. A. Development of mathematical observation
in younger students
Eyrikh N. V., Fishman B. E. Experience of using game technologies
in assessment of knowledge quality (on the example of mathematics)
PEDAGOGICAL SEARCH
Meletichev V. V., Charitonova E. V. Students’ vocational aptitude
and motivation as a condition for the success in choosing and mastering
a profession
Samylkina N. N. The main approaches to making the structure and content
of the school course of Computer Science more advanced
Shilova I. M. Correction of interpersonal interaction of mentally retarded
primary school students by means of plot and role play
Shafikova I. R. Components of second-language reading competency
of engineering students
Orlova L. K. Principles of productive use of computer games in the process
of a foreign language communicative competence formation
SCIENTIFIC SCHOOLS
Kovalev V. I. Satellite system of developing schoolchildren’s culture
of speech: axiological aspect
Sokolova G. Е. Studying the history of aesthetics of Russian language
and speech at the lessons with foreign students
Denisova L. P. Advocates of national science and education (to Professor
A D Deykina’s anniversary)
THE FLOOR IS GIVEN....
Nagel O. P. Socialization of children from 0 to 12 by means of modern
cartoons
Mishutkina I. I., Slesarenko O. N. Computer slang in the speech of junior
school students (based on the language of the game “Clash of Clans”)
Goncharov A. S., Makarova O. S. Special aspects of the use of adjectives
“smart”, “clever”, “intelligent” in the English
Pirlik N. Yu. Historical conditioning of teaching legal disciplines in higher
educational institutions of Russia
226
234
241
246
204
208
220
163
171
183
191
197
116
125
132
140
148
101
108
10
Наука и Школа № 6’2019
Стр.11