ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2018
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А.Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), PhD
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Лукацкий М. А., заведующий лабораторией теоретической педагогики и
философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета
медико-биологического и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук, доктор
психологических наук, профессор
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения
математике Математического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Никитина Э. К., начальник департамента педагогики Института педагогики и
психологии образования, ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Потапов Д. А., заместитель главного редактора научно-методического журнала
«Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование»,
кандидат педагогических наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа
образования» МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Уваров А. Ю., старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра
«Информатика и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, профессор
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2018
Стр.4
Science and School
№ 6, 2018
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Goldberg E. A., PhD, Director, Luria Neuroscience Institute
Goncharov M. A., ScD in Education, director of the Institute “Higher School
of Education”, Moscow Pedagogical State University
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Lukatskiy M. A., head of the laboratory of theoretical pedagogy and philosophy
of education, Federal state budgetary scientific institution “Institute of education
development strategy of Russian Academy of Education”, ScD in Education, PhD
in Philosophy, corresponding member of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute of Strategy for the Development
of Education, Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian
Academy of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute
of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD
in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for the Development of Education,Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of
Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.5
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities
Faculty, “Stavropol State Medical University”, PhD in Education, ScD in Psychology
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Federal State
Educational Institution of Higher Professional Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Nikitina E. K., Head of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology
of Education, PhD in Education, Moscow Pedagogical State University
Potapov D. A., Deputy Editor-in-Chief, scientific and methodical journal “Art and
Education”, LLC “International Center of Art and Education”, PhD in Education
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2018
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 18.12.2018. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 25.
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
Педагогические науки (13.00.00)
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сороковых Г. В. Мультимедийное пространство профессиональной подготовки
учителя иностранного языка
Сотникова Н. Н., Черепкова Н. В., Артеменко О. Н. Разработка, реализация
и роль модуля «Основы вожатской деятельности» в системе непрерывных
практик студентов: результаты исследования на примере работы окружного
координационного центра Северо-Кавказского федерального округа
Атанасян С. Л., Деза Е. И., Чуйкова Н. В. К вопросу о вступительных экзаменах
на математический факультет Московского педагогического государственного
университета (магистерская программа «Базовое и углубленное обучение
геометрии в общеобразовательных организациях»)
Синичкина Н. Е. «Трудные разговоры» в педагогических коллективах:
этико-речевой аспект
Алейникова К. А. К вопросу об основных понятиях американской психологопедагогической
науки
Тютюнова Ю. М. Рисование с натуры, по памяти, по представлению
и по воображению на пленэре: современная практика
Харитонова И. В., Рязанова Е. А. Системное использование медийных
средств обучения грамматике французского языка на основном этапе общего
образования (на примере согласования времен в косвенной речи)
Чжан Цзюньна, Дмитриев Ю. А. Традиционное нравственное воспитание детей
дошкольного возраста в Китае
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ван И, Кузьменко Г. А. Эволюция содержания программно-нормативного
обеспечения физического воспитания школьников в Китае
Смирнова В. А. Конструирование учебных задач по курсу биологии 5–6 классов
средствами педагогический таксономии
Баракова Е. А. Учебная исследовательская деятельность – основа
формирования регулятивных УУД (на примере обучения математике)
Сюн Сяоли, Ситниченко М. Я. Исследование отношения учителей начальных
школ Китая к использованию цифровых образовательных ресурсов
77
86
95
101
9
16
24
32
38
46
54
67
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Завалишина Л. В. Психологические составляющие эффективного обучения
(на примере коммуникативной педагогики ФРГ)
Зубрилин К. М., Аманжолов С. А., Скворцов К. А. Изучение орнамента
как способ формирования художественно-творческой активности студентов
художественно-графических факультетов педагогических вузов
Кузнецов Е. С. Проектирование систем и комплексов упражнений
для мобильного обучения иноязычной письменной речи в дополнительном
образовании детей
Шмигирилова И. Б. Дидактическая ценность задачи и пути ее повышения
Романова О. В. Роль биологического эксперимента в процессе формирования
универсальных и предметных учебных действий
Акопян А. В. Обучение младших школьников технике чтения на иностранном языке
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Уманская Т. М., Собина Е. С. Медико-биологический компонент в подготовке
учителей для госпитальной педагогики
Земчихина Л. С. Ирония: к проблеме определения
Торопова С. И. Реализация научно-исследовательской деятельности студентовэкологов
методами статистического анализа данных
Сорокина Н. Е. Востребованность сетевых форм организации методической
деятельности в условиях непрерывного образования
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Кузьмин М. Н. Антропосоциокультурная парадигма в системе факторов развития
современного общества
Романова Е. В., Болотова Е. Л. Особенности разработки нормативно-правовой
документации в процессе управления вузом
Марков В. Т. Современные тенденции в развитии лингвистики текста: от теории
к методике подготовки и критериям оценки в системе обучения русскому языку
(задания по работе с текстом в системе единого государственного экзамена)
176
184
189
Щеглова И. А. О роли критического мышления в зарубежных образовательных системах 193
Гореликов С. Ю. «Антиплагиат» – фильтр или тормоз? (Критическая статья)
201
150
155
162
172
107
114
119
130
136
145
Стр.8
CONTENTS
Pedagogics (13.00.00)
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Sorokovykh G. V. Multimedia Space of Foreign Language Teacher’s
Professional Training
Sotnikova N. N., Cherepkova N. V., Artemenko O. N. Development, Implementation
and Role of the Module “Basics of Leaders’ Activities” in the System of Continuous
Practice of Students: the Results of the Study on the Example of the Work
of the District Coordination Center of the North Caucasus Federal District
Atanasyan S. L., Deza E. I., Chuykova N. V. To the Issue of Entrance Examinations
on Mathematical Faculty of Moscow Pedagogical State University
(The Master’s Program “Basic and Profound Training of Geometry In General
Education Organizations”)
Sinichkina N. E. “Difficult Talks” within Teaching Staff: Ethical and Speech Aspects
Aleynikova K. A. On the Question of the Fundamental Concepts of American
Psychological and Pedagogical Science
Tyutyunova Yu. M. Drawing from Nature, Memory, Representation and Imagination
in the Open Air: Modern Practice
Kharitonova I. V., Ryazanova E. A. Systemic Use of Media Tools for Teaching French
Grammar at the Basic Stage of General Education (Using the Example of Coordinating
Tenses in Indirect Speech)
Zhang Junna, Dmitriev Yu. A. Traditional Moral Education of Preschool Children
in China
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Wang Yi, Kuzmenko G. A. Evolution of the Content of Software and Regulatory
Support for the Physical Education of Schoolchildren in China
Smirnova V. A. Educational Design of Tasks in Biology Course for 5–6 Grades
by Means of Pedagogical Taxonomy
Barakova E. A. Educational Research Activities – the Basis for the Formation
of Regulatory Universal Learning Activities (on the Example of Teaching Mathematics)
Xiong Xiaoli, Sitnichenko M. Ya. Research on the attitude of Primary School
Teachers in China to the Use of Digital Educational Resources
77
86
95
101
9
16
24
32
38
46
54
67
Стр.9
CONTENTS
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Zavalishina L. V. Psychological Components of Effective Learning (on the Example
of Communicative Pedagogy of Germany)
Zubrilin K. M., Amanzholov S. A., Skvorcov K. A. The Study of Ornament
as a Way of Creating Students’ Artistic and Creative Activity in Graphic Arts Faculties
of Pedagogical Universities
Kuznetsov E. S. Designing of Systems and Sets of Exercises for Mobile Learning
of Foreign Written Language in the Supplementary education of Children
Shmigirilova I. B. Didactic Value of the Task and Ways of its Improvement
Romanova O. V. Role of Biological Experiment in the Process of Forming Universal
and Subject Academic Activities
Akopyan A. V. Teaching Reading Technique in Foreign Languages to Primary
School Pupils
PEDAGOGICAL SEARCH
Umanskaya T. M., Sobina E. S. Medical and Biological Component in Training
Teachers for Hospital Pedagogy
Zemchikhina L. S. Irony: to the Issue of Definition
Toropova S. I. Implementation of Scientific-Research Activity of Students-Ecologists
by Methods of Statistical Analysis of Data
Sorokina N. E. The Need for Network Forms of the Organization of Methodical Activity
in the Conditions of Continuous Education
THE FLOOR IS GIVEN....
Kuzmin M. N. Anthropological and Socio-Cultural Paradigm in the System of Factors
of Modern Society Development
Romanova E. V., Bolotova E. L. Features of Developing the Legal Documentation
in the Process of University Management
Markov V. T. Current trends in the development of text linguistics: from theory
to method of preparation and evaluation criteria in the system of teaching Russian
(tasks for working with text in the system of the unified state exam)
Shcheglova I. A. The Role of Critical Thinking in International Educational Systems
Gorelikov S. Yu. “Anti-plagiarism” – filter or obstacle? (Critical article)
176
184
189
193
201
150
155
162
172
107
114
119
130
136
145
Стр.10