ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 2, 2018
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А.Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), PhD
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Лукацкий М. А., заведующий лабораторией теоретической педагогики и
философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета
медико-биологического и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук, доктор
психологических наук, профессор
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения
математике Математического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Никитина Э. К., начальник департамента педагогики Института педагогики и
психологии образования, ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Потапов Д. А., заместитель главного редактора научно-методического журнала
«Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование»,
кандидат педагогических наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Уваров А. Ю., старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра
«Информатика и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, профессор
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2018
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 24.04.2018. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 26,75.
Стр.4
Science and School
№ 2, 2018
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Goldberg E. A., PhD, Director, Luria Neuroscience Institute
Goncharov M. A., ScD in Education, director of the Institute “Higher School
of Education”, Moscow Pedagogical State University
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Lukatskiy M. A., head of the laboratory of theoretical pedagogy and philosophy
of education, Federal state budgetary scientific institution “Institute of education
development strategy of Russian Academy of Education”, ScD in Education, PhD
in Philosophy, corresponding member of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute of Strategy for the Development
of Education, Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian
Academy of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute
of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD
in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for the Development of Education,Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of
Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.5
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities
Faculty, “Stavropol State Medical University”, PhD in Education, ScD in Psychology
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Federal State
Educational Institution of Higher Professional Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Nikitina E. K., Head of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology
of Education, PhD in Education, Moscow Pedagogical State University
Potapov D. A., Deputy Editor-in-Chief, scientific and methodical journal “Art and
Education”, LLC “International Center of Art and Education”, PhD in Education
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2018
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
С требованиями к предоставляемым материалам
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Алексеева О. В. Прогрессивные направления магистерской подготовки
в педагогическом вузе
Викторов В. П., Теремов А. В. Профильное обучение биологии в школе: теория
и практика реализации
Добротин Д. Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных
достижений учащихся по химии
Крохина Т. А. Дифференцированная силовая подготовка девочек среднего
школьного возраста на основе учета их типологических особенностей
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бабенко В. Г. Изучение населения животных (на примере птиц) на территории
города на практических в курсах зоогеографии и экологии
Белова Н. А., Кирдянова Л. В. Профессиональная подготовка будущих учителей
в системе дополнительного образования в педагогическом вузе (педагогические
условия и опыт реализации)
Гончарук А. Ю. Социокультурно-образовательная арт-терапия в обучении
современных бакалавров музыкальному искусству
Крюкова Т. Б., Лисова С. Ю. Педагогическая модель формирования готовности
студентов к противодействию экстремизму
Лазарев М. А., Стукалова О. В., Темиров Т. В. Профессиональная устойчивость
будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки
Мякинина С. Б., Поликашина О. В. О некоторых аспектах дошкольного
образования Берлина: краткая характеристика, сравнительный анализ
и международный опыт
Радынова О. П., Литвиненко Ю. А., Печерская А. Б. Развитие культуры
фортепианного исполнительства студентов-музыкантов
Рощин С. П. Композиция как учебная дисциплина
Халилова Л. Б., Холод М. Т. Предпосылки развития референциальных значений
у детей: речевая норма и патология
33
40
45
52
62
69
75
80
84
9
14
21
28
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ходякова Л. А. Урок-проект: лингвокультуроведческий анализ текста как этап
подготовки к итоговой аттестации
Соловьёва Ф. Е. Преемственность этапов реализации гуманистического
потенциала литературной классики на уроках литературы в 5–8 классах
Сорокина Н. Е. Сетевые формы организации методической деятельности
как средство повышения мастерства педагогов
Цзи Мин. Способы развития у китайских студентов-филологов смыслового
прогнозирования в процессе обучения чтению
Стулов И. Х. К проблеме эмоциональной выразительности исполнения
вокальных произведений
Алексеева М. С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях
изобразительным искусством в системе дополнительного образования
Тарасов А. Ю., Новгородов Д. А. Комплексный подход к формированию
профессиональных компетенций сотрудников подразделений по обеспечению
безопасности дорожного движения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Игнатенко И. И. Современные подходы к созданию образовательной среды
Никитенко З. Н., Саперова Д. А. Чтение как средство нравственного развития
младших школьников в начальном иноязычном образовании
Гусев Д. А., Флеров О. В. Основные тенденции и противоречия развития
корпоративного обучения иностранному языку в современной России
Павлинова И. А. Методика освоения образной речи при изучении народных
сказок в начальной школе
Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Использование 2D- и 3D-графики
науроках биологии в специальной (коррекционной) школе
Цэнд Эрдэнэтуяа. Становление и развитие вокально-хоровой культуры Монголии
Мерзон Е. Е., Шатунова О. В., Штерц О. М. Понятие и структура технической
одаренности личности
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Беликова О. С. Оценка эффективности школьного образования в средней
школе в Канаде
Гудкова Т. В. Методика организации проектного обучения как основа
формирования образных представлений по истории отечественной культуры
XVII–XVIII веков
Парфенова О. Ю. Использование элементов школьного театра в процессе
обучения учащихся третьего класса литературному чтению
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ МПГУ
Меськов В. С., Новичков В. Б., Сабанина Н. Р. Матетика и будущее педагогики:
трансдисциплинарный контекст
202
186
191
195
91
100
107
112
119
125
130
135
140
145
157
164
173
179
Стр.8
CONTENTS
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Alekseeva O. V. Progressive directions of master’s training in a pedagogical university
Viktorov V. P., Teremov A. V. Profile teaching of biology at school: theory
and practice of implementation
Dobrotin D. Yu. Features of standardized control of educational achievements
of pupils in chemistry
Krokhina T. A. Differentiated strength training for girls of secondary school age
on the basis of their typological features
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Babenko V. G. Studying the population of animals (on the example of birds) in the city
on practical courses in zoogeography and ecology
Belova N. A., Kirdyanova L. V. Professional training of future teachers in the system
of additional education in a pedagogical high school (pedagogical conditions and
experience in realization)
Goncharuk A. Ju. Social, cultural and educational art therapy in teaching bachelors
to musical art
Kryukova T. B., Lisova S. Yu. Pedagogical model of forming students’ readiness
to counteract extremism
Lazarev M. A., Stukalova O. V., Temirov T. V. Professional sustainability of future
teachers: potential in the process of preparation and evaluation criteria
Myakinina S. B., Polikashina O. V. On some aspects of preschool education in Berlin:
a brief description, comparative analysis and international experience
Radynova O. P., Litvinenko Yu. A., Pecherskaya A. B. Development of the piano
performance culture
Roshchin S. P. Composition as an academic discipline
Khalilova L. B., Kholod M. T. Preconditions for the development of referential values
in children: speech norm and pathology
33
40
45
52
62
69
75
80
84
9
14
21
28
Стр.9
CONTENTS
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Khodiakova L. A. Lesson-project: linguistic and cultural analysis of the text as a stage
in preparation for the final certification
Solovjeva F. E. The continuity of stages of realization of literary classics humanistic
potential at literature lessons in grades 5–8
Sorokina N. E. Network forms of organizing methodical activity as a means
of improving the teachers’ skills
Ji Ming. Ways of mastering the skills of semantic prediction in Chinese students
majoring in Russian philology
Stulov I. Kh. The emotional expressiveness problem in vocal performances
Alexeeva M. S. Development of students’ figurative thinking in fine art classes
in the system of additional education
Tarasov A. Yu., Novgorodov D. A. Comprehensive approach to the formation
of professional competencies of employees of the units for ensuring road safety
PEDAGOGICAL SEARCH
Ignatenko I. I. Modern approaches to creating an educational environment
Nikitenko Z. N., Saperova D. A. Reading as a means of young learners’ moral
development in primary foreign language education
Gusev D. A., Flerov O. V. Main trends and contradictions of foreign language
corporate teaching development in modern Russia
Pavlinova I. A. The method of learning figurative speech in the study of folk tales
in elementary school
Fatikhova L. F., Sayfutdiyarova H. F. Using 2D and 3D graphics in biology classes
in a special (correctional) school
Tsend Erdenetuya. The formation and development of vocal and choir culture
in Mongolia
Merzon E. E., Shatunova O. V., Shterts O. M. Definition and structure of technical
intellectual giftedness
THE FLOOR IS GIVEN....
Belikova O. S. Assessment of school education efficiency at high school in Canada
Gudkova T. V. Methodology of organizing project training as the basis
for the formation of figurative representations on the history of Russian culture
of the XVII–XVIII centuries
Parfenova O. Yu. Using the elements of school theater in the process of teaching
the third-grade pupils to literary reading
SCIENTIFIC LIFE OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY
Meskov V. S., Novichkov V. B., Sabanina N. R. Mathetics and the future of
pedagogy: transdisciplinary context
202
91
100
107
112
119
125
130
135
140
145
157
164
173
179
186
191
195
Стр.10