ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2015
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, проректор МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности и
инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2015
Стр.2
Science and School
№ 6, 2015
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member of
Russian Academy of Education, Rector, Moscow State Pedagogical University
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of teaching
Literature Department, Moscow State Pedagogical University
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State Pedagogical University
M. V. Argunova, ScD in Pedagogy, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State Pedagogical University
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State Pedagogical University, Academician, International
Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Russian Literature and Journalism
of XX–XXI centuries Department, Moscow State Pedagogical University
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Project Office,
Moscow State Pedagogical University
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ
Экономические науки 08.00.00
Юридические науки 12.00.00
Правовое обеспечение социокультурного развития
Цветков В. Ж., Цветкова Е. А. Перспективы применения математических
методов при изучении экономических вопросов в историческом образовании
Поликашина О. В. Понятые при предъявлении личности для опознания
с участием несовершеннолетних
Глушков А. И. Проблемы доказывания коррупционных преступлений
по уголовным делам о незаконном усыновлении (удочерении)
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогические науки 13.00.00
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С. Рефлексивно-деятельностная модель
подготовки педагогов для образования будущего
Полежаев В. Д., Барциц Р. Ч. ЕГЭ-2015: проблемы остаются,
но пути их решения прослеживаются
Новикова Г. П. Актуальные проблемы реализации ФГОС ДО
на современном этапе
Ломов С. П., Мезенцева Ю. И. Образовательные функции изоискусства
в общеобразовательной школе
Барциц Р. Ч., Львова И. А. Интеграционные процессы
дизайн-образования
Тимофеева И. Л. Несколько замечаний об изложении метода математической
индукции в школьных учебниках по математике
Манджиева С. И. Овладение иностранным языком в начальной школе
в республиках РФ с позиции полилога лингвокультур
Сысоев Ю. В., Лебедев И. Б., Филатова Т. П. Десенсибилизирующее
воздействие компьютерных игр с содержанием в сюжете сцен насилия
на психику молодого поколения
Землянская Е. Н., Веденеева Г. И. Деятельностный подход к организации
познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся
Педагогический поиск
Шуралёв А. М. Приоритетные задачи современного урока литературы
в контексте традиций отечественной словесности
Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Читательская компетенция
как составляющая общекультурной компетентности (диагностика
метапредметных умений)
82
87
22
28
40
49
56
59
64
70
74
7
14
18
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Дмитренко Т. А. Профессиональная подготовка специалистов в сфере
межкультурных коммуникаций в условиях обновления языкового образования
95
Яхнина Е. З. Проектирование содержания учебных предметов коррекционноразвивающей
области адаптированной основной общеобразовательной
программы глухих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Горбунова Г. А., Игнатьев С. Е. Интеграционные подходы в системе обучения
изобразительному искусству в начальных классах
Завалишина Л. В. Практическая реализация телесных компетенций
в коммуникативной педагогике ФРГ
Репринцева Ю. С. Повышение внешней и внутренней мотивации обучения
как эффективное условие формирования личностных результатов обучающихся
(на примере обучения географии)
Сахарова Н. Е., Соколова В. С. Влияние оздоровительного плавания
на физическое развитие детей младшего школьного возраста с избыточным весом
Научная жизнь
Слободчиков В. И. Антропология образования – как предчувствие смысла
Лысенко В. С. Основания и стены
Слово предоставляется
Афанасьева Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками
с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Бигус Н. В., Цаль Н. Н., Бигус А. Н. Формирование художественно-образного
мышления учащихся на основе синтеза искусств
Жумагулова З. А. Система заданий как структурные элементы учебников
по математике для 5–6 классов
Канунникова Т. А. Диагностика уровня развития композиционно-образного
мышления подростков
Максимова Е. В. Педагогическая работа над дикцией младших школьников
в начальном образовании
Никитина Е. О. Значение библиотеки в информационно-образовательной среде
образовательных организаций МВД России
Потемкина В. Р. Творческие проекты в обучении русскому языку: достижения
и перспективы
Зубрилин К. М. Роль орнаментальной композиции в системе дополнительного
художественного образования
Ткаченко Т. С. Единый подход к предметам языкового цикла в русле концепции
начального иноязычного образования
В Болгарии завершилась научно-практическая сессия по обучению русскому
языку как иностранному
148
155
164
168
177
183
187
194
197
203
100
110
120
126
133
138
143
Стр.5
CONTENTS
ECONOMIC AND LEGAL SPACE OF LIFE
Economics (08.00.00)
Law (12.00.00)
Legal support of social and cultural development
Tsvetkov V. J., Tsvetkova E. A. Prospects of application of mathematical methods
in studying economic problems in historical education
Polikashina O. V. Witnesses upon presentation of the card for identification
in the presence of minors
Glushkov A. I. Problem of proving corruption crimes on criminal cases
of illegal adoption
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Bulin-Sokolova E. I., Obukhov A. S. Reflexive and activity model of training teachers
for the education of the future
Polezhaev V. D., Bartsits R. Ch. Unified state examination-2015: Challenges remain,
but their solutions are traced
Novikova G. P. Actual problems of implementation of Federal State Educational
Standard of Preschool Education at the present stage
Lomov S. P., Mezentseva Yu. I. Educational functions of fine arts in secondary school
Bartsis R. Ch., Lvova I. A. Integration processes in design education
Timofeeva I. L. Some comments on mathematical induction method presentation
in school mathematics textbooks
Mandzhieva S. I. Foreign language acquisition from the position of the polylogue
of lingua cultures in a primary school in the republics of the Russian Federation
Sysoev Yu. V., Lebedev I. B., Filatova T. P. Desensitizing effects of computer games
with violent scenes on the psychological conditions of young generation
Zemlyanskaya E. N., Vedeneeva G. I. Activity approach to the organization
of the knowledge of native land in the spiritual and moral education of schoolchildren
Pedagogical search
Shuralyov A. M. The priority tasks of a modern literature lesson in the context
of the Russian literature traditions
Hodyakova L. A., Suprunova A. V. Reader’s competence as component of common
cultural competence (diagnostics of metasubject abilities)
Dmitrenko T. A. Vocational training of specialists in the field of intercultural
communication in terms of updating language education
Yakhnina E. Z. Developing the content of school subjects of correctional-evolving area
of adapted primary education program for deaf children in accordance with the Federal
State Educational Standards for students with special educational needs
82
87
95
100
22
28
40
49
56
59
64
70
74
7
14
18
Стр.6
CONTENTS
Gorbunova G. A., Ignatyev E. S. Integrative approaches to teaching art
in the elementary school
110
Zavalishina L. V. Practical implementation of corporal competences in communicative
pedagogy of Germany
Reprintseva Yu. S. Rising of external and internal motivation in training as an effective
condition of developing the personal results of the trainees (on the example
of teaching geography)
Sakharova N. E., Sokolova V. S. The influences of the health-improvement swimming
on the physical development of primary school children with weight problems
Life of science
Slobodchikov V. I. Anthropology of education – as a premonition of sense
Lysenko V. S. Base and walls
The floor is given....
Afanasyeva R. A. Vocational guidance work with children and adolescents
with disabilities
Bigus N. V., Tsal N. N., Bigus А. N. Forming of artistic and creative thinking
of students based on synthesis of arts
Zhumagulova Z. A. The system of tasks as the structural elements of textbooks
on mathematics for 5–6 grades
Kanunnikova T. A. Diagnostics of the level of development of compositional
and creative thinking of teenagers
Maximova E. V. Pedagogical Work on the Articulation of younger schoolchildren
in Primary Education
Nikitina E. O. The value of the library in the information-educational environment
of the educational institutions of the MIA of Russia
Potemkina V. R. Creative projects in teaching Russian: achievements and prospects
Zubrilin K. M. The role of ornamental compositions in the system
of additional education in art
Tkachenko T. S. A unified approach to language subjects in the context of primary
foreign language education
“Methodical bases of teaching Russian as a foreign language in a modern multicultural
environment using technologies of distance learning” (Varna, 9–11 Oct 2015)
148
155
164
168
177
183
187
194
197
203
120
126
133
138
143
Стр.7