ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 5, 2015
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, проректор МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности и
инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2015
Стр.2
Science and School
№ 5, 2015
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member of
Russian Academy of Education, Rector, Moscow State Pedagogical University
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of teaching
Literature Department, Moscow State Pedagogical University
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State Pedagogical University
M. V. Argunova, ScD in Pedagogy, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State Pedagogical University
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State Pedagogical University, Academician, International
Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Russian Literature and Journalism
of XX–XXI centuries Department, Moscow State Pedagogical University
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Project Office,
Moscow State Pedagogical University
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Экономические науки 08.00.00
Юридические науки 12.00.00
Правовое обеспечение социокультурного развития
Коноплин Ю. С. Защита прав и интересов молодежи
в условиях нестандартной занятости
Куринова И. А. Защита прав несовершеннолетних нормами современного
российского законодательства
Галахов С. С., Тузов Л. Л. Проблемы профилактики экстремизма
в среде несовершеннолетних и молодежи
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогические науки 13.00.00
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Кулакова Е. В., Любимов М. Л., Соловьева Т. А., Яхнина Е. З. Основное общее
образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования
к результатам и условиям обучения
Плутенко А. Д., Карев Б. А., Лейфа А. В. Реализация требований нового ФГОС
через использование современных информационных технологий
в профессиональной подготовке будущего педагога
Смирнов А. В. О необходимости государственного регулирования
формирования образовательных сред
Смирнов С. А., Исаев Д. А. Активизация и оптимизация методической
подготовки будущих учителей физики с применением электронного обучения
Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. Индивидуальные образовательные
траектории на базе систем дистанционной поддержки образовательного
процесса на примере СДО Moodle
Ильин Г. Л. Образовательная технология (О различных значениях
понятия «технология»)
Школа на путях обновления
Боровских А. В., Веревкина В. Е. Предметные и метапредметные проблемы
школьного курса математики Тема «Неравенства»
Аманжолов С. А. Роль и значение личностно-ориентированного подхода
обучения школьников изобразительному искусству
Трухина М. Д. Познавательные задачи по химии: педагогический
и методический аспекты
Захарова Т. Б., Захаров А. С. Информатика как обязательный учебный предмет
в системе общего образования
Власова Е. Н. Условия реализации проблемно-деятельностного подхода
в процессе обучения иноязычному общению на занятиях по иностранному языку
в старших классах средней школы
77
88
93
101
109
31
44
49
54
60
69
10
16
22
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Иргашева Т. Г., Белова С. А. Текст экскурсии как особый речевой жанр
114
Полькина С. Н. Развитие рефлексии у школьников в процессе обучения
литературе на основе деятельностного подхода
Педагогический поиск
Дамбуева А. Б., Скокова Л. В. Роль учебных дискуссий
в формировании компетенций
Дубинский В. И. Образовательная модель для изучения нескольких
иностранных языков
Затоненко А. А., Тарасюк Н. А. Теоретические аспекты обучения иноязычному
общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный
язык» и «Физическая культура»
Бабенкова О. С. Модель обучения иноязычному общению учащихся классов
лингвистического профиля на основе эпистемического подхода
Костин С. В. Об убедительных и неубедительных решениях
математических задач
Воронько Т. А., Кучугурова Н. Д., Асланян И. В. Практико-ориентированные
задачи как средство формирования исследовательской деятельности учащихся
в процессе обучения математике
Илькевич Б. В., Никонов В. В. Роль земских школ в становлении
художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом
районе (1870–1880 гг )
Слово предоставляется
Короткова М. В. Вспомогательные исторические дисциплины как основа
для реализации образовательных программ для школьников
Талых А. А., Зименкова Ф. Н. Опыт изучения и изготовления в вузе
малых деревянных судов на факультативном курсе
«Историческое и народное судостроение»
Филиппова Л. С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики
Торшилова Е. М. Общие принципы художественного развития детей
и направление их совершенствования в системе дополнительного образования
Рустамова Лейла Вагиф кызы. Сущность и значение интеграции предмета
познание мира на уроках изобразительного искусства и музыки
в начальных классах
Нафисе Насири. Сюжеты «Хафт Авранг» Джами в «Азбуке» Л Н Толстого
Лысенко В. С. Какому русскому языку учат в школе?
169
177
184
190
195
199
203
127
133
139
143
151
156
161
121
Стр.5
CONTENTS
ECONOMIC AND LEGAL SPACE OF EDUCATION
Economics (08.00.00)
Law (12.00.00)
Legal support of social and cultural development
Konoplin Yu. S. Protection of the rights and interests of the youth within
the non-standard employment
Kurinova I. A. Protection of the rights of minors by the standards of modern
Russian legislation
Galakhov S. S., Tuzov L. L. The problem of preventing extremism among
the minors and youth
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Kulakova E. V., Lubimov M. L., Solovyeva T. A., Yakhnina E. Z. Basic general
education of pupils with hearing disorders: special requirements to the results
and teaching conditions
Plutenko A. D., Karev B. A., Leyfa A. V. Implementation of the requirements
of new federal state educational standards through the use of modern information
technologies in future teacher’s vocational training
Smirnov A. V. On the necessity of state regulation in creating educational
environments
Smirnov S. A., Isaev D. A. Intensification and optimization of methodical preparation
of future teachers of physics using e-learning
Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Individual educational trajectories based
on the systems of distance support for educational process on the example
of the LMS Moodle
Ilyin G. L. Educational technology (on various values of the concept „technology”
School on the path to upgrade
Borovskikh A. V., Verevkina V. E. Disciplinary and Meta disciplinary problems
of school Mathematics The topic „Inequalities”
Amanzholov S. A. Role and value of the personality-focused approach
to teaching fine arts to schoolchildren
Trukhina M. D. Cognitive tasks in chemistry: pedagogical and methodological aspects
Zakharova T. B., Zakharov A. S. Informatics as a compulsory school subject
in General education
Vlasova E. N. A problem-oriented approach: conditions of its realization while teaching
foreign language vocabulary at high school
Irgasheva T. G., Belova S. A. Text of excursion as a special speech genre
31
44
49
54
60
69
77
88
93
101
109
114
10
16
22
Стр.6
CONTENTS
Polkina S. N. Development of the reflection of pupils in the course of training
in literature on the basis of activity approach
121
Pedagogical search
Dambueva A. B., Skokova L. V. The role of simulated debates in the formation
of competencies
Dubinskiy V. I. The education model which helps to learn several languages
Zatonenko A. A., Tarasuk N. A. Theoretical aspects of foreign language teaching
of young learners on the integration of the disciplines “foreign language”
and “Physical Culture”
Babenkova O. S. Model of teaching foreign language communication in the classes
of linguistic specialization based on epistemic approach
Kostin S. V. On convincing and non-convincing solutions of mathematical problems
Kuchugurova N. D., Voronko T. A., Aslanian I. V. Practice-oriented problems
as means of formation of research activity in the course of training students
in mathematics
Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Zemstvo schools importance in the making
of artistic-industrial education in Gzhel ceramic region (1870–1880)
The floor is given....
Korotkova M. V. Auxiliary historical disciplines as base of realization education
programs with school audience in museum
Zimenkova F. N., Talykh A. A. The experience of studying at the university
and manufacture of small wooden boats elective course on „historical
and national shipbuilding”
Filippova L. S. Visual art literacy as the basis for the Plein Air practice
Torshilova E. M. General principles of the artistic development of children
and the direction of their improvement in the system of additional education
Rustamova L. V. Essence and importance of integration of the subject
“Knowledge of the World” on the lessons of fine arts and music at Primary School
Nasiri Nafiseh. Plots of „Haft Avrang” by Jami in L N Tolstoy’s „ABC-books”
Lysenko V. S. What kind of the Russian language do they teach at school?
169
177
184
190
195
199
203
127
133
139
143
151
156
161
Стр.7