ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2011
ОбщерОссийский научный журнал
пО педагОгике, психОлОгии, истОрии
Главный редактор: Т. И. Березина, доктор педагогических наук, профессор
Редакционный совет:
Л. А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Гусев, доктор педагогических наук, профессор
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. С. Данюшенков, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПО РФ
Л. Е. Курнешова, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор
Т. И. Степанова, доктор педагогических наук
Г. П. Стефанова, доктор педагогических наук, профессор
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Т. Н. Шамало, доктор педагогических наук, профессор
О. П. Шушарина, доктор исторических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев (естественнонаучное направление), В. И. Жог,
Е. А. Леванова (психолого-педагогическое направление), А. А. Данилов (историческое направление),
В. Н. Князев (фи ло соф ское и социокультурное направления), С. В. Матросов,
Г. М. Чернобельская, В. А. Славина, В. В. Николина.
Состав редакции:
Ответственный редактор – И. В. Федосеева
Редактор-корректор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Астраханского государственного университета (АГУ)
Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ)
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
содержание
ОбразОвательная пОлитика
Делокаров к. Х., Жог в. и. Образовательные стратегии глобализирующегося мира
Седых е. п. Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом
васькина а. в. Системное управление воспитательным процессом в вузе
лошкарева Д. а., Соколов в. М. Структурно-логические схемы и матрицы
логических связей в анализе содержания образовательной программы
Улзытуева а. и. Гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса
формирования детского двуязычия
кутепова л. и., крылышкова л. Ю. Развитие взаимодействия между жилищнокоммунальными
компаниями и вузом
Гребенев и. в., Ускова н. н. Методика оценки качества профессиональной
подготовки журналистов
пеДаГОГичеСкОе ОбразОвание
воронова т. а., котвина н. Ю. Особенности подготовки студентов
к профессионально-педагогической деятельности в профильной школе
в условиях магистратуры
качалов а. в. Творческие ситуации как средство формирования творческой
самостоятельности будущих учителей
Гарагуля Ю. в. Метод проектов в обучении алгебре будущих учителей
математики в высшем учебном заведении
пичугина Г. а., чернобельская Г. М. Интеграционный подход к проведению
анализа урока химии
вОпрОСы ОбразОвания за рУбеЖОМ
Докучаева н. а. Реформа образования и формирование гражданского общества
в Черногории
инфОрМациОнные теХнОлОГии
Шукурзод т. а., Шарипов ф. ф. Информатизация образовательного процесса
вуза – основа повышения качества подготовки будущих специалистов
пеДаГОГичеСкие иССлеДОвания
челнокова е. а. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения
Орлова е. С. Новая парадигма обучения иностранному языку в эксплицитном
педагогическом пространстве высшей школы
тюрина С. Ю. Роль компетентностного подхода в иноязычной подготовке
магистров технического университета
крутова и. а., валишева а. Г. Формирование у студентов обобщенных
методов решения типовых профессиональных задач как средство подготовки
конкурентоспособного инженера
виситаева М. б. Общая модель формирования математических
способностей школьников
исмухамбетова а. С., Стефанова Г. п. Методика формирования у учащихся
энергетического метода описания физических явлений разной природы
54
57
60
67
69
Шодиев М. С., комили а. Ш. Об историческом аспекте использования
методической реальности математических абстракций в процессе обучения математике 73
75
82
51
36
40
43
47
4
10
12
15
20
26
29
Стр.3
содержание
третьякова и. а., похлебаев С. М. Методологическая роль понятия
«сопряжение» в понимании коэволюции типов обмена веществ и среды обитания
организмов
Давыдов в. н., Степанова л. к. Созидательные учебные химические проекты
в сельской школе
решетникова е. С. К вопросу о роли изобразительного искусства в
формировании коммуникативных способностей учащихся начальных классов
Москвина а. С. Развивающие возможности искусства в адаптации детей
к обучению в начальной школе
вОпрОСы пСиХОлОГии и вОСпитания
тренева т. в. Имидж трудовой организации как фактор формирования
корпоративной идентичности работника
Шанц е. а. Характеристика инициативы как формы социальной активности личности
рсмаханбетова Ш. е., Шодиев М. С. Профессиональная ориентация как способ
развития творческой, конкурентоспособной личности
Гордеева е. е. Развитие детско-взрослой общности в процессе межкультурной
коммуникации
Шибанова н. М. Стиль оценочной деятельности учителя как фактор становления
субъектной позиции младшего школьника
Стрыгина М. н. Психологические особенности осознания себя в системе
межличностных отношений младшего школьника
азизов а. а. Основные методологические принципы субъективной
и объективной сторон структуры подготовки квалифицированных кадров
кОррекциОнная пеДаГОГика
бабина Г. в. Стандартизованная методика как средство оценки анализа текста
школьников с недоразвитием речи
Халилова л. б. Психолингвистический анализ устной речевой продукции
младших школьников с недоразвитием речи (на модели диалога)
Холод М. т. Доречевой опыт репрезентации языковых значений в сознании ребенка
вОпрОСы иСтОрии
бабич а. а. Основные аспекты первого Саудовского государства
привалов и. в. Фольклорный образ Богородицы как в цикле А М Ремизова
«Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» как духовно-нравственный идеал в культуре
революционной России начала ХХ в
кузнецова О. н. Задачи и итоги деятельности Экономического Совета (июнь –
октябрь 1917 г )
Сорокин н. Д. Политическая ситуация в Баварии от принятия Веймарской
конституции до «пивного путча» в оценках британских дипломатов (середина
1919 – начало 1923 гг )
лиджеева к. ф. Исторический опыт ликвидации массовой неграмотности среди
взрослого населения в 1920–1930-е гг (на материалах Калмыкии)
СвеДения Об автОраХ
127
131
134
137
141
144
147
151
155
97
100
103
106
109
117
124
85
88
91
94
Стр.4