Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563691)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Русский язык и культура речи (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПантуева Яна Руслановна
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц192
ID644396
АннотацияУчебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений.
Кем рекомендованоУченым советом СФИ
ISBN978-5-89100-193-0
УДК811.161.1
ББК81.2Рус-5-923
Пантуева, Я.Р. Русский язык и культура речи / Я.Р. Пантуева .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018 .— 192 с. — ISBN 978-5-89100-193-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/644396 (дата обращения: 19.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык_и_культура_речи.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.190
Стр.191
Стр.192
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
частное образовательное учреждение высшего образования свято-филаретовский православно-христианский институт Я. Р. Пантуева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений Издание 2-е, исправленное и дополненное Свято-Филаретовский православно-христианский институт Москва • 2018
Стр.1
УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-5-923 П 16 Рекомендовано ученым советом СФИ Рецензенты: Д. М. Гзгзян, канд. филол. наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ А. М. Копировский, канд. пед. наук, профессор СФИ Пантуева Яна Руслановна П 16 Русский язык и культура речи : Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 192 с. ISBN 978-5-89100-193-0 Содержание учебника соответствует программе курса «Русский язык и культура речи». Учебник содержит теоретические и практические материалы (задания и упражнения), предназначенные для использования на аудиторных занятиях, а также для самостоятельной работы студентов. © Пантуева Я. Р., 2015 © Пантуева Я. Р., 2018, с изменениями ISBN 978-5-89100-193-0 © Свято-Филаретовский православнохристианский институт, 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 7 Цели и задачи 7 Задачи курса 7 Методические рекомендации 9 Введение 11 Глава 1 • Основные понятия культуры речи 13 Основные уровни и единицы языка 13 Современный русский литературный язык 15 Языковая норма как центральная категория культуры речи 16 Свойства культурной речи 19 Глава 2 • Язык и стиль 23 Стиль 23 Стилистическая окраска 25 Функциональные стили современного русского литературного языка 27 Глава 3 • Художественный (литературно-художественный) стиль 34 Лингвистические особенности художественного стиля 34 Поэзия и проза 37 Языковые средства художественной выразительности 39 Виды тропов 40 Стилистический анализ художественного текста 46 Глава 4 • Научный стиль 54 Лингвистические особенности научного стиля 54 Цитирование 57 Виды научных текстов 58 Композиция первичного научного текста 58 План, виды планов 60
Стр.3
4 содержание Глава 5 • Официально-деловой стиль 62 Лингвистические особенности официально-делового стиля 63 Административно-речевой этикет 70 Типичные ошибки в деловых бумагах 71 Глава 6 • Публицистический стиль 76 Лингвистические особенности публицистического стиля 77 Церковно-проповеднический подстиль 81 Глава 7 • Разговорный стиль 85 Лингвистические особенности разговорного стиля 85 Совершенствование разговорной речи 87 Глава 8 • Нелитературные разновидности русского языка 91 Просторечие 91 Социолект 94 Диалект 97 Глава 9 • Лексика современного русского литературного языка 101 Типы лексических значений слов в русском языке 102 Полисемия 105 Омонимия. Синонимия. Антонимия 108 Паронимия 109 Происхождение лексики современного русского языка 111 Старославянизмы 112 Понятие об активном и пассивном словарном запасе 114 Глава 10 • Актуальные проблемы языковой культуры общества 124 Современное состояние русского литературного языка и основные тенденции его развития 124 Язык и речь в духовной жизни человека и в жизни церкви 128 Заключение 131 Рекомендуемая литература 132 Приложение 1 136 Вопросы для самопроверки 136 Вопросы к зачету 137
Стр.4
содержание 5 Итоговый тест по курсу «Русский язык и культура речи» 139 Ответы 141 Приложение 2 • Тексты для самостоятельной работы 142 Тема 1 142 В. П. Катаев. Два гусара 142 Тема 3 145 Тема 5 147 К. Чуковский. Живой как жизнь 147 Тема 8 183 Б. В. Шергин. Пинежский Пушкин 183
Стр.5
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебник по курсу «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов гуманитарных специальностей и направлений высших учебных заведений. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» призвано помочь студентам повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в различных ситуациях общения. Курс способствует лучшему пониманию структуры русского языка и его основных особенностей, позволяет получить общее представление об истории русского литературного языка, расширить научный и культурный кругозор. ЗАДАЧИ КУРСА сформировать у студентов соответствующие знания, умения и навыки. в частности: • способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; • базовые знания в области социально-гуманитарных наук; • готовность к письменной и устной коммуникации на русском языке; • умение оформлять и вводить в научный оборот результаты теологических исследований; • умение использовать специализированные знания фундаментальных разделов филологии для освоения профильных теологических дисциплин.
Стр.7
8 предисловие в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: • о русском языке как о системе; • об основных понятиях культуры речи; • о стилистической системе современного русского литературного языка. в результате изучения дисциплины студент должен знать: • принципы применения расширенного круга языковых средств. в результате изучения дисциплины студент должен уметь: • создавать высказывания в устной и письменной форме, выбирая жанр, стиль и языковые средства в зависимости от ситуации и целей общения; • применять знания по истории и теории русского языка для решения профессиональных задач. в результате изучения дисциплины студент должен владеть: • нормой русского литературного языка; • практическими навыками коммуникации в различных речевых ситуациях; • навыком создания связных, правильно построенных монологических текстов в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; • навыком общения в диалогических и полилогических ситуациях. Таким образом, цель настоящего курса — способствовать формированию и воспитанию современной личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка. Курс направлен на повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, совершенствование их языковых способностей, позволяющих использовать все богатство русских языковых средств в различных ситуациях общения.
Стр.8
предисловие 9 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учебник содержит теоретический материал по 10 темам. Из них первые две — «Основные уровни и единицы языка. Современный русский литературный язык. Языковая норма как центральная категория культуры речи» и «Основные понятия стилистики. Функциональные стили современного русского литературного языка» — посвящены таким основным понятиям культуры речи, как «языковая норма», «литературный язык» и «стиль». Затем изучается система функциональных стилей русского литературного языка: главы 3–7 посвящены литературно-художественному, научному, официально-деловому, публицистическому и разговорному стилям. Основное внимание уделяется научному и художественному стилям. В главе 8 рассматриваются нелитературные разновидности русского языка (диалект, жаргон, просторечие); знакомство с ними призвано научить студентов оценивать с научной точки зрения и осознанно использовать или отвергать языковые явления. Глава 9 направлена на рассмотрение лексической подсистемы русского литературного языка в ее историческом развитии. Последняя глава учебника — «Актуальные проблемы языковой культуры общества. Современное состояние русского литературного языка и основные тенденции его развития. Язык и речь в духовной жизни человека и в жизни церкви» — посвящена проблемам языковой культуры. Помимо теоретического материала, в учебнике содержатся практические задания и упражнения. Особое внимание уделяется практической стилистике, филологическому анализу текста и созданию оригинальных текстов в различных жанрах и стилях. Последнее позволяет заниматься как совершенствованием навыков грамотного письма, так и развитием творческих способностей, «оживлением» отношений человека со словом. Учебник предназначен для использования как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы. В него включены «вопросы для размышления», придающие учебнику интерактивный характер. Студентам рекомендуется следующий порядок работы: 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, сделайте необходимые выписки; обратите внимание на основные понятия; ответьте на вопросы для самопроверки (см. Приложение 1).
Стр.9
10 предисловие 2. Ответьте на вопросы для размышления, при необходимости используя справочную литературу. 3. Очная форма обучения — устно выполните задания и упражнения; очно-заочная и заочная форма обучения — рекомендуется письменно выполнять задания и упражнения. 4. Особое внимание обратите на выполнение творческих заданий. Напишите и отредактируйте свой текст, обращаясь при необходимости к словарю. Предполагается активное использование научной и справочной литературы, а также электронных ресурсов из списка, приведенного в разделе «Рекомендуемая литература».
Стр.10
ВВЕДЕНИЕ термин «культура речи» имеет несколько значений 1. Отчасти «культура речи» совпадает с такими понятиями, как «следование норме», «правильность», «грамотность». Это знание норм литературного языка в его устной и письменной форме и следование им, а также степень владения этими нормами (например, речь человека может быть культурной в большей или меньшей степени). При этом культура речи не сводится к отсутствию ошибок. Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Критерий точности речи — её соответствие мыслям говорящего и пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания. Критерий ясности речи — её доходчивость и доступность для тех, кому она адресована. Критерий чистоты речи — исключение нелитературных элементов (диалектных слов, просторечной лексики, проф. жаргонизмов), уместность использования в ней определенных средств в конкретной ситуации речевого общения и т. д. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку. Эти качества речи предполагают достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления, сознательную любовь к языку. Показателем речевой культуры выступает владение литературным языком, в котором закрепляются и накапливаются культурные традиции народа. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Под ред. В. Г. Панова. Т. 1. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 487 2. Культура речи — это владение всем многообразием языковых средств, умение осуществлять их отбор в зависимости от ситуации общения. Этот аспект речевой культуры связан с освоением практической стилистики литературного языка, а также умением
Стр.11
12 введение ориентироваться в нелитературных разновидностях языка (диалект, жаргон, просторечие). 3. Понятие «культура речи» связано со стремлением к наиболее эффективному использованию языка и синонимично тому, что называется «коммуникативное совершенство». Под культурой речи понимается система коммуникативных свойств и качеств речи, говорящих о ее наиболее целесообразном использовании. 4. Культура речи понимается как речевое мастерство. Язык и речь — важнейшие проявления творческого начала. Владение словом — один из способов проявления человеческой свободы и ответственности. Можно сказать, что культура речи — это деятельная любовь к языку. 5. Раздел лингвистики, изучающий речь в ее коммуникативном совершенстве. «Позитивная программа языковой политики и совершенствования культуры речи может быть построена только на основании научного осмысления языка как непрерывно развивающегося феномена» (Российский Гуманитарный энциклопедический словарь. Т. 2). Изучение теоретического материала является необходимой и важной, но не главной задачей курса культуры речи. Основное — научиться практическому применению знаний о языке, сделать его использование более свободным и осознанным, будь то чтение, написание научных работ или частных писем, выступление с докладом или неформальная беседа. М. Л. Гаспаров в книге «Записи и выписки» пишет о такой близкой культуре речи дисциплине, как риторика: «Напрасно думают, что это — умение говорить то, чего на самом деле не думаешь. Это — умение сказать именно то, что ты думаешь, но так, чтобы не удивлялись и не возмущались» (Гаспаров М. Л. Записки и выписки. М. : Новое литературное обозрение, 2001. С. 54). Совершенствование этого умения особенно важно для студентов, изучающих гуманитарные дисциплины. В этом случае слово — основной «рабочий инструмент», который необходимо учиться использовать осознанно и творчески.
Стр.12
ПРЕДАНИЕ интернет-магазин христианской литературы www.predanie.org Широкий выбор христианской литературы:  Православие и современность  Миссия и катехизация  Проповедь и свидетельство  Богослужение и таинства  Христианство и искусство  Общинно-братская жизнь  История церкви  Богословие  Наследие новомучеников и исповедников российских Среди авторов книг — новомученики и исповедники веры: свящ. Анатолий Жураковский, прпмц. Мария (Скобцова) и др., а также современные христианские богословы и мыслители: протопр. Виталий Боровой, академик Сергей Аверинцев, митр. Иоанн (Зизиулас), Христос Яннарас, свящ. Георгий Кочетков, Н. А. Струве, поэт О. А. Седакова и многие другие. Произведения философов и богословов русского религиозного возрождения: протопр. Николая Афанасьева, прот. Сергия Булгакова, Николая Бердяева и других. Многие издания являются уникальными:  переводы книг, осуществленные силами преподавателей Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) (sfi.ru);  материалы по новейшей истории церкви в многотомном издании «Христианский вестник»;  исследования по миссиологии и катехетике, в т. ч. по истории катехизации;  серия переводов Православного богослужения на русский язык в 7 томах (переводческая группа под руководством ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова);  беседы для тех, кто готовится к вступлению в Церковь. Православная газета «Кифа» (gazetakifa.ru) Журнал «Православная община», основные темы:  православие как правая вера и верное прославление Бога, как напряженный поиск внутренней и внешней правды и истинности жизни человека и исторической церкви;  община как собирание со Христом и посильно воплощаемое единство жизни во Христе, как общение с Богом и ближними во взаимной любви.
Стр.190
www.sfi.ru На страницах сайта Вы можете узнать об образовательных, научных, издательских, просветительских и других проектах Свято-Филаретовского института, а также познакомиться с хорошей богословской, философской и просветительской литературой  новости из жизни церкви и общества  анонсы и репортажи о научно-богословских и богословско-практических конференциях по актуальным темам современной церковной жизни Вы найдете на нашем сайте:  книжные новинки  интервью с богословами и общественными деятелями  материалы по вопросам биоэтики  аудио- и видео материалы
Стр.191
Учебник Яна Руслановна Пантуева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений Издание 2-е, исправленное и дополненное Выпускающий редактор Кирилл Мозгов Редакторы Ирина Кольцова, Олеся Сидорова Дизайнер Мария Патрушева Верстальщик Николай Ежихин Корректор Марина Писаревская Свято-Филаретовский православно-христианский институт 105062, Москва, ул. Покровка, д. 29, н. п. 2 +7 (495) 623 03 80 info@sfi.ru www.sfi.ru Подписано в печать 07.02.2018 Формат 84×108/32 Печать офсетная. Бумага офсетная Объем 10 печ. л. Тираж 500 экз. Отпечатано в типографии «Август Борг» 107497, Москва, ул. Амурская, д. 5, стр. 2
Стр.192

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически