Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы ораторского мастерства. Избранные лекции (180,00 руб.)

0   0
АвторыВалитова Н. Р., Паутов А. Д., Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта
ИздательствоИзд-во СибГУФК
Страниц197
ID640956
АннотацияУчебное пособие содержит разделы, посвященные истории развития и становления отечественной и европейской риторики как науки об эффективном речевом общении. Рассматриваются основные законы построения речи, этапы и методика подготовки публичного выступления, речевая техника, теория аргументации, речевое поведение человека. Уделяется большое внимание культуре речи, обратной связи с аудиторией, умению вербального и невербального общения. Пособие представляет собой избранные лекции по дисциплине «Ораторское мастерство».
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью».
УДК808.5
ББК83.7
Основы ораторского мастерства. Избранные лекции : учеб. пособие / Н.Р. Валитова, А.Д. Паутов; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта .— Омск : Изд-во СибГУФК, 2015 .— 197 с. — URL: https://rucont.ru/efd/640956 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_ораторского_мастерства._Избранные_лекции_учебное_пособие._2015_г.изд..pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА Избранные лекции Учебное пособие Омск 2015 1
Стр.2
Рецензенты: канд. филол. наук, доцент О. В. Барский; канд. филол. наук, доцент М. Г. Васильева; канд. пед. наук, доцент О. Ю. Гаврикова. Основы ораторского мастерства. Избранные лекции: учебное пособие / составители Н. Р. Валитова, А. Д. Паутов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 196 с. Учебное пособие содержит разделы, посвященные истории развития и становления отечественной и европейской риторики как науки об эффективном речевом общении. Рассматриваются основные законы построения речи, этапы и методика подготовки публичного выступления, речевая техника, теория аргументации, речевое поведение человека. Уделяется большое внимание культуре речи, обратной связи с аудиторией, умению вербального и невербального общения. Пособие представляет собой избранные лекции по дисциплине «Ораторское мастерство». Для студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Составители: Валитова Н. Р., канд. пед. наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и иностранные языки» СибГУФК; Паутов А. Д., канд. ист. наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и иностранные языки» СибГУФК. Печатается по решению редакционно-издательского совета университета © ФГБОУ ВПО СибГУФК, 2015 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Лекция 1. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1. Общее представление о риторике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2. Классификация красноречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 3. Риторика – это наука или искусство? . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Лекция 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ. НЕОРИТОРИКА КАК НАУКА ОБ ЭФФЕКТИВНОМ РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ (ИЗ ИСТОРИИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА) . . . . . . . . . . 21 1. Античные риторики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.1. Софисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1.2. Этос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.3. Риторика – наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.3.1. Марк Туллий Цицерон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2. Развитие теории красноречия в средние века и в Новое время (эпоха Возрождения) . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 2.1. Средние века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 2.2. Новое время (эпоха Возрождения) . . . . . . . . . . . . . . . 28 3. Ораторское искусство России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 4. Неориторика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Лекция 3. РОДЫ И ВИДЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ . . . . . . . . 36 1. Социально-политическое красноречие . . . . . . . . . . . . . . 37 2. Академическое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 3. Судебное красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 4. Социально-бытовое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 5. Духовное (церковно-богословское) красноречие . . . . . . 44 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3
Стр.4
Лекция 4. ЭТАПЫ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ . . . . . . . . 48 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2. Основные приемы поиска материала . . . . . . . . . . . . . . . . 54 3. Начало, завершение и развертывание речи (диспозиция) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Лекция 5. СПОСОБЫ СЛОВЕСНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ . . . . . . . . 80 1. Способы изложения материала (чтение, импровизация, экспромт) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция . . . . . . . . 88 2.1. Стиль устной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 2.2. Соблюдение основных требований к языку выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Лекция 6. ЛОГИЧЕСКИЕ И ИНТОНАЦИОННОМЕЛОДИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕЧИ . . . . . . . . . . 103 1. Общие закономерности тонирования. Логическое ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 2. Логические центры устной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.1. Речевые такты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.2. Логические паузы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.3. Логическая перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 3. Интонация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 3.1. Компоненты интонации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 3.1.1. Тон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 3.1.2. Интенсивность звучания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 3.1.3. Темп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 3.1.4. Тембр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 3.2. Интонационные конструкции (ИК) . . . . . . . . . . . . . . 121 3.3. Мелодический рисунок знаков препинания . . . . . . . 131 4
Стр.5
3.4. Из истории изучения интонации . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Лекция 7. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ – АКЦИО . . . . . . . . . . 142 1. Психолого-педагогические основы ораторского искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 2. Средства воздействия на слушателя . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 3. Техника аргументации и композиции речи . . . . . . . . . . . 147 4. Психологические стороны речевой культуры . . . . . . . . . 148 4.1. Неправильность языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 4.2. Учет особенностей аудитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 4.3. Коммуникативная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Лекция 8. ТЕХНИКА РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 1. Составные части техники речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 2. Постановка речевого дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 3. Постановка речевого голоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 4. Дикция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 5. Орфоэпия как часть речевой культуры . . . . . . . . . . . . . . 161 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Лекция 9. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ И УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 1. Теория аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2. Два аспекта аргументации: логический и коммуникативный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 3. Доказательство прямое и косвенное . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 4. Правила выдвижения тезиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 5. Различные виды аргументов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 ПЕРСОНАЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 БИЛЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.