Ю.Ю. Долженко
Р.Х. Шаймарданов
***
ГЕНЕЗИС
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Стр.1
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СФЕРЕ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Ю. Долженко
Р.Х. Шаймарданов
ГЕНЕЗИС
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Монография
Сургут
2012
Стр.2
УДК 37, 376.74
ББК 74.03(2)
Д64
Рецензенты: Прокопенко Виктор Иванович, доктор
педагогических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник Лаборатории исследований в сфере
этнического образования ГОУ ВПО ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический
университет».
Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат
педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
психологии ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский
государственный педагогический университет».
Д64
Долженко Ю.Ю., Шаймарданов Р.Х.
Генезис национального образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры: монография. Каргаполье: ОГУП
“Шадринский дом печати” Каргопольский филиал, 2012. - 240 с.
Монография посвящена анализу исторического развития национального
образования народов ханты и манси, проживающих на территории ХантыМансийского
автономного округа – Югры (II – XXI вв.). В работе
рассмотрено сущность понятия «национальное образование», представлена
периодизация развития национального образования в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре, дана характеристика исторических этапов
развития национального образования, современные проблемы и перспективы
национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе –
Югре.
Монография предназначена для студентов и аспирантов, исследователей и
практиков, интересующихся вопросами истории развития национального
образования (ханты и манси) Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры.
УДК 37, 376.74
ББК 74.03(2)
© Долженко Ю.Ю., Шаймарданов Р.Х., 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
§1.1. Теоретико-методологические основы функционирования
национального образования в Российской Федерации .......................12
§1.2. Современное состояние организации национального образования в
Российской Федерации и в Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре........................................................................................................39
§1.3. Периодизация национального образования на территории ХантыМансийского
автономного округа – Югры с учетом изменений
государственной политики в области образования...........................69
ГЛАВА II. ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫМАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ (II – XXI вв.)
……………………………………………………………….………………90
§2.1. Зарождение национального образования на территории ХантыМансийского
автономного округа – Югры (II в.-1917 г.) ..................91
§2.2. Особенности развития национального образования в Советский
период на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(20-е – 90-е гг. XX в.)............................................................................129
§2.3. Современный этап развития национального образования на
территории ХМАО – Югры (начало 90-х гг. ХХ в. – ХХI в.)............157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...185
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….195
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..216
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Мы все живем в большом государстве – Российской
Федерации. Ни для кого не секрет, что РФ занимает первое
место по площади и 8-е место по численности населения в мире.
Согласно переписи 2010 г. (официальные данные Росстата [145,
с. 1-2]), нашу страну населяют 180 этносов и этнических групп:
в 2002 г. – 182 народа, в 1989 г. – 128 народов [128, с. 14],
имеющих свою неповторимую культуру, и в совокупности
составляющих многовековую единую историю российского
государства. На протяжении многих веков менялись
общегосударственные интересы и интересы всех населяющих
страну народов. В новых исторических, социальноэкономических
и политических условиях согласования,
вышеназванных интересов, появилась необходимость
налаживания всестороннего сотрудничества в различных
сферах, в том числе и в образовательной области, развития
национального (этнонационального,
этнокультурного)
образования, возрождения и развития национальных языков и
культур, обеспечения единства и целостности образовательного
пространства поликультурной России.
Сложившаяся в национальном образовании ситуация
диктует необходимость диалога общечеловеческой и
национальной культур, интенсивного качественного обновления
образовательного процесса, поиска каждым национальным
учебным заведением собственной модели дальнейшего
эффективного развития. Национальная школа призвана
обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового
опыта народа, его нравственных устоев, которые способны
предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять
влиянию чуждых народу псевдокультурных тенденций. Она
призвана не только формировать у учащихся первичную
систему гуманитарных,
~ 4 ~
Стр.5
естественнонаучных и математических знаний, но и
воспитывать их во всем богатстве позитивных отношений и
проявлений по принципу: от национального к
общечеловеческому.
Наличие национально идентифицирующих себя личностей
является важным условием благополучия страны в целом, а
национальное чувство выступает, по словам И.Н. Иванченко,
«первородной живородящей силой». Самовыражение любой
нации не возможно без сохранения коренных, национальных
источников (народных традиций, национальных ценностей,
обычаев, обрядов, фольклора, искусства, ремесел и т.д.),
«питающих жизненные силы гражданина и государства, без
национального воспитания и образования» [83, с. 77].
Поиск приемлемых и цивилизованных путей национального
согласия является центральным для современного российского
общества, а для такого социального института, как система
образования Российской Федерации, - прежде всего. В системе
образования «как в фокусе сходятся процессы экономической
модернизации общества, политической интеграции и
культурного развития. Способствуя сохранению культуры
народа и ее творческому развитию в условиях современной
цивилизации, она призвана гарантировать соответствующий
мировым стандартам уровень знаний и навыков, осуществлять
трансляцию культур народов республики, регионов, стран» [33,
с. 1].
Действительно, для успешной реализации направлений
современной российской образовательной системы необходимо
в первую очередь повысить качество образовательных услуг в
регионах России, что, естественно, требует учета всех сторон
данных субъектов федерации (экономической, политической,
правовой и т.п.).
Совершенствование региональной системы образования как
одного из главных государственно-общественных институтов, а
также его компонентов, С.Л. Зубарева предлагает рассматривать
~ 5 ~
Стр.6
в качестве одной из важных предпосылок социальноэкономического
и духовного единства общества. Региональное
образование, по ее словам, «в условиях полиэтничности,
многоязычия, поликультурности и полиментальности социума
ответственно за подготовку подрастающего поколения к
надэтнической реальности, а также гармоническое
формирование собственно этнического и общероссийского
самосознания индивида, обеспечение его гражданской
самоидентификации и полноценной самореализации независимо
от языковой и культурной принадлежности» [80, с. 3]. Для
российского образования это означает необходимость развития
системы национального (этнонационального, этнокультурного)
образования на всех его ступенях.
Сегодня такие поиски рациональных путей национального
согласия в Российской Федерации отражены во многих
национальных документах и проектах как государственного, так
и регионального уровней (Национальная доктрина образования
в Российской Федерации (2000 г.) [130], Закон Российской
Федерации «Об образовании» (1992 г.) [75], Закон Российской
Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.)
[28], Федеральный закон Российской Федерации «О
национально-культурной автономии» (1996 г.) [207],
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая
Школа».[167], Закон Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре» (2005 г.) [76], Постановление Правительства
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря
2010 года «О целевой программе Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры «Профилактика экстремизма,
гармонизация межэтнических и межкультурных отношений,
укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре на 2011-2013 годы»). Последнее постановление
сейчас является актуальным, особенно в условиях
многонациональности округа.
~ 6 ~
Стр.7
Данное постановление, вступившее в силу 1 января 2011
года, ставит своей целью «создание в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре толерантной среды на основе
ценностей многонационального российского общества,
общероссийской гражданской идентичности и культурного
самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека»
[144]. Ожидаемыми непосредственными результатами
реализации Программы (2011-2013 гг.) являются, например,
увеличение количества обучающихся и воспитанников,
охваченных дополнительными образовательными программами
по изучению культурного наследия народов России и мира на
35%.
Тем не менее, вышеперечисленные нормативные документы
не помогают защитить национальные языки от вымирания.
Напрашивается вывод, что ведется неправильная
государственная политика в области образования и
межнациональных отношений. За 21 года РФ потеряла 41 народ,
то есть перестали жить носители этих языков или они
растворились среди других, потеряв свой родной язык. Факт
печальный, ведь в год, примерно, в РФ исчезают 2 языка, когда
во всем земном шаре в год исчезает от 8 до 10 языков. Это
тревожный симптом.
Становиться непреодолимой проблемой учет
образовательных, культурных интересов всех наций и народов,
которые в процессе интеграции в многонациональном
государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка,
самобытной национальной культуры и национального
самосознания. Идут ускоренные интеграционные процессы во
многих сферах жизнедеятельности народов, проживающих в
РФ. Они связаны с вхождением, как в Европейскую, так и
мировым системам. Российская Федерация ускоренными
темпами теряет свое национальное лицо, в том числе и
национальную систему образования, а тем самым свою
уникальность и самобытность.
~ 7 ~
Стр.8
Интеграция, глобализация, да и внутренняя национальная
политика в области образования стали главными препятствиями
в сохранении родных языков и национальных культур.
К сожалению, в настоящее время языки многих народов
России не выполняют функцию языка обучения в школе (это
основное условие сохранения и развития литературного языка),
их изучают только в качестве учебного предмета (такой подход
не способствует развитию сбалансированного двуязычия у
учащихся, сужает функции языка). Основной статьей,
регулирующей вопросы языка в ФЗ «Об образовании», является
статья 6 «Язык (языки) обучения». Это означает, что изменения
в структуре ГОС не ущемляют этнокультурные права граждан в
системе общего образования, они регулируются другой статьей
ФЗ «Об образовании» и имеют дополнительную гарантию через
ФЗ «О языках народов РФ».
Система образования призвана содействовать реализации
международных обязательств РФ по сохранению и развитию
языкового и культурного разнообразия и историко-культурного
наследия народов, проживающих на ее территории. Кроме того,
в РФ согласно Постановлению Правительства от 24.03.2000 г. за
№255 официально признаны 45 коренных малочисленных
народов, из них 40 народов относятся к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Языки коренных малочисленных народов занесены в Атлас
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения.
Наш регион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
занимающий 9-е место по площади (из 83 субъектов Российской
Федерации), является многонациональным. По данным
переписи населения 2002 г. на территории Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры проживают представители более
130 этносов. Наиболее многочисленными являются русские
(около 66%), украинцы (около 9%), татары (около 8%),
~ 8 ~
Стр.9
башкиры (около 3%), азербайджанцы (около 2%), белорусы
(около 1,5%), ханты (около 1,2%), чуваши (около 1,1%), манси
(около 1%) [211, с. 2]. Как видим, администрации ХМАО –
Югры необходимо уделять большое внимание системе именно
национального (этнонационального,
этнокультурного)
образования для повышения уровня культуры и национального
самосознания населения Югры разных возрастных категорий,
что, в последствие, привнесет большую лепту в повышения
общего уровня культуры российского социума.
Национальное самосознание (гражданская идентичность) –
это разделяемое всеми гражданами представление о своей
стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и
народу. Основу национального самосознания (гражданской
идентичности) составляют базовые национальные ценности и
общая историческая судьба [166, с. 192]. Национальное
самосознание – есть кристаллизация социального опыта, в том
числе опыта национальных отношений и памяти народа,
который становится одним из компонентов самосознания
личности [223, с. 184].
Сегодня можно наблюдать в современной России так
называемый «парадокс этничности» (Р.Х. Шаймарданов), столь
характерный для всего мира, когда по мере
интернационализации культуры возрастает уровень
национального самосознания. Немаловажное значение,
определяющий данный «парадокс», принадлежит образованию,
школе и семье. Именно там «формируется личность,
закладываются основы усвоения национальной культуры, языка,
нравственных, эстетических ценностей, народный дух,
ментальность, национальное самосознание» [221, с. 217].
Национальное образование в ХМАО – Югре, как и по всей
России, переживает ряд проблем.
~ 9 ~
Стр.10
Первая, (является общей для национального образования),
это нехватка профессиональных педагогических кадров,
имеющих теоретические знания о своем этносе, о культуре
других этносов, и практические – знание обычаев, обрядов,
традиций, следование им, участие в различной
этнопедагогической деятельности; знание родного языка,
национального языка учащихся (при преподавании в
национальной школе). Эти этнопедагогические знания и умения
в последующей педагогической деятельности будут
способствовать успешному формированию этнической
культуры у школьников.
Вторая, напрямую связана с особенностями уклада жизни
коренных малочисленных народов. Здесь следует выделить в
первую очередь такие проблемы, как обеспечение государством
полноценного образования на родном языке (национального
образования), ведущих кочевой, полукочевой образ жизни,
поддержка и развитие государством народных промыслов,
традиционных систем ведения хозяйства как основы
жизнедеятельности и культуры коренных малочисленных
народов.
Третья, в нежелании местной администрации содействовать
национально-культурным автономиям в предоставления
полноценного национального образования данного этноса. Это
выражается в подготовке необходимых документов, выделении
помещения и оборудования для ведения образовательной
деятельности. Чаще всего национально-культурная автономия
располагается в образовательных школах в вечернее время
после учебных занятий или арендует другие помещения.
Четвертая проблема. Это проблема о функционировании
национальной школы как основной из возможных вариантов
реализации национального образования в Российской
Федерации с учетом всех федеральных и региональных законов
и программ. «На практике с национальной школой обычно свя~
10 ~
Стр.11
зывают отражение в содержании и формах школьного обучения
и воспитания особенной определенной национальной культуры»
[223, с. 182]. Национальная школа – это та школа, которая
является очагом национальной культуры, способная вести
цивилизованный диалог культур, приобщает учащихся не
только к внешним формам, но и духовным основам
национальных культур (Р.Х. Шаймарданов).
Сегодня, когда решаются вопросы о том, каким быть
российскому образованию в целом и российской школе, взгляды
ученых-педагогов и практиков все более обращаются к истокам
– национальной педагогике (этнопедагогике).
Окунувшись в работы педагогов и ученых прошлых лет
можно найти истоки возникновения национального
образования, его развитие, всплески интереса к нему и причины
их «угасания», проследить изменение ценностей населения, их
причины и последствия; остановить свой взгляд на настоящем и
«предугадать» последствия сегодняшних действий
правительства. Ведь будущее зависит от современности, которое
стоит на фундаменте прошлого. Исторические события
оказывают влияние на формирование национального сознания
подрастающего поколения, которое в последствии, само
становится объектом уже других исторических событий и
явлений. С развитием человеческого познания увеличивается
количество информации и ускоряются темпы ее накопления.
Чем больше объем накапливаемой информации, тем выше
темпы развития науки. Так педагогический опыт народа
является неиссякаемым источником для научно-педагогических
исследований, а педагогический опыт народов, населяющих
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра особенно.
~ 11 ~
Стр.12