Чурбанова Е.Н., Лупандина Е.А.,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
К
ультурные практики, как особый вид деятельности, появляются и развиваются с первых дней
жизни ребенка на основе взаимодействия с взрослыми. Практика ребёнка становится
культурной, тогда когда создаются условия для его познавательной активности, личной
инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов
деятельности на основе осваиваемых культурных норм, где культура - сущностное качество
любой формы деятельности [6].
Понятие «культурные практики» в педагогическую науку ввела в 2000 году кандидат философский
наук Ната Борисовна Крылова. Она определяет культурные практики как «разнообразные, основанные на
текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и
складывающиеся с первых дней его жизни пространства организации собственного действия и опыта [9, с.40]. Н.
Б. Крылова считает, что под практиками можно понимать обычные для него (привычные) способы и формы
самоопределения и самореализации, которые тесно связаны с жизненным содержанием его поведения,
творчества, события, связанные с другими людьми, поиск и апробация новых способов и форм деятельности и
поведения в целях удовлетворения разнообразных познавательных и прагматических потребностей, стихийное,
автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми - взрослыми, сверстниками и
младшими детьми[9,с.41], приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи,
защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.п.». По мнению А. А. Фенькиной, сущностную
основу культурной практики представляют единство и взаимное сочетание самостоятельной деятельности
ребенка, поведения в ней и по поводу ее, собственные действия в деятельности и опыт, который приобретается в
ней [12, с. 123].Фактически, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социальноориентированных,
организационно коммуникативных, исследовательских, практических, художественных
способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке
воспитателя и взаимодействии с ним [9].
С. В. Масловская выделяет следующие виды культурных практик[8]:
- правовые - это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей,
применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать;
- свободы - это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной
педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально;
- культурной идентификации - это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания,
одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры;
Стр.1