Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Религиозные аллюзии как средство выражения образа автора в произведениях А.М. Горького … (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID640079
АннотацияОб использовании А.М.Горьким священных символов и религиозных аллюзий в своих произведениях.
Религиозные аллюзии как средство выражения образа автора в произведениях А.М. Горького … / Б.Г. Бобылев .— : [Б.и.], 2017 .— 11 с. — Русское слово. Сб. научных трудов к юбилею доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного социально-педагогического университета В.П. Москвина. Вып.5 / Под ред. Е.И. Алещенко. Волгоград: Изд-во ООО РА «Фортесс», 2017. - С. 142-155. — URL: https://rucont.ru/efd/640079 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

_Религиозные_аллюзии_как_средство_выражения_образа_автора_в_произведениях_А.М._Горького_….pdf
Б.Г. Бобылев Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева РЕЛИГИОЗНЫЕ АЛЛЮЗИИ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ОБРАЗА АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.М. ГОРЬКОГО А.М. Горький является одним из творцов «религии человека» (Бобылев 2016: 42-45), у истоков которой стоят идеи, высказанные в философских трактатах Л. Фейербаха и Ф. Ницше, а также в некоторых произведениях Ф.М. Достоевского. Отличительной особенностью горьковского контекста является активное использование священных символов, насыщенность повествования религиозными аллюзиями, которые подвергаются «переакцентуации» (М.М. Бахтин), приобретая новую функциональную значимость, становясь средствами выражения «образа автора» (Виноградов 1971: 151-152). Рассмотрим некоторые примеры из текстов поздних творений писателя: повести «Детство», очерка «В.И. Ленин», романа «Клим Самгин». При этом мы будем опираться на таксономию профессора В.И. Москвина, который разделяет аллюзии на два вида: эпитроп1 и текстовую аллюзию2. Большинство религиозных аллюзий в повести «Детство» относится к «эпитропам», восприятие которых подразумевает, что читатель «с пеленок» знает церковь и православное богослужение. Так, описывая пожар в повести «Детство», Горький прибегает к характерной церковной аллюзии: «огонь всё разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе». На первый взгляд, сравнение горящей мастерской с иконостасом в в «Детстве», кажется неожиданным. Однако за этой образной параллелью сто1 Эпитроп (греч. πιηροπή ‘поворот к чему-л.’, перен. ‘намек’ < πιηρέπφ ‘поворачивать’, перен. ‘склонять, побуждать’) состоит в указании таких фактов и деталей, которые склоняют адресата к определенному выводу относительно характеризуемого предмета, лица или события (Москвин 2011: 109). 2 Понятие аллюзии широко используется в современной филологии в качестве инструментария анализа художественного текста, однако употребление данного термина не всегда отличается определенностью и строгостью. В этой связи представляются весьма обоснованными те акценты, которыерасставляет В.И. Москвин, относя к фигурам интертекста только текстовые аллюзии. (Москвин 2014: 40).
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.