№ 2 // 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК (ВЕСТНИК ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧЕНЫХ)
РАЗДЕЛ 1 . ПЕДАГОГИКА,
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,
КУЛЬТУРА
УДК 37 017 92
Б.Г. Бобылев*
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ УМА
(Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс,
Орел, Россия)
Статья посвящена характеристике основополагающей роли нравственного закона в развитии умственных
способностей человека
Ключевые слова: Бог, дух, ум, добро, зло, страсти, нравственный закон
Abstract: The article is devoted to the fundamental role of the moral law in the development of human mental abilities
Keywords: God, spirit, mind, good, evil, passion, moral law
Определение методологических основ ду- степени следствием влияния античной дохристиховно-нравственного
образования и воспитания анской языческой традиции Отказываясь от нравмолодежи
является сегодня одной из важнейших ственных оценок, античный «ум» дает возможность
предпосылок решения теоретических и практиче- наблюдать и описывать себя и других «со стороны»,
ских задач современной отечественной педагогики отстраненно-объективно, классифицируя всех как
Пути решения этой проблемы рассматриваются в вещи и тела «Судите о дереве по плодам», – говоучебном
пособии доктора педагогических наук, рил Величайший из педагогов Иисус Христос Мы
магистра богословия Н В Маслова «Духовные и видим плоды, которые приносит сегодня высоконравственные
основы образования и воспитания» интеллектуальное, но лишенное нравственного
[1, 2] Значительное внимание в данном пособии измерения образование Ум человека, данный ему
уделяется вопросам развития умственных способ- свыше как путеводитель, как средство различения
ностей детей Великие православные мыслители, добра и зла, духовного возрастания человека, обуказывает
Н В Маслов, выделяют в качестве глав- ращается в средство обеспечения максимального
ной добродетели человека добродетель рассу- комфорта существования, «уютного устройства на
ждения Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: земле без Бога» (Ф М Достоевский) В сознание
«В рассуждении соединены премудрость, разум, людей внедряется идея относительности морали
духовные чувства, отличающие добро от зла, без («Все дозволено!»), призывы к легализации всех
которых внутренний дом наш не созидается и ду- человеческих пороков звучат все настойчивее
ховное богатство не может быть собрано» Таким Н а л и ц о – с т р е м л е н и е ч е л о в е ч е с т в а с о й т и с к р е с т а,
о б р а з о м, у м ч е л о в е к а и м е е т в к а ч е с т в е с в о е й о с н о - отказаться и от духовной вертикали (связь с Богом),
вы дух, который определяется святителем Феофа- и нравственной горизонтали (связь с людьми)
ном Затворником как «орган Богообщения, Бога Но мнимая свобода оборачивается чудовищным
сознающая Бога ищущая и Богом живущая сила» обманом Мы являемся свидетелями безумного
О с о б о с л е д уе т п о д ч е р к н у т ь, ч т о в д а н н о м с л у ч а е саморазрушения человечества – безудержного
ум не сводится к логической способности человека, уничтожения природных ресурсов, использования
к интеллекту, но предполагает, в первую очередь, циничных и лживых политтехнологий, «мединаличие
способности к различению добра и зла, цинского каннибализма», разработки все более
правды и лжи Господство интеллектуализма в изощренных орудий убийства людей Отсутствие
образовании, установка на первоочередное разви- способности различать добро и зло, правду и ложь,
тие рассудка человека, насыщение его памяти все- таким образом, катастрофически сказывается как в
возможными знаниями является в значительной жизни целого общества, так и в жизни отдельного
* БОБЫЛЕВ Борис Геннадьевич – д. пед. н., профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики Государственного
университета – УНПК, г. Орел; руководитель Орловского филиала Объединения православных
ученых
Рецензент – МЕНЬШИКОВ В.М. – д.пед.н., профессор, зав. кафедрой теологии Курского государственного
университета
5
Стр.1