УДК 811.112.2'27
ББК 81.001.2+81.432.4
Щ858
Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой
филологии Воронежского государственного
университета Л.И. Гришаева; доктор филологических
наук, профессор кафедры немецкой филологии Тамбовского
государственного
университета
Г.Р.
Державина Е.В. Милосердова
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Поморского университета
Щипицина, Л.Ю.
Щ 858
Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации :
монография / Л.Ю. Щипицина; Поморский гос. ун-т им.
М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет,
2009. - 238 с.
ISBN 978-5-88086-872-8
Монография посвящена проблеме жанра компьютерноопосредованной
коммуникации, обоснованию модели его описания
и анализу жанров, используемых в немецкоязычном секторе
Интернета. Исследование выполнено в рамках коммуникативных,
дискурсивных и функционально-стилистических подходов
к изучению языковых средств, функционирующих в описываемых
жанрах.
Для филологов, занимающихся проблемами лингвистики текста
и дискурса, а также вопросами коммуникации в Интернете.
УДК 811Л12.2'27
ББК 81.001.2+81.432.4
ISB N 978-5-88086-872-8
© Щипицина Л.Ю., 2009
О Поморский университет, 2009
имени
Стр.2
Оглавление
Введение
Глава 1. Жанровая основа описания компьютерноопосредованной
коммуникации
1.1. Подходы к выделению единицы описания новой
коммуникационной среды
4
1.2. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации
1.3.
Полипризнаковость как сущностная характеристика
жанра компьютерно-опосредовнаной коммуникации
1.4.
Модель жанра компьютерно-опосредованной коммуникации
1.5.
Классификация жанров компьютерно-опосредованной
коммуникации
Выводы
Глава 2. Характеристика жанров компьютерноопосредованной
коммуникации
2.1. Электронное письмо
2.2. Чат
2.3. Мультипользовательский мир
2.4. Веб-страница сетевого СМИ
Выводы
Заключение
Приложения
Библиографический список
9
16
20
27
63
75
78
109
147
175
203
209
212
221
Стр.3
Введение
В монографии рассматривается компьютерно-опосредованная
коммуникация, обозначаемая разными исследователями
также как виртуальная коммуникация, электронный
дискурс или общение в Интернете. Компьютерноопосредованная
коммуникация здесь понимается как форма
взаимодействия человека с человеком, осуществляемая
с помощью компьютеров и телекоммуникационных сетей.
В современных условиях компьютерно-опосредованная
коммуникация приобретает все большую значимость в
жизни каждого человека. Электронная переписка, чтение
новостей и другой самой разнообразной информации в Интернете,
ведение сетевых дневников и общение в чате становятся
все более необходимыми в деловой, образовательной
и личной сферах. Нередко знакомство с новой средой
коммуникации
1
и освоение ее форм осуществляется стихийно
и неподконтрольно, что приводит к возникновению
неожиданных явлений, касающихся поведения человека
в обществе, его самоидентификации, формирования и изменения
ценностных ориентации и т.д.
Как следствие, компьютерно-опосредованная коммуникация
привлекает в первую очередь внимание философов,
психологов, социологов, педагогов и уже в меньшей степени
лингвистов. Но, как представляется, именно словесная,
«традиционная» текстовая сторона является материально
В научной литературе новыми средствами коммуникации обычно
называются именно компьютер и Интернет [The Handbook of New
Media]. В связи с этим обозначения «новая среда коммуникации» и «новая
коммуникационная среда» нами используются как синонимы компьютерно-опосредованной
коммуникации.
Стр.4
данной сущностью в процессе компьютерно-опосредованной
коммуникации. Только через эту материальную
сторону возможен доступ к психике человека, его представлениям,
ощущениям и т.п. Соответственно, имея научно
обоснованное описание этой материальной стороны —
текстов и особенностей их языкового оформления, образцов
и принципов речевого поведения в новой коммуникационной
среде — легче изучать нематериальные стороны этого
явления, разрабатывать методические принципы формирования
компетенций, связанных с данной средой и т.д.
Лингвистическая сторона компьютерно-опосредованной
коммуникации интересна и в связи с новизной данного
феномена: первые формы общения с помощью компьютера
и Интернета появились в 1970-х годах. Но лингвистической
школы и соответствующей методологии изучения
данной формы коммуникации еще не сложилось, что обусловливает
актуальность выбранного в данной работе
лингвистического ракурса изучения компьютерно-опосредованной
коммуникации.
Выбор термина «компьютерно-опосредованная коммуникация»
предполагает обращение к специфике канала и
среды коммуникации и выявление его влияния на лингвистическую
реализацию речи. Такой ракурс исследования
вполне вписывается в систему изучения исторически
сложившихся форм коммуникации. Так, использование
руны в качестве носителя информации предполагает особые
способы создания и восприятия текста в связи с тем,
что руна как знак несет в себе целый комплекс сведений о
мире. Известно, что огромным по значимости этапом в развитии
средств коммуникации явилось создание письменности,
что повлекло за собой множество революционных
изменений в структуре языка. Фиксация сообщения на бумаге
ведет к обогащению лексического состава, увеличению
количества вариантов обозначения одного и того же
комплекса сведений, специализации различных средств на
решении определенных коммуникативных задач. Так,
именно после появления письменности происходила диф
Стр.5
ференциация и усложнение системы функциональных
стилей и вариантов национального языка. Появление новых
средств коммуникации ведет к возникновению совершенно
новых типов текста, например, с изобретением телеграфа
появилась телеграмма. Несомненно, что компьютер
и Интернет, изобретение которых связывается с началом
третьей информационной революции [Мечковская,
с. 404-405], так же влияют на язык и социум, как и другие
средства коммуникации.
Становится очевидно, что изучение функционирования
принципиально новых технических средств позволит раскрыть
фундаментальные закономерности корреляции между
каналом коммуникации, кодом (например, языком),
пользователем кода, носителем информации (бумага, камень,
дискета и т.п.), способом познания мира и способами
фиксации коммуникативно-значимой информации.
Функционирование языка в новой для него сфере поднимает
множество вопросов, связанных с развитием языка
как средства познания и коммуникации. Одним из таких
вопросов является проблема дифференциации текстов новой
коммуникационной среды и последовательного описания
отдельных групп текстов. Для решения данного вопроса
в настоящей работе предлагается использовать понятие
жанра компьютерно-опосредованной
коммуникации
как весьма удобную единицу изучения общения в Интернете.
Все многообразие отдельных текстов едва ли возможно
изучить и учесть, а жанр как типизированная единица
общения обладает необходимой степенью абстракции,
и в то же время это именно конкретная форма, в которую,
по выражению М.М. Бахтина, отливается наша речевая
деятельность [Бахтин, 1986, с. 271]. Кроме того, понятие
жанра является весьма популярным в современных
дискурсивных и функционально-стилистических исследованиях.
Цель
данного исследования заключается в выявлении
параметров жанровой модели компьютерно-опосредованной
коммуникации и анализе жанров немецкоязычной
Стр.6
компьютерно-опосредованной коммуникации
согласно
данной модели.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие
задачи:
- систематизация различных подходов к изучению
жанров компьютерно-опосредованной коммуникации;
— дефиниция
понятия
«жанр
компьютерноопосредованной
коммуникации»;
- выявление и описание параметров, составляющих модель
жанра компьютерно-опосредованной коммуникации;
- выявление оснований для внутренней дифференциации
жанров компьютерно-опосредованной коммуникации;
— комплексная многоаспектная характеристика жанров;
— выявление особенностей языкового оорормления жанров
компьютерно-опосредованной коммуникации на примере
немецкого языка.
Материалом исследования послужили письменно зафиксированные
тексты компьютерно-опосредованной коммуникации,
полученные выборочным методом в немецкоязычном
Интернете, а также теоретические и практические
источники, посвященные исследованию компьютерноопосредованной
коммуникации как одного из видов коммуникации
между людьми.
Результаты исследования могут быть востребованы
при разработке курсов общей теории коммуникации, медиалингвистики
и стилистики. Практическое описание
жанров новой коммуникационной среды особенно важно
для педагогической сферы, так как знание их специфики,
а во многих случаях и практическое владение ими необходимы
для каждого человека при общении на родном и
иностранных языках. Практические результаты работы
могут быть также востребованы при осуществлении межкультурного
общения на индивидуальном или институциональном
уровне и при разработке спецкурсов и спецсеминаров
по веб-дизайну, журналистике, культурологии,
прикладной лингвистике.
Стр.7
В структурном плане монография включает введение,
две главы, заключение, приложения и библиографический
список.
В первой главе излагаются теоретические положения о
понятии жанра компьютерно-опосредованной коммуникации
и описывается модель такого жанра, включающая медийные,
прагматические, структурно-семантические и
стилистико-языковые параметры, дается медийная и
функциональная классификация жанров компьютерноопосредованной
коммуникации. Во второй главе производится
описание конкретных жанров с опорой на теоретические
идеи первой главы: дается общая характеристика
жанра, а также анализ его прагматических, медийных,
структурно-семантических и стилистико-языковых признаков.
В приложении приводятся примеры оформления
рассмотренных жанров компьютерно-опосредованной коммуникации.
Стр.8