ОГЛАВЛЕНИ Е
Предисловие
Глава 1. Методика организации экспериментального исследования по
методике преподавания математики
§ 1. Эксперимент как составная часть методического исследования
§ 2. Планирование экспериментального исследования
§ 3. Методы сбора данных о результатах эксперимента
Глава 2. Статистическая обработка данных педагогического эксперимента
§ 1. Способы оценки педагогических явлений, группировки и
представления данных
§ 2. Основные характеристики распределения совокупности данных
§ 3. Выборочный метод в статистических исследованиях
§ 4. Использование статистических критериев в
педагогических исследованиях
Список литературы
76
4
5
5
8
16
29
29
41
57
63
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Педагогический эксперимент является неотъемлемой частью практически каждого
методического исследования (за исключением, может быть, ретроспективных исследований),
v
,
Традиционно
эксперимент используется для оценки степени эффективности
теоретически разработанных методических воздействий. В действительности роль
данного метода исследования гораздо шире. Он позволяет не только осуществлять
проверку справедливости гипотез о результатах обучения, но и выявлять наличие
методических проблем, устанавливать их причины, проводить анализ передового
педагогического опыта и решать ряд других не менее важных задач.
В зависимости от роли и •места эксперимента в системе методов исследования
приходится использовать различные формы и способы его организации, применять
различные методы сбора и обработки данных Ог того, насколько правильно исследователю
удастся осуществить планирование эксперимента, насколько грамотно будет
проведен сбор и обработка данных, в огромной степени зависит достоверность полученных
результатов.
Приступая к использованию экспериментальных методов, каждый исследователь
должен осознавать всю сложность и тонкость предстоящей работы, так как объектом
исследования зачастую являются психологические процессы и явления (развитие тех
или иных качеств мышления, воображения, памяти, знаний, умений, интереса, мотивации
и др.), которые не поддаются непосредственному наблюдению и воздействию и
на которые оказывает влияние множество разнообразных факторов (многие из которых
трудно установить и учесть). Поэтому следует помнить, что данные, полученные в ходе
педагогического эксперимента, могут носить лишь вероятностный характер и требуют
соответствующей обработки и интерпретации.
Все трудности, связанные с использованием педагогического эксперимента, не
умаляют значимости этого метода исследования, а лишь требуют вдумчивого и
осторожного его применения.
Стр.4