министерство образования и науки российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖнЫй ФедераЛЬнЫй университет» Г. Г. ХАЗАГЕРОВ УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ (учебное пособие) ростов-на-дону издательство Южного федерального университета 2010 удк 808 ббк 81.0 Х 14 Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 9 от 26 июня 2008 г. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ф-та филологии и журналистики ЮФу Покровская Е. А.; доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики рГЭу (ринХ) Брусенская Л. А. <...> ISBN 978-5-9275-0758-0 в пособии рассматриваются вопросы убеждающей речи, т. е. речи, связанной с проблемой убеждения партнера в чем-либо по устной и письменной коммуникации, как в монологической речи (устного выступления или письменного текста), так и в диалогической речи (искусство ведения переговоров, эристика). учебное пособие «убеждающая речь» разработано для студентов 4 курса стационара факультета филологии и журналистики. оно дополняет и заостряет практические знания, полученные студентами из курсов риторики, а также культуры речи. <...> Это риторика с позиции реципиента речи, а не ее продуцента. культура речи также имеет иные задачи: в центре ее внимания находится не столько убеждающая речь, сколько речь уместная, т. е. соответствующая функциональностилистической и языковой норме. вопрос об успешности речи в рамках решения тех или иных коммуникативных задач (и прежде всего задач практически востребованных) в рамках этой дисциплины не ставится. <...> СОДЕРЖАНИЕ УБЕЖДАЮЩЕй РЕЧИ комплексная цель модуля – вооружить обучаемого знаниями о содержании убеждающей речи, необходимыми для подготовки к выступлению или участию в дискуссии Тема 1. <...> Смысловое пространство убеждающей речи в свете теории общих мест <...>
Убеждающая_речь.pdf
удк 808
ббк 81.0
Х 14
Печатается по решению кафедры теории и истории
мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ,
протокол № 9 от 26 июня 2008 г.
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка
ф-та филологии и журналистики ЮФу Покровская Е. А.;
доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической
и прикладной коммуникативистики рГЭу (ринХ) Брусенская Л. А.
Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Хазагеров Г. Г.
Х 14
убеждающая речь / Г. Г. Хазагеров: учебное пособие. – ростов н/д, 2010. – 70 с.
ISBN 978-5-9275-0758-0
в пособии рассматриваются вопросы убеждающей речи, т. е. речи, связанной с проблемой
убеждения партнера в чем-либо по устной и письменной коммуникации, как в
монологической речи (устного выступления или письменного текста), так и в диалогической
речи (искусство ведения переговоров, эристика).
учебное пособие «убеждающая речь» разработано для студентов 4 курса стационара
факультета филологии и журналистики. оно дополняет и заостряет практические
знания, полученные студентами из курсов риторики, а также культуры речи.
ISBN 978-5-9275-0758-0
УДК 808
ББК 81.0
© Хазагеров Г. Г., 2010
© оформление. макет. издательство
Южного федерального университета, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
введение ........................................................................................................................ 3
обЩие ПоЛоЖения .................................................................................................... 3
модуль 1. содерЖание убеЖдаЮЩей реЧи ...................................................... 4
тема 1. смысловое пространство убеждающей речи в свете теории общих
мест ................................................................................................................. 4
тема 2. смысловое пространство убеждающей речи в свете теории статусов ..... 6
тема 3. аргументы и доводы убеждающей речи ...................................................... 7
тема 4. ссылки на авторитеты в убеждающей речи ................................................ 7
модуль 2. дисПозиция убеЖдаЮЩей реЧи .................................................... 10
тема 1. риторическая диспозиция и лингвистическое понятие композиции ...... 10
тема 2. рамочные элементы диспозиии монологических устных выступлений ..11
тема 3. рамочные элементы диспозиции письменных монологических
выступлений ................................................................................................. 13
тема 4. рамочные элементы диспозиции в диалогических жанрах .................... 15
тема 5. основные элементы диспозиции в письменных жанрах .......................... 16
тема 6. основные элементы диспозиции в устных жанрах ................................. 17
модуль 3. комПозиция убеЖдаЮЩей реЧи
в свете коГезии текста ...................................................................... 19
тема 1. Проспекция, ретроспекция и когезия ......................................................... 19
тема 2. стилистика декодирования и когезия текста ............................................ 21
тема 3. отмеченные позиции в письменных жанрах убеждающей речи ............. 22
тема 4. отмеченные позиции в устных жанрах убеждающей речи .................... 22
модуль 4. сХемЫ вЫдвиЖения в убеЖдаЮЩей реЧи ............................... 25
тема 1. Герменевтический и риторический подход к принципу выдвижения..... 25
тема 2. схема конвергенции в убеждающей речи ................................................. 26
тема 3. схемы группы «сцепления» в убеждающей речи ..................................... 26
модуль 5. синтаксиЧеская ФиГура как ЭЛемент убеЖдаЮЩей
реЧи ............................................................................................................... 29
тема 1. Понятие синтаксической диаграммы ......................................................... 29
тема 2. виды синтаксических диаграмм ................................................................. 29
тема 3. особая роль повторов в убеждающей речи .............................................. 30
тема 4. Эллиптический синтаксис и убеждение ..................................................... 34
модуль 6. амПЛиФицируЮЩие Построения
и убеЖдаЮЩая реЧЬ ............................................................................ 39
тема 1. амплифицирующее построение как синтактико-семантическое
явление .......................................................................................................... 39
тема 2. виды амплифицирующих построений ...................................................... 40
модуль 7. метаФорика и убеЖдаЮЩая реЧЬ ................................................ 42
тема 1. когнитивные возможности метафоры ....................................................... 42
68
Стр.68
тема 2. коммуникативные возможности метафоры .............................................. 46
тема 3. развернутые метафоры в убеждающей речи ............................................. 47
тема 4. аллегория и убеждение ............................................................................... 48
модуль 8. роЛЬ метонимии в меХанизме убеЖдения ............................ 51
тема 1. метонимия и парадигма ............................................................................. 51
тема 2. метонимия и семантический прототип .................................................... 54
тема 3. тропы метонимической группы ................................................................. 57
модуль 9. исПоЛЬзование иронии в убеЖдаЮЩей реЧи ...................... 59
тема 1. ирония и ее виды ......................................................................................... 59
тема 2. ирония и остроумие ..................................................................................... 61
тема 3. использование алогизма в целях убеждения ............................................. 62
модуль 10. убеЖдаЮЩая реЧЬ как система ................................................ 64
тема 1. Гомилетика и ораторика как базовые типы убеждающей речи ............... 64
тема 2. инвенция, диспозиция и элокуция как три стадии подготовки
к убеждающей речи .................................................................................... 65
тема 3. Жанры убеждающей речи ........................................................................... 66
69
Стр.69