Словообразовательная категоризация как отражение основных когнитивных процессов языковой личности . <...> СОМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В АСПЕКТЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ . <...> Телесность как лингвокультурный стереотип и его роль в формировании отсоматического лексикона . <...> Соматическая лексика в категоризации окружающего мира . <...> Соматизм как единица номинации и производящая база дериватов . <...> СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТСОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ . <...> Словообразовательное гнездо как базовая концептуально-когнитивная схема лингвистической репрезентации языковой картины мира . <...> КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТСОМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ . <...> Проблемы и противоречия когнитивного моделирования в словообразовании . <...> Лингвокогнитивное моделирование отсоматических производных в английском языке и его специфика . <...> Словообразовательная категоризация – процесс познавательной деятельности человека, позволяющий подвести объект под определенную категорию или рубрику опыта при помощи словообразования. <...> В широком значении, принятом в данном исследовании, словообразовательная категоризация – процесс познавательной деятельности человека, позволяющий подвести объект под определенную категорию или рубрику опыта при помощи словообразования. <...> Основы исследования словообразовательной категоризации как лингвокогнитивного процесса целесообразным рассматривать словообразовательную категорию как таксономическую сетку, набрасываемую на все множество формально-семантических соотношений соответствующих языковых единиц, а не как единственное из этих отношений» [Задорожный, 2001: 162] Вопросы о сущности слова, его связи с мышлением, о создании слова возникают уже при первых попытках осмысления человеком самого себя. <...> Основы исследования словообразовательной категоризации как лингвокогнитивного процесса 2) словообразование – отдельный раздел грамматики наряду с морфологией <...>
Словообразование_в_языковой_категоризации_мира.pdf
УДК 808
ББК 80
А16
Научный редактор
доктор филологических наук, профессор Т. В. Милевская
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор С. Г. Агапова;
доктор филологических наук, профессор Г. Т. Поленова
А16
Абросимова Л. С.
Словообразование в языковой категоризации мира: монография
/ Л. С. Абросимова ; Южный федеральный университет.
– Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального
университета, 2015. – 328 с.
М ISBN 978-5-9275-1604-9онография охватывает широкий спектр вопросов, связанных с описанием
принципов и механизмов словообразовательной категоризации
действительности в рамках антропоцентрической парадигмы научных
исследований. Автор рассматривает роль словообразования в процессах
языковой категоризации действительности на примере соматизмов и соматических
производных английского языка.
Издание адресовано специалистам в области филологии и лингвистики,
студентам и аспирантам филологических специальностей, а также всем
интересующимся проблемами теории языка.
Публикуется в авторской редакции.
ISBN 978-5-9275-1604-9
УДК 808
ББК 80
2
© Южный федеральный университет, 2015
© Абросимова Л. С., 2015
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2015
Стр.2
Оглавление
Введение .................................................................................................5
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
КАТЕГОРИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ .................................. 9
1.1. Основы исследования словообразовательной
категоризации как лингвокогнитивного процесса .................11
1.2. Словообразовательная категоризация как отражение
основных когнитивных процессов языковой личности ......30
1.3. Словообразовательная категоризация в формировании
и развитии языковой картины мира .............................................46
Выводы .................................................................................................................60
Глава 2. СОМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В АСПЕКТЕ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ ......................63
2.1. Телесность как лингвокультурный стереотип
и его роль в формировании отсоматического лексикона ..65
2.2. Соматическая лексика в категоризации
окружающего мира ................................................................................78
2.3. Соматизм как единица номинации
и производящая база дериватов .....................................................87
Выводы ............................................................................................................... 123
3
Стр.3
Глава 3. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТСОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ .................................................................. 125
3.1. Словообразовательное гнездо
как базовая концептуально-когнитивная схема
лингвистической репрезентации
языковой картины мира ................................................................... 128
3.2. Структурная характеристика
отсоматических производных ........................................................ 143
3.3. Семантическая характеристика
отсоматических производных ........................................................ 163
Выводы ............................................................................................................... 222
Глава 4. КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ОТСОМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ .................................................................... 227
4.1. Когнитивное моделирование в словообразовании ............ 229
4.2. Метафоризация в когнитивном моделировании ................. 243
4.3. Проблемы и противоречия
когнитивного моделирования в словообразовании .......... 255
4.4. Лингвокогнитивное моделирование
отсоматических производных
в английском языке и его специфика ........................................ 264
Выводы ............................................................................................................... 273
Заключение ............................................................................................................... 275
Список сокращений и условных обозначений ................................... 282
Библиография ......................................................................................................... 285
4
Стр.4