ISBN 978-5-9275-1992-7 В учебном пособии, написанном в контексте современных психогенетических исследований, рассматриваются основные составляющие психогенетической поведенческой модели. <...> Генетические и средовые факторы, детерминирующие межиндивидуальную вариативность в поведении . <...> Общепсихологические теоретические предпосылки понимания агрессивного и враждебного поведения . <...> Дерматоглифические маркеры агрессивного и враждебного поведения . <...> Связь агрессивного и враждебного поведения с полиморфизмами генов МАОА и СOMT. <...> Современные исследования молекулярно-генетических предпосылок агрессивного и враждебного поведения у детей и молодежи Юга России . <...> Роль психотерапии в трансформации агрессивных импульсов в просоциальное русло . <...> Как психолог, психотерапевт может помочь направить человеческую агрессивность и враждебность в мирное русло? <...> 5 Введение Психогенетика (или генетика поведения) – междисциплинарная область знаний, рассматривающая вклад наследственных и средовых факторов в межиндивидуальную вариативность психологических признаков. <...> В учебном пособии, написанном в контексте современных психогенетических исследований, рассматриваются основные составляющие психогенетической поведенческой модели. <...> Выполнен обзор исследований дерматоглифических маркеров агрессивного и враждебного поведения. <...> Описаны результаты современных исследований молекулярно-генетических предпосылок агрессивного и враждебного поведения у детей и молодежи Юга России, выполненных учеными Южного федерального университета в рамках проектной части внутреннего гранта ЮФУ по теме 213.01-07.2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи» (2014–2016 гг.) <...> . Рассмотрен ресурсный потенциал агрессивного и враждебного поведения, а также роль психотерапии в трансформации агрессивных импульсов в просоциальное русло. <...> ГЕНЫ, СРЕДА <...>
Психогенетика_агрессивного_и_враждебного_поведения.pdf
УДК 159. 922
ББК 88. 23
В75
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
(протокол № 4 от 5 мая 2016 г.)
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета
практической психологии Южно-Российского гуманитарного
института Синченко Т. Ю.,
доктор психологических наук, профессор, и. о. заведующего
кафедрой психологии управления и юридической психологии
Южного федерального университета Сидоренков А. В.
В75
Воробьева, Е. В.
Психогенетика агрессивного и враждебного поведения :
учебное пособие / Е. В. Воробьева, П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова,
Е. М. Ковш, А. С. Крючкова ; Южный федеральный
университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального
университета, 2016. – 102 с.
ISBN 978-5-9275-1992-7
В учебном пособии, написанном в контексте современных психогенетических
исследований, рассматриваются основные составляющие
психогенетической поведенческой модели. Работа выполнена в
рамках проектной части внутреннего гранта ЮФУ по теме 213. 01-07.
2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической
конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения
молодежи».
Предназначено для студентов психологических и психологопедагогических
специальностей.
УДК 159. 922
ББК 88. 23
ISBN 978-5-9275-1992-7
© Южный федеральный университет, 2016
© Воробьева Е. В., Ермаков П. Н.,
Абакумова И. В., Ковш Е. М.,
Крючкова А. С., 2016
2
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................................... 5
Модуль 1. Гены, среда и поведение ............................................................... 7
1.1. Генетические и средовые факторы, детерминирующие
межиндивидуальную вариативность в поведении ............................. 7
Вопросы для самоконтроля к теме 1.1 ...................................................16
Литература к теме 1.1 ......................................................................................16
1.2. Гены и особенности поведения ..................................................................17
Задания для самостоятельной работы к теме 1.2 ..............................24
Темы для докладов ............................................................................................24
Литература для докладов ..............................................................................25
Литература к теме 1.2 ......................................................................................25
Вопросы для самоконтроля к модулю 1..........................................................27
Модуль 2. Агрессивное и враждебное поведение ..............................28
2.1. Общепсихологические теоретические предпосылки
понимания агрессивного и враждебного поведения .....................28
Задания для самоконтроля к теме 2.1 .....................................................45
Литература для подготовки докладов.....................................................45
Литература к теме 2.1 ......................................................................................46
2.2. Генетические и хромосомные нарушения, связанные с
агрессивным и враждебным поведением .............................................48
Задания для самоконтроля к теме 2.2 .....................................................57
Литература к теме 2.2 ......................................................................................58
3
Стр.3
2.3. Дерматоглифические маркеры агрессивного
и враждебного поведения ............................................................................61
Задания для самоконтроля к теме 2.3 .....................................................64
Литература к теме 2.3 ......................................................................................64
Вопросы для самоконтроля к модулю 2..........................................................65
Модуль 3. Связь агрессивного и враждебного поведения
с полиморфизмами генов МАОА и СOMT.
Психотерапия агрессивного и враждебного
поведения ............................................................................................66
3.1. Современные исследования молекулярно-генетических
предпосылок агрессивного и враждебного поведения
у детей и молодежи Юга России ................................................................66
Задания для самостоятельной работы ....................................................79
Вопросы для дискуссии ..................................................................................79
Литература к теме 3.2 ......................................................................................79
3.2. Ресурсный потенциал агрессии. Роль психотерапии
в трансформации агрессивных импульсов
в просоциальное русло ..................................................................................82
Темы рефератов ..................................................................................................87
Список рекомендованной литературы
для написания рефератов .............................................................................87
Литература к теме 3.2 ......................................................................................88
Вопросы для самоконтроля к модулю 3..........................................................89
Литература ...................................................................................................................91
4
Стр.4