ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. А. Пономарева, Н. В. Стариков, Е. В. Шандулин МенеджМент в публичной политике Учебное пособие для студентов бакалавриата и магистратуры Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2008 УДК 65.0:32 ББК 66.6+65.290 П 56 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Ответственный редактор Стариков Н. В. <...> Менеджмент в публичной политике: учебное пособие для студентов бакалавриата и магистратуры / М. А. Пономарева, Н. В. Стариков, Е. В. Шандулин. <...> Стратегии и технологии информационного менеджмента в публичной политике . <...> 35 2.3 Средства массовой коммуникации и особенности их использования в менеджменте публичной политики . <...> 151 ВВЕдЕНИЕ Политический менеджмент в публичной политике – новая область практической и теоретической деятельности в России. <...> Сегмент политической реальности, особый вид управления в политике, политический менеджмент охватывает различные сферы, является одним из инструментов сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни. <...> Как научно обоснованный и специфический вид человеческой деятельности политический менеджмент выделился в результате поиска способов повышения эффективности достижения поставленных политических целей. <...> Существует общественная потребность в людях, обладающих научными знаниями в области политико-технологического управления, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. <...> С учетом того, что политико-технологическое управление – социальное явление и процесс, представляющий собой определенную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого <...>
Менеджмент_в_публичной_политике.pdf
УДК 65.0:32
ББК 66.6+65.290
П 56
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Ответственный редактор
Стариков Н. В.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
”Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
П 56
Пономарева М. А.
Менеджмент в публичной политике: учебное пособие для
ISBN 978-5-9275-0429-9
Учебное пособие посвящено проблемам управления в области публичной
политики, предполагающим выявление основных принципов обязательного
равного взаимодействия между субъектами политического процесса в
условиях современной России (конец ХХ – начало XXI в.). Менеджмент в
публичной политике обосновывается как реализация интересов государства
и общества посредством раскрытия механизмов деятельности государственных
органов и структур гражданского общества. Государственное участие
рассматривается с точки зрения мобилизации общественного мнения на разработку
актуальных проблем. Раскрывается основное понятие менеджмента
в публичной политике, место и роль субъектов публичной политики в процессе
принятия и реализации политических решений.
Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, изучающих
учебные дисциплины в рамках специальностей и специализаций:
«Регионоведение», «История», «Историческая политология»,
«Документоведение», «Государственное управление», а также для всех интересующихся
региональными политическими исследованиями.
ISBN 978-5-9275-0429-9
УДК 65.0:32
ББК 66.6+65.290
© Пономарева М. А., 2008
© Стариков Н. В., 2008
© Шандулин Е. В., 2008
© Южный федеральный университет, 2008
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2008
студентов бакалавриата и магистратуры / М. А. Пономарева,
Н. В. Стариков, Е. В. Шандулин. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ,
2008. – 160 с.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................
Раздел 1. Менеджмент в публичной политике
как теоретическая и прикладная дисциплина .....................
1.1. Теоретические вопросы
менеджмента в публичной политике ..........................................
5
8
8
1.2. Публичная политика: понятие и реальность ............................ 15
1.3. Этапы развития менеджмента
публичной политики в России ...................................................... 20
Раздел 2. Информационное обеспечение менеджмента
в публичной политике ................................................................. 25
2.1. Функции и значение коммуникации
в публичной политике ..................................................................... 25
2.2. Стратегии и технологии информационного менеджмента
в публичной политике .................................................................... 35
2.3 Средства массовой коммуникации и особенности
их использования в менеджменте публичной политики ......... 47
Раздел 3. Институциональная сторона менеджмента ......................... 54
3.1. Власть, общественное мнение
и общественное участие ............................................................... 54
3.2. Менеджмент органов государственной власти:
согласование интересов .............................................................. 72
3.3. Менеджмент структур гражданского общества ....................... 91
Раздел 4. Правовые и этические нормы реализации
менеджмента в публичной политике ..................................... 107
4.1. Правовая база функционирования
и взаимодействия органов государственной власти
и общественных структур
в области публичной политики .................................................... 107
4.2. Этика менеджмента в публичной политике .............................. 125
3
Стр.3
Раздел 5. Технологии менеджмента в публичной политике .............. 137
5.1. Технологии реализации власти и общественного участия
в публичной политике .................................................................... 137
5.2. РR-технологии и практика их реализации ............................
151
Стр.4