Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Программа социально-психологического тренинга по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя (220,00 руб.)

0   0
АвторыКуликова Татьяна Ивановна, Шалагинова Ксения Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц104
ID636896
АннотацияПрограмма социально-психологического тренинга разработана для учителей - классных руководителей с целью формирования полиэтнической компетентности в условиях поликультурной образовательной среды
ISBN978-590-397-812-5
УДК159.9
ББК88.5
Программа социально-психологического тренинга по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя / Т.И. Куликова, К.С. Шалагинова .— : [Б.и.], 2016 .— 104 с. — ISBN 978-590-397-812-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/636896 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛСТОГО Программа социальнопсихологического тренинга по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя Тула - 2016 1 УДК 159.9 ББК 88.5 Рецензент: Филиппова С.А., кандидат психологических наук, доцент (ТГПУ им. <...> Л.Н. Толстого) П63 Программа социально-психологического тренинга по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя / Авт.-сост. <...> ISBN 978-5-903978-12-5 ББК 88.5 Издание подготовлено при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-16-71005а/Ц) ©Т.И. Куликова, К.С. Шалагинова 2Издательство «Имидж Принт», 2016 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Социально-психологический тренинг как метод формирования полиэтнической компетентности классного руководителя Методология социально-психологического тренинга Описание программы тренинга Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 ПОСЛЕСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРА 3 4 6 7 19 20 24 28 33 46 56 60 64 68 70 81 85 87 92 99 101 102 ВВЕДЕНИЕ Изменение рамок профессиональной деятельности влечет и изменения требований к компетентностям учителей. <...> Поликультурная компетентность постепенно становится ключом к пониманию и эффективному сотрудничеству в профессиональном педагогическом сообществе. <...> Современные педагоги сегодня должны не только уметь жить в поликультурной среде, но и быть способными к творческому сотрудничеству и эффективному взаимодействию в международных командах в рамках образовательных проектов; уметь поддерживать долгосрочные связи с зарубежными партнерами; уметь организовывать межкультурные обмены; владеть этикой и культурой международного общения; уметь оперативно решать профессиональные задачи в поликультурном социуме; владеть иностранными языками на уровне, позволяющем участвовать в международных научных дискуссиях; описывать результаты совместной деятельности и представлять их на качественном уровне на международных <...>
Программа_социально-психологического_тренинга_по_формированию_полиэтнической_компетентности_классного_руководителя.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Социально-психологический тренинг как метод формирования полиэтнической компетентности классного руководителя Методология социально-психологического тренинга Описание программы тренинга Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 ПОСЛЕСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРА 3 6 7 19 20 24 28 33 46 56 60 64 68 70 81 85 87 92 99 101 102
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Изменение рамок профессиональной деятельности влечет и изменения требований к компетентностям учителей. Поликультурная компетентность постепенно становится ключом к пониманию и эффективному сотрудничеству в профессиональном педагогическом сообществе. Современные педагоги сегодня должны не только уметь жить в поликультурной среде, но и быть способными к творческому сотрудничеству и эффективному взаимодействию в международных командах в рамках образовательных проектов; уметь поддерживать долгосрочные связи с зарубежными партнерами; уметь организовывать межкультурные обмены; владеть этикой и культурой международного общения; уметь оперативно решать профессиональные задачи в поликультурном социуме; владеть иностранными языками на уровне, позволяющем участвовать в международных научных дискуссиях; описывать результаты совместной деятельности и представлять их на качественном уровне на международных мероприятиях и многое другое. Однако перечисленные умения и качества отсутствуют у школьных учителей, для их возникновения требуются особые усилия, условия, образовательные технологии, средства и методы формирования. Поскольку учителя сегодня живут и преподают в условиях многообразия, поликультурная грамотность является метарамкой с потенциалом интеграции различных учебных программ. Как показывает практика, чтобы эффективно взаимодействовать в профессиональном поликультурном окружении, партнерам необходимо далеко не только знание соответствующего языка, знание норм, правил, традиций, обычаев другой культуры. Требуется знание целого комплекса форм поведения, истории, психологии, культуры своих партнеров по общению, знание механизма самого процесса общения, наличие определенных личностных качеств и отношений, поведенческих навыков, совокупность которых можно определить термином «компетентность». Как отдельная компетентность в этой группе выделяется межкультурная коммуникативная компетентность, модель которой была разработана российским психологом Л.Г. Почебут, она выражается в позитивном отношении, толерантности и доверии, знании принципов и правил межкультурной коммуникации, умении понимать и взаимодействовать с представителями различных культур. 4
Стр.4
Эта компетентность включает в себя культурологические знания, умения и навыки грамотного общения с представителями иных культур, толерантность, терпимость и заинтересованность в ситуации общения при сохранении идентичности и устойчивости к влиянию со стороны представителей иной культуры, социально-психологическую сензитивность, отсутствие предубеждений и предрассудков, приверженность культурно-одобряемым нормам поведения. Автор делает акценты на двух основных компонентах: знаниях о культурных особенностях и умениях и навыках общения с представителями иных культур. Близкой по смыслу к межкультурной компетентности является поликультурная компетентность. Концепция поликультикультурной компетентности (multicultural competence) встречается в литературе в основном в контексте проблемы взаимоотношений между разными культурными группами в США. Она включает знания, понимание и навыки, а также упреждающее беспокойство/тревогу (при столкновении с новым окружением), желание приобретать знания, принятие статуса (осознание того, что вы являетесь заинтересованным лицом в полученных или неполученных привилегиях), комфорт с самим собой и окружающими. В современных исследованиях высказывается идея о том, что каждая указанная выше компетентность имеет свое особое место в структуре уровней компетентностей, относящихся к взаимодействию человека и культуры (соответствуют различным уровням кросскультурного исследования, каждый из которых включает предыдущий). Например, начальный уровень составляют кросскультурная и интеркультурная компетентности, которые необходимы для развития глобальной/международной компетентности. А они, в свою очередь, являются базисом для поликультурной компетентности. Согласно этой градации, полиэтническая компетентность учителя относится к третьему уровню и по своему наполнению находится между межкультурной компетентностью и поликультурной компетентностью, однако, имеет свои отличия, диктуемые спецификой современной педагогической деятельности и требованиями, которые она предъявляет к личностным и профессиональным качествам специалиста. В связи с обозначенными выше современными требованиями к учителю, с нашей точки зрения, вполне обоснованным является выделение особой полиэтнической компетентности классного руководителя. 5
Стр.5
1. Социально-психологический тренинг как метод формирования полиэтнической компетентности классного руководителя В качестве основного метода работы по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя нами используется социально-психологический тренинг (СПТ). В широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции. СПТ получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, врачей, психологов, социальных работников и т.д. Принято считать, что первые разработки тренинговых форм личностного саморазвития принадлежат школе Курта Левина (США). Исходное положение при создании этого психологического метода заключалось в понимании того, что изменения в установках и поведении людей происходят гораздо эффективнее в процессе их группового, а не индивидуального функционирования. Личностное саморазвитие человека обусловливается рефлексией того, как его воспринимают другие люди. Дальнейшее развитие метод тренинга получил в разработках Карла Роджерса (США) в русле гуманистической психологии. Тренинг стал активно применяться в процессе профессиональной подготовки учителей и представителей Других социально ориентированных профессий. В общем виде, рассматривая цели СПТ, в современной практике принято говорить о повышении коммуникативной компетентности личности за счет приобретения психологических знаний, внешне выражаемых умений общения, коррекции коммуникативных установок, адекватного восприятия себя и других в ситуациях общения, развития и коррекции личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем. При этом, общая цель СПТ конкретизируется решаемыми в процессе его реализации задачами. Речь идет об ориентировке на приобретение и развитие специальных навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д., либо 6
Стр.6
углублении опыта анализа ситуаций общения, например коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия. В отечественной психологии под социально-психологическим тренингом обычно понимаются те виды тренинга которые направлены на развитие качеств, свойств, умений, способностей и установок человека, проявляющихся в процессе общения или взаимодействия. Социально-психологический тренинг – это активное социальнопсихологическое обучение, характеризующееся обязательным взаимодействием обучаемых между собой (Ю.Н. Емельянов); средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л.А. Петровская). Основная цель социально-психологического тренинга — это повышение компетентности в общении. В тренингах решаются задачи, связанные с приобретением участниками соответствующих знаний, формированием умений и навыков, развитием перцептивных способностей человека, коррекцией его установок и отношений, определяющих социальное поведение человека. Для проведения социально-психологического тренинга, необходима организация особой тренинговой среды как образовательной среды творческого типа модальности. Соответственно, ко всем компонентам такой среды: социальному, пространственно-предметному и психодидактическому — предъявляются специфические требования. 2. Методология социально-психологического тренинга Участники тренинга Социально-психологический тренинг проводится в группах по 8 - 12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Количество участников ограничивается необходимостью их постоянной обратной связи между собой, а также с ведущим. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний. Хотя, безусловно, исходный уровень коммуникативной и психологопедагогической компетентности участников в определенной степени 7
Стр.7
оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Цель и задачи тренинга При постановке цели и задач тренинга, а также в процессе их практической реализации, очень важно четко себе представлять, будет ли данный тренинг посвящен коррекции и развитию личностных установок участников, либо формированию конкретных умений и навыков, либо развитию перцептивных способностей и т.д. Данная модель тренинга ориентирована преимущественно на формирование полиэтнической компетентности в сфере их педагогического взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды. Целью предлагаемого социально-психологического тренинга является полиэтническая подготовка учителей к недирективному межличностному взаимодействию с учащимися, носящему характер помощи и поддержки. Задачи: - развитие эмпатии, толерантности – уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческих культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения, готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия; - формирование позиции позитивного принятия другого (представителя другой национальности) - отношение уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлении Другого, сохраняющее за человеком право оставаться автономным. - обучение педагогов стратегиям поведения в конфликтной ситуации вообще и межэтнического конфликта в частности, способствование выработке готовности к сотрудничеству и компромиссу; - снижение враждебности, агрессивности - уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение; формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева; развитие способности расслабляться. 8
Стр.8
Компетентность ведущего Ведущий должен не только обладать психологическими и педагогическими знаниями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социальнопсихологического тренинга. По своему содержанию социально-психологический тренинг  это специфическая форма образовательного процесса, протекающего в специфической образовательной среде. Поэтому проведение тренинга  задача, в принципе, педагогическая. Опыт свидетельствует, что специально подготовленные педагоги могут стать хорошими ведущими. В то же время общепсихологическая подготовка совершенно недостаточна для эффективной практической работы психологов в качестве ведущих социально-психологических и других типов тренингов. Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. При этом сразу стоит обратить внимание, что работа тренера по готовой программе, вовсе не означает, что он не меняет его направленности или назначения. Каждая тренинговая группа обладает уникальным составом и опытом участников. Отсюда возникает задача доопределения, доработки его целей и задач, исходной корректировки содержания. По ходу реализации программы тренинга ведущий: 1. Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения, правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий. 2. Оказывает экспертную помощь участникам с целью объективно оценить свое поведение, наглядно показать, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего. 3. Проводит анализ, обобщение и осуществляет комментирование событий, происходящих в группе. Комментарии могут носить характер: а) наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений; б) перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата; 9
Стр.9
ПОСЛЕСЛОВИЕ Трудно не согласиться с К. Роджерсом в том, что «в наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях. Проникновение в бесконечность пространства и микромир атома вызывают благоговейный ужас, но, кажется, они приведут к всеобщему разрушению нашего мира, если только мы не достигнем больших успехов в понимании и налаживании отношений между отдельными людьми и группами людей». Полиэтническая компетентность как одна из граней компетентности в общении является необходимым условием для формирования установок толерантного сознания, повышения эффективности межэтнического диалога в современной России. Поскольку совершенствование межкультурного общения  одна из областей, где прирост психологических знаний через повышение информированности недостаточен, мы обосновали необходимость фасилитации развития психологии выделением перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, мы рассмотрели потенциал тренинговой работы по развитию полиэтнической компетентности, выделяя, соответственно, развитие перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих изучаемого феномена. Мы надеемся, что подробно описанные целенаправленные, методологически обоснованные усилия по развитию компетентности в общении представителей различных культур, будут способствовать становлению позитивной этнической идентичности, повышению уровня толерантности государства, внесут свой вклад в неразрешенные вопросы социальной психологии XXI века. Также мы надеемся, что проделанная нами работа будет способствовать развитию и систематизации исследований в данном направлении, а также получит широкое применение в практике педагогов и школьных психологов в работе с подрастающими гражданами России. полиэтнической компетентности методами социально-психологического тренинга, дающего возможность интеграции знания и практического опыта. В соответствии с принятым в отечественной социальной 101
Стр.101