Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономическая теория (220,00 руб.)

0   0
АвторыБасовский Леонид Ефимович, Левкина Наталия Николаевна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц185
ID635765
АннотацияВ учебном пособии в простой и доступной форме с использованием иллюстративного материала рассмотрены основные положения современной экономической теории
ISBN978-5-9500-384-3-3
УДК330.101
ББК65.01я73
Экономическая теория / Л.Е. Басовский, Н.Н. Левкина .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2017 .— 185 с. : ил. — ISBN 978-5-9500-384-3-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/635765 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» Л. Е. Басовский, Н. Н. Левкина ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Особое внимание уделено функционированию рынков, политике государства в этой среде, потреблению и производству, несовершенной конкуренции, теории рынков факторов производства, экономике общественного сектора, макроэкономическим показателям, реальной экономике в краткосрочном и долгосрочном периодах и теории открытой экономики. <...> Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. <...> Влияние денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики на совокупный спрос . <...> Модель кривой производственных возможностей наглядно демонстрирует сущность понятия альтернативных (или вмененных) издержек – это количество другого блага, от производства которого нужно отказаться для производства дополнительного количества блага. <...> Рыночная экономика предполагает наличие рынка товаров и услуг и рынков факторов производства. <...> Величина спроса – это количество товара, которое потребители готовы купить на рынке при данных ценах. <...> Между ценой товара и количеством спрашиваемой продукции существует взаимная связь, которую выражает закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара, т. е. чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем выше величина спроса на него. <...> Поэтому кривые спроса отдельных потребителей отличаются друг от друга своей формой. <...> Факторы, определяющие изменение предложения и его величины Предложение – это товары и услуги, находящиеся на рынке или которые могут быть на него доставлены. <...> Величина предложения – это количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. <...> Кривая предложения показывает, какое количество товара готовы продать производители по разным ценам в определенный момент времени (( ) Qf P= S ). <...> Графическое представление <...>
Экономическая_теория.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экономическая_теория.pdf
УДК 330.101 ББК 65.01я73 Б27 Рецензенты: доктор экономических наук, доцент В. А. Поляков (Тульский филиал Финуниверситета); кандидат экономических наук, доцент Т. Н. Аверина (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Б27 Басовский, Л. Е. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Н. Н. Левкина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2017.– 184 с. ISBN 978-5-9500384-3-3 В учебном пособии в кратком изложении в простой и доступной форме с использованием соответствующего иллюстративного материала рассмотрены основные положения современной экономической теории. Особое внимание уделено функционированию рынков, политике государства в этой среде, потреблению и производству, несовершенной конкуренции, теории рынков факторов производства, экономике общественного сектора, макроэкономическим показателям, реальной экономике в краткосрочном и долгосрочном периодах и теории открытой экономики. Пособие будет полезно студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. УДК 330.101 ББК 65.01я73 ISBN 978-5-9500384-3-3 © Л. Е. Басовский, Н. Н. Левкина, 2017 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................5 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ............................................6 1.1. Предмет, метод и функции экономической теории................................................6 1.2. Потребности общества, их виды. Экономические блага и их классификация. Экономический выбор. Границы производственных возможностей ....................8 1.3. Экономические системы, их типы и модели.........................................................12 1.4. Товарное производство. Товар и его свойства в различных экономических школах. Возникновение, сущность и функции денег ................14 1.5. Капитал: сущность и виды.....................................................................................19 1.6. Место собственности в экономической системе ..................................................22 1.7. Рынок, его структура, функции, условия формирования и развития...................24 Глава 2. ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.....................................................28 2.1. Спрос. Закон спроса. Факторы, определяющие изменение спроса и его величины. Исключения из закона спроса........................................28 2.2. Предложение. Закон предложения. Факторы, определяющие изменение предложения и его величины....................31 2.3. Эластичность спроса и предложения ....................................................................32 2.4. Рыночное равновесие. Понятие дефицита и избытка ...........................................36 Глава 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ....................................................................38 3.1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности .............................38 3.2. Выбор потребителя. Анализ кривых безразличия. Потребительский бюджет и бюджетная линия. Оптимум потребителя..............40 Глава 4. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ...............................................45 4.1. Экономическая природа фирмы. Теории фирмы..................................................45 4.2. Производственная функция и равновесие производителя ...................................46 4.3. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.........................................................49 4.4. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты размера фирмы. Минимальный эффективный размер фирмы........................................................54 Глава 5. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР..................................................................58 5.1. Конкуренция: виды, методы и последствия. Типы рыночных структур .............58 5.2. Понятие и основные черты совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде ...........................................................60 5.3. Монополия и ее виды. Показатели монопольной власти. Антимонопольное законодательство: цели и принципы......................................65 5.4. Монополистическая конкуренция, ее виды и признаки .......................................70 5.5. Олигополия и ее место в современной рыночной экономике..............................73 3
Стр.3
Глава 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ......................................................76 6.1. Спрос фирмы на ресурсы и его производный характер. Равновесие фирмы на рынке ресурсов..................................................................76 6.2. Рынок труда и его особенности .............................................................................79 6.3. Рынок капитала и рынок земли .............................................................................81 Глава 7. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА .......................................................................................85 7.1. Положительные и отрицательные стороны рынка. Общее равновесие и экономическая эффективность ...........................................85 7.2. Общественные блага и их особенности ................................................................88 7.3. Проблема внешних эффектов и ее решение..........................................................90 Глава 8. ЭКОНОМИКА ИНФОРМАЦИИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА..............................................................................98 8.1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики.........................98 8.2. Риск и его виды. Способы снижения риска ..........................................................99 8.3. Механизм уменьшения асимметричности информации.....................................102 Глава 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ .....................................................................................104 9.1. Валовой внутренний продукт ..............................................................................104 9.2. Стоимость жизни..................................................................................................107 9.3. Производство и экономический рост ..................................................................109 Глава 10. РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ .............114 10.1. Финансовая система, сбережения и инвестиции...............................................114 10.2. Основные финансовые инструменты ................................................................121 10.3. Безработица ........................................................................................................125 Глава 11. ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ .............................130 11.1. Денежно-кредитная система ..............................................................................130 11.2. Инфляция............................................................................................................133 Глава 12. ТЕОРИЯ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ......................................................141 12.1. Открытая экономика ..........................................................................................141 12.2. Макроэкономический анализ открытой экономики .........................................146 Глава 13. КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ..............................................................................159 13.1. Совокупный спрос и совокупное предложение ................................................159 13.2. Влияние денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики на совокупный спрос .........................................................................................166 13.3. Инфляция и безработица в краткосрочном периоде.........................................172 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................183 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Современному студенту, обучающемуся по любому направлению подготовки, необходимо изучение экономической науки по целому ряду причин. Экономика – экономическая теория помогает понять окружающую действительность, принимать верные жизненные решения, добиваться успеха в бизнесе, оценивать экономическую политику. Множество жизненных, в том числе каждодневных, ситуаций потребуют знаний, которые можно получить, изучив основы экономической науки. Особое значение экономическая теория имеет для будущих менеджеров. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7) объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: – процессы реализации управленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм; – процессы реализации управленческих решений в органах государственного и муниципального управления. Основы экономических знаний применительно к перечисленным объектам формируются в процессе изучения дисциплины «Экономическая теория». В результате освоения дисциплины «Экономическая теория» у студентов должна быть сформирована следующая компетенция: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3). В предлагаемом вашему вниманию учебном пособии положения экономической науки изложены кратко, просто и понятно, без использования сложных математических методов. В книге вы найдете современные положения экономической науки, признанные научной общественностью, показавшие свою продуктивность в жизни, в бизнесе, в политике XXI века. 5
Стр.5
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 1.1. Предмет, метод и функции экономической теории Как известно, слово «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» – дом и «номос» – закон, правило. Следовательно, экономика – это правила, законы ведения домашнего хозяйства. Экономическая теория входит в систему экономических наук, изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях ограниченных ресурсов, проблемы эффективного использования ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей. Предмет экономической теории – система экономических отношений по эффективному распределению ресурсов с целью получения максимального количества полезной продукции для удовлетворения потребностей людей. Отсюда объектом изучения экономической теории является товарное производство и развитая рыночная экономика. Под экономикой вообще и под рыночной экономикой в частности понимается хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ. В зависимости от масштабов экономика делится на микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических, или хозяйствующих, субъектов (потребителей, фирм, наемных работников, предпринимателей, предприятий). Она отвечает на вопрос: почему принимаются те или иные экономические решения на низшем уровне. Макроэкономика изучает экономические процессы на уровне общества (производство национального дохода, инфляция, безработица, государственный бюджет и т. д.). Она отвечает на вопрос: что должно делать государство, чтобы нация процветала. Таким образом, микроэкономика – раздел экономической теории, исследующий закономерности функционирования отдельных рыночных субъектов. Макроэкономика – раздел экономической теории, исследующий экономику как целостную систему, определяющий цели экономической политики и инструменты для ее реализации. К основным функциям экономической теории относятся: 1) познавательная – изучение и объяснение процессов и явлений экономической жизни общества; 2) методологическая – разработка методологии познания и научноисследовательского аппарата для других экономических наук; 6
Стр.6
3) практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования; 4) мировоззренческая – формирование научного представления об экономике; 5) прогнозно-прагматическая – разработка научных прогнозов и перспектив общественного развития. Методы экономической теории включают: – диалектический метод, предполагающий исследование экономических явлений в процессе их становления и развития, выяснение внутренних противоречий изучаемых явлений; – метод научной абстракции – абстрагирование от несущественных моментов при изучении экономических явлений и процессов; – эмпирический метод – заключается в сборе и описании фактов и событий; – статистический метод связан с количественным анализом собранной информации; – причинно-следственный метод предполагает выявление причинноследственных связей между отдельными изучаемыми экономическими явлениями; – анализ – разложение целого на части и исследование каждой части в отдельности; – синтез предусматривает объединение исследованных в процесса анализа отдельных частей изучаемого объекта в единое взаимосвязанное целое; – индукция предполагает, что исследование проводится от фактов к теории; – дедукция, напротив, связана с выдвижением гипотез с последующим сбором информации с целью их подтверждения. В методологии экономической теории выделяют: 1) позитивный подход, предполагающий исследование фактического состояния экономики; 2) нормативный подход базируется на оценочных суждениях о том, какой должна быть экономика и экономическая политика; 3) системно-функциональный подход предусматривает изучение экономических явлений как целостной системы функционально и количественно взаимосвязанных между собой элементов; 4) экономико-математическое моделирование позволяет определить причины изменений изучаемого объекта, закономерности процесса изменения, его последствия на основе формализации экономических процессов и явлений; 5) единство исторического и логического – исторические факты следует располагать в логической последовательности, логику исследо7
Стр.7
вания необходимо постоянно контролировать с помощью исторического сопоставления. Таким образом, экономическая наука обладает не только специфическим предметом, но и особым набором методов исследования. 1.2. Потребности общества, их виды. Экономические блага и их классификация. Экономический выбор. Границы производственных возможностей Потребность – это нужда людей в чем-либо, принимающая форму конкретной необходимости в определенных благах. Виды потребностей представлены на рис. 1.1. Потребности По субъектам: - индивидуальные - групповые - коллективные - общественные По времени: - устойчивые - ситуативные По объектам: - материальные - духовные - этические - эстетические По функциональной роли: - естественные - обусловленные культурой По виду деятельности: - экономические - неэкономические По сферам деятельности: - познания - общения - отдыха - потребности труда Рис. 1.1. Виды потребностей Традиционной в экономике стала классификация человеческих потребностей А. Маслоу (рис. 1.2). Как видно из рис. 1.2, А. Маслоу расположил все потребности в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка. К физиологическим потребностям относятся потребности человека в пище, воде, воздухе, сне, одежде, жилье, воспроизведении рода и т. п. Потребности в безопасности включают потребности в защите от преступников, внешних врагов, нищеты, помощи при болезнях и др. 8
Стр.8
Рис. 1.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу Социальные потребности людей связаны с общением, дружбой, любовью. Потребность в уважении включает потребность в признании, уважении со стороны других людей, в приобретении определенного общественного положения, а также потребность в самоуважении. Потребность в самореализации подразумевает потребность в совершенствовании всех возможностей и способностей человека. Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, в котором создаются материальные ценности и оказываются материальные услуги, ко второй – нематериальное, в котором создаются духовные, нравственные ценности и оказываются соответствующие услуги. Обе сферы находятся в постоянном взаимодействии, которое в современных условиях значительно усилилось. По мере развития общества видоизменяются и потребности его членов: одни потребности сменяются другими, возникают новые, возрастает доля социальных и интеллектуальных потребностей. Закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры называется законом возвышения потребностей. Благами называют то, что необходимо для удовлетворения потребностей человека. 9
Стр.9
С точки зрения вещественного содержания блага делятся на материальные и нематериальные. Классификация материальных благ представлена на рис. 1.3. Материальные блага По источникам возникновения: – экономические (являющиеся результатом хозяйственной деятельности) – неэкономические (предоставляемые природой) По роли в воспроизводстве: – потребительские – производственные По роли в потреблении: – предметы первой необходимости – предметы роскоши По характеру удовлетворения: – взаимозаменяемые – взаимодополняемые По количеству потребителей: – частные – общественные По продолжительности использования: – длительного пользования – разового пользования С учетом фактора времени: – настоящие – будущие Рис. 1.3. Классификация материальных благ Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т. п. Нематериальные блага подразделяются на две группы: 1) внутренние (образование, кино, музыка и т. п.); 2) внешние (деловые связи, репутация и т. п.). Для создания экономических благ необходимы экономические ресурсы: – природные ресурсы; – трудовые; – капитал; – предпринимательские способности; – информация. Общим свойством для всех видов экономических ресурсов является их редкость, соответственно, объем производимых с их помощью благ ограничен. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ