УДК 81’27
ББК Ш100.621
П50
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Главный редактор: доктор филол. наук, проф. А. П. ЧУДИНОВ (Екатеринбург)
Заместители главного редактора:
доктор филол. наук, доцент Э. В. БУДАЕВ (Нижний Тагил)
кандидат филол. наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА (Екатеринбург)
Члены редакционной коллегии:
доктор филол. наук, профессор В. Н. БАЗЫЛЕВ (Москва, Россия)
доктор филол. наук, доцент Е. В. ДЗЮБА (Екатеринбург, Россия)
PhD, профессор АНДЖЕЙ ДЕ ЛАЗАРИ (Лодзь, Польша)
PhD, профессор Д. ВАЙС (Цюрих, Швейцария)
доктор филол. наук, проф. С. В. ИВАНОВА (Санкт-Петербург, Россия)
доктор филол. наук, проф. В. И. КАРАСИК (Волгоград, Россия)
доктор филол. наук, профессор Е. А. НАХИМОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор филол. наук, профессор Б. Ю. НОРМАН (Минск, Республика Беларусь)
доктор филол. наук, профессор Н. Б. РУЖЕНЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
PhD, профессор П. СЕРИО (Лозанна, Швейцария)
доктор, кандидат филол. наук, проф. Й. СИПКО (Прешов, Словакия)
доктор филол. наук, доцент О. А. СОЛОПОВА (Челябинск, Россия)
доктор филол. наук, профессор У АЙХУА (Пекин, Китай)
PhD, профессор Л. ЦОНЕВА (Велико-Тырново, Болгария)
PhD, профессор ЯН КЭ (Гуанчжоу, Китай)
Технический редактор: кандидат филол. наук Д. О. МОРОЗОВ
Заведующий отделом перевода: кандидат филол. наук И. С. ПИРОЖКОВА
Политическая лингвистика / гл. ред. А. П. Чудинов ; ФГБОУ ВО
П50 «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2018. – Вып. 3 (69). – 159 с. –
(Цена свободная).
ISSN 1999-2629
Знак информационной продукции 16+.
Журнал призван способствовать обмену новейшей информацией в области политической лингвистики,
а также в сфере взаимоотношений языка, культуры и общества. Включает пять основных разделов –
«Теория политической лингвистики», «Политическая коммуникация», «Язык – политика – культура», «Лингвистическая
экспертиза: язык и право» и «Зарубежный опыт». Предназначен для филологов, политологов, социологов
и всех тех, кто интересуется проблемами политической коммуникации.
УДК 81’27
ББК Ш100.621
Благодарим РНФ за материальную поддержку проекта в рамках гранта
№ 16-18-02102 «Речевое воздействие на русском языке в конфликтных и неконфликтных
политических ситуациях и методология его лингвистической экспертизы
с использованием современных методик (лингвокогнитивный, лингвориторический,
психолингвистический анализ, критический анализ дискурса, комплексный
анализ креолизованного текста и др.)».
ISSN 1999-2629
© ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет», 2018
© Политическая лингвистика, 2018
Стр.2
Ural State Pedagogical University
POLITICAL
LINGUISTICS
3(69)’2018
Editor-in-Chief
Anatoliy P. Chudinov, Ph.D., Prof. (Ekaterinburg)
Deputy Editors-in-Chief:
Edward V. Budaev, Ph.D., Assoc. Prof. (Nizhniy Tagil)
Maria B. Voroshilova, Ph.D., Assoc. Prof. (Ekaterinburg)
Editorial Board
Vladimir N. Bazylev, Ph.D., Prof. (Moscow, Russia)
Elena V. Dzyuba, Ph.D., Assoc. Prof. (Ekaterinburg, Russia)
Andrzej de Lazari, Ph.D., Prof. (Lodz, Poland)
Daniel Weiss, Ph.D., Prof. (Zurich, Switzerland)
Svetlana V. Ivanova, Ph.D., Prof. (St. Petersburg, Russia)
Vladimir I. Karasik, Ph.D., Prof. (Volgograd, Russia)
Elena A. Nakhimova, Ph.D., Prof. (Ekaterinburg)
Boris Yu. Norman, Ph.D., Prof. (Minsk, Belarus)
Natalia B. Ruzhentseva, Ph.D., Prof. (Ekaterinburg, Russia)
Patrick Seriot, Ph.D., Prof. (Lausanne, Switzerland)
Joseph Sipko, Ph.D., Prof. Ph.Dr. (Prešov, Slovakia)
Olga O. Solopova, Ph.D., Assoc. Prof. (Chelyabinsk, Russia)
Wu Aihua, Ph.D., Prof. (Beijing, China)
Lilyana Tsoneva, Ph.D., Prof. (Veliko Tarnovo, Bulgaria)
Yang Ke, Ph.D., Prof. (Guangzhou, China)
Ekaterinburg 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Редакционные принципы журнала «Политическая лингвистика» .............................................................. 8
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Колесов В. В.
Санкт-Петербург, Россия
Концептуальное поле русского сознания:
концепты Власть, Закон и Народ ............................................................. 10
РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Алифанова О. Г.
Екатеринбург, Россия
Бабенко Л. Г.
Конторских А. И.
Екатеринбург, Россия
Бисерова Н. В.
Пермь, Россия
Дулесов Е. П.
Ижевск, Россия
Матова Ю. В.
Саратов, Россия
Николаева Н. Н.
Москва, Россия
Обвинцева О. В.
Екатеринбург, Россия
Тамерьян Т. Ю.
Цаголова В. А.
Владикавказ, Россия
Тарасова М. С.
Москва, Россия
Реализация коммуникативной ситуации «СОГЛАСИЕ»
в политическом дискурсе на примере территориальных разногласий
Индии и Китая: I период (1962—1980 гг.) ................................................. 24
Реализация категории модальности в инаугурационной речи
(на материале речи Дональда Трампа) .................................................... 29
Особенности номинаций миграционного кризиса
во французском медийном дискурсе ........................................................ 33
Интерактивный аспект использования метафоры
в политической коммуникации (на примере метафоры
«Мировой суд — это статуя»
в речах дореволюционных парламентариев) .......................................... 41
Политическая коммуникация как сфера-мишень метафоризации
лексики трудовой деятельности в русском и английском языках
(по материалам национальных лингвистических корпусов) ................... 48
Функционально-прагматический потенциал эвфемизмов
в англоязычном политическом дискурсе .................................................. 55
Дисфемизмы как средства реализации стратегии дискредитации
в англоязычных средствах массовой коммуникации ............................... 63
Имиджевая структура концепта Kanzlerin Angela Merkel
по данным немецких СМИ ......................................................................... 69
Актуальная лексика периода
экономических санкций 2014—2017 гг.
«Импортозаместительный»:
семантика, употребление, коннотации ..................................................... 76
РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Багичева Н. В.
Екатеринбург, Россия
Чикаева Т. А.
Москва, Россия
Бородина Д. С.
Симферополь, Россия
Каменева В. А.
Рабкина Н. В.
Араева Л. А.
Горбачева О. Н.
Кемерово, Россия
Архетип Святой Руси в русском менталитете .......................................... 84
Английский язык в специализированном домене
шведской деловой коммуникации ............................................................. 91
К вопросу о терминологическом аппарате
визуальной стилистики текста:
визуальные стилистические средства в социальной рекламе ............... 96
4
Стр.4
Политическая лингвистика. 3 (69)'2018
Кудинова Н. В.
Калининград, Россия
Макарова Т. С.
Пермь, Россия
Михина О. В., Михин А. Н.
Магнитогорск, Россия
Потапова Н. В.
Каменева В. A.
Кемерово, Россия
Хренова А. В.
Новокузнецк, Россия
Шутова Н. М.
Ижевск, Россия
Особенности построения аргументации,
направленной на призыв к восстанию,
в тоталитарном дискурсе ......................................................................... 106
Проблема интерпретации исторического
политического дискурса ........................................................................... 114
От культуры гостеприимства к культуре интеграции.
Толерантность или потеря самоидентичности немцев? ....................... 122
Адресат американских новостных гипотекстов
как фактор деконструкции понятия «новость» ....................................... 128
Происхождение концептов «President» и «Президент» ....................... 135
Перевод и культурный контекст:
проблемы перевода англоязычной
предвыборной политической рекламы ................................................... 143
РАЗДЕЛ 4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Цзи Сяосяо
Москва, Россия
Динамическое использование метафоры
в политическом дискурсе ......................................................................... 149
Правила представления авторами рукописей в журнал «Политическая лингвистика» ................................ 156
5
Стр.5
CONTENTS
Editorial Principles of the Journal “Political Linguistics” .................................................................................. 8
PART 1. THEORY OF POLITICAL LINGUISTICS
Kolesov V. V.
St. Petersburg, Russia
Conceptual Fields of the Russian Mind:
Concepts Power, Law and People ............................................................... 10
PART 2. POLITICAL COMMUNICATION
Alifanova O. G.
Ekaterinburg, Russia
Babenko L. G.
Kontorskikh A. I.
Ekaterinburg, Russia
Biserova N. V.
Perm, Russia
Dulesov E. P.
Izhevsk, Russia
Matova Yu. V.
Saratov, Russia
Nikolaeva N. N.
Moscow, Russia
Obvintseva О. V.
Ekaterinburg, Russia
Tameryan T. Yu.
Tsagolova V. A.
Vladikavkaz, Russia
Tarasova M. S.
Moscow, Russia
Actualization of the Communicative Situation “AGREEMENT”
in Political Discourse Exemplified
by the Territorial Disagreement
Between China and India: the 1st Period (1962—1980) ............................... 24
Modality of Inaugural Speech of Donald Trump
(on the Material of the Inaugural Speech of Donald Trump) ........................ 29
Peculiarities of Migration Crisis Nominations
in French Media Discourse........................................................................... 33
Interactive Aspect of Using Metaphor
in Political Communication: the Case of Metaphor
MAGISTRATES' COURT IS A STATUE
in the Speeches of the Imperial Duma Members ......................................... 41
Political Communication as A Target Domain
of Labour Vocabulary Metaphorization
in Russian and English (Based on National Corpora) .................................. 48
Functional and Pragmatic Potential of Euphemisms
in English-speaking Political Discourse ........................................................ 55
Dysphemisms as Means
of Discredit Speech Strategy Implementation
in English Texts of Mass Communication .................................................... 63
The Image Structure of the Concept
Chancellor Angela Merkel Based on the German Media ............................. 69
Essential Lexis of the Period
of Economic Sanctions of 2014-2017.
“Import-substitutional”: Semantics, Usage, Connotations ............................ 76
PART 3. LANGUAGE — POLITICS — CULTURE
Bagicheva N. V.
Ekaterinburg, Russia
Chikayeva T. A.
Moscow, Russia
Borodina D. S.
Simferopol, Russia
Kameneva V. А.
Rabkina N. V.
Araeva L. A.
Gorbacheva О. N.
Kemerovo, Russia
The Archetype of Holy Russia in the Russian Mentality ............................... 84
English in a Specialized Domain
of Swedish Business Communication .......................................................... 91
Nomenclature of Visual Stylistics:
Visual Stylistic Means in Social Advertising ................................................. 96
6
Стр.6
Political Linguistics. 3 (69)'2018
Kudinova N. V.
Kaliningrad, Russia
Makarova T. S.
Perm, Russia
Mikhina O. V.
Mikhin A. N.
Magnitogorsk, Russia
Potapova N. V.
Kameneva V. A.
Kemerovo, Russia
Khrenova A. V.
Novokuznetsk, Russia
Shutova N. M.
Izhevsk, Russia
Structure of Argumentation Aimed
at Call for Arms in Totalitarian Discourse ................................................... 106
The Issue of Interpretation of Historical Political Discourse ....................... 114
From the Culture of Hospitality to the Culture of Integration.
Tolerance or a Loss of the National Identity of the Germans? ................... 122
The Addressee of American News Hypotexts
as a Factor in the Deconstruction of the “News” Concept .......................... 128
The Origin of Concepts “President” and “Президент” ................................ 135
Translation and the Cultural Context:
Problems of Translating English Pre-election Advertisments ..................... 143
PART 4. FOREIGN EXPERIENCE
Ji Xiaoxiao
Moscow, Russia
The Dynamic Use of Metaphor in Political Discourse ................................. 149
Manuscripts Requirements ................................................................................................................................... 156
7
Стр.7