Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Бурятская философская лирика : мифопоэтические основы и традиции

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц182
ID634014
АннотацияВ монографии исследуется бурятская поэзия второй половины ХХ — начала XXI в., выявляются закономерности формирования философской лирики, определяются особенности миропонимания бурятских поэтов, обусловленные мифосознанием. Определяется своеобразие художественных традиций в бурятской поэзии. Прослеживаются жанровые тенденции, выявляются мотивы и образы в лирике Д. Улзытуева, Л. Тапхаева, Б. Сыренова, Г. Раднаевой, Р. Шоймарданова, Н. Нимбуева, Б. Дугарова. Книга адресована литературоведам, студентам-филологам, всем, кто интересуется бурятской культурой.
ISBN978-5-9793-0020-7
УДК821.512.31(091)
ББК83.3(2=642)6-1
Бурятская философская лирика : мифопоэтические основы и традиции / И.В. Булгутова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2017 .— 182 с. — ISBN 978-5-9793-0020-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/634014 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Бурятский государственный университет И. В. Булгутова БУРЯТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТРАДИЦИИ Монография Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 821.512.31 ББК 83.3 (2 Рос. <...> ISBN 978-5-9793-0020-7 В монографии исследуется бурятская поэзия второй половины ХХ — начала XXI в., выявляются закономерности формирования философской лирики, определяются особенности миропонимания бурятских поэтов, обусловленные мифосознанием. <...> Бур) ISBN 978-5-9793-0020-7 © Бурятский госуниверситет, 2017 Введение Одной из важных задач современного бурятского литературоведения является целостное осмысление литературного процесса с учетом исторической перспективы, с высоты которой становятся очевидными этапные моменты в развитии бурятской литературы. <...> Следует отметить труды исследователей по бурятской лирике Г. О. Туденова, Т. Н. Очировой, Л. С. Дампиловой, Т. М. Дугаржаповой, Е. Е. Балданмаксаровой. <...> В первой главе монографии рассматриваются культовые и легендарные образы бурятской культуры, сакрализация сохранилась, с одной стороны, непостредственно в обрядах и ритуалах поклонения духам хозяев местности, природным объектам, с другой стороны, такое отношение зафиксировано в фольклорных произведениях: сказаниях и песнях. <...> Важной частью работы является исследование процесса мифологизации исторических личностей и истории, так, на основе сопоставления сведений из исторических источников и фольклорных, литературных интерпретаций образов Шоно Батора и Шэлдэй занги выявляются закономерности мифомышления. <...> рассматривается в монографии как образец национального художественного мышления, выявляются черты восточной поэтики, образы и мифологемы, оформившиеся в бурятской культуре, определяется их роль в индивидуально-авторской модели мира. <...> Исследование русскоязычной поэзии бурят позволяет обозначить художественные поиски поэтов, те национальные <...>
Бурятская_философская_лирика__мифопоэтические_основы_и_традиции_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.180
Бурятская_философская_лирика__мифопоэтические_основы_и_традиции_.pdf
Стр.1
Стр.2
Министерство образования и науки Российской Федерации Бурятский государственный университет И. В. Булгутова БУРЯТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТРАДИЦИИ Монография Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.3
УДК 821.512.31 ББК 83.3 (2 Рос. Бур) Б 907 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты С. С. Имихелова, доктор филологических наук, профессор БГУ П. В. Сивцева-Максимова, доктор филологических наук, профессор Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова О. В. Хандарова, кандидат филологических наук, мл. науч. сотр. отдела фольклористики и литературоведения ИМБИТ СО РАН Булгутова И. В. Б 907 Бурятская философская лирика: мифопоэтические основы и традиции: монография. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госунивенрситета, 2017. — 178 с. ISBN 978-5-9793-0020-7 В монографии исследуется бурятская поэзия второй половины ХХ — начала XXI в., выявляются закономерности формирования философской лирики, определяются особенности миропонимания бурятских поэтов, обусловленные мифосознанием. Определяется своеобразие художественных традиций в бурятской поэзии. Прослеживаются жанровые тенденции, выявляются мотивы и образы в лирике Д. Улзытуева, Л. Тапхаева, Б. Сыренова, Г. Раднаевой, Р. Шоймарданова, Н. Нимбуева, Б. Дугарова. Книга адресована литературоведам, студентам-филологам, всем, кто интересуется бурятской культурой. УДК 821.512.31 ББК 83.3 (2 Рос. Бур) ISBN 978-5-9793-0020-7 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
Введение Одной из важных задач современного бурятского литературоведения является целостное осмысление литературного процесса с учетом исторической перспективы, с высоты которой становятся очевидными этапные моменты в развитии бурятской литературы. Научное осмысление литературного процесса позволяет как увидеть национальную специфику литературы, уникальность картины мира, фиксируемой на бурятском языке, так и определить закономерности ее развития. В основе методологии бурятского литературоведения советского периода находился социологический метод, когда литература рассматривалась прежде всего, как отражение социальных процессов, происходящих в обществе, но в то же время наряду с этим начали осознаваться национальные художественные традиции и мифо-фольклорные истоки литературы. Следует отметить труды исследователей по бурятской лирике Г. О. Туденова, Т. Н. Очировой, Л. С. Дампиловой, Т. М. Дугаржаповой, Е. Е. Балданмаксаровой. На рубеже XX-XXI вв. в исследовательских работах по бурятской литературе отчетливо обозначился интерес к этнопоэтическим основам литературы, это работы О. А. Забановой, И. Н. Именохоевой и др. Важное место в этом процессе занимает исследование мифопоэтики. В основе художественного мышления бурятского народа лежит мифологическая картина мира, которая сохранялась на уровне языкового моделирования реальности в самые разные исторические периоды, включая и новейшее время. Своеобразие создаваемой художественной модели в бурятской литературы заключается в трансформации архаической образности в новых условиях. 3
Стр.5
В данной монографии осуществляется попытка представить целостный взгляд на развитие бурятской поэзии второй половины XX в. — начала XXI в. через призму мифосознания. Исследование мифопоэтики в творчестве бурятских поэтов позволяет как увидеть глубинные процессы в развитии литературы, так и определить творческий вклад поэтов в претворении духовного опыта бурятского народа в художественном слове. Объектом исследования в монографии стало самое репрезентативное явление национальной литературы, а именно бурятская философская лирика. Потребность познания закономерностей окружающего мира и Вселенной, определения места человека в ней обусловливает возникновение философских жанров. В бурятской поэзии возникновение лирико-философского направления относится, по мнению исследователей, к 60-70-м гг. ХХ в., ознаменованным приходом в литературу нового поколения поэтов — Д. Улзытуева, Д. Дамбаева, Л. Тапхаева, Б. Сыренова, Г. Раднаевой и др. «Именно начиная со второй половины 60-х годов в бурятской поэзии заметно расширяется круг тем, углубляется поэтическое мироощущение, усиливается личностно-человеческое начало... Этот поворот к нравственной, социально-философской проблематике отразил эволюцию национального мышления, его качественное изменение в новую историческую эпоху» (1, с. 161). Жанровые искания в бурятской поэзии второй половины ХХ в. отражают процесс становления собственно литературного, авторского сознания в его притяжении-отталкивании от фольклорного. Происходит углубление плана личностного самовыражения художника, его личный опыт, собственный неповторимый взгляд на мир становятся основой лирического начала, которое заявляет о себе и приходит на смену открытой декларативности, свойственной всей советской поэзии периода 1950-х — начала 1960-х гг. Развитие литературы определяется складывавшимися и все более усложнявшимися социокультурными процессами. Свою роль играет и расширение культурного контекста эпохи: в бурятской поэзии осваивается и такой канонический европейский жанр, как сонет, создаются «венки сонетов», баллада и другие жанры, и идет освоение традиций Востока. В истории бурятской литературы это отмечено как «интересное явление — синтез традиций европейской и восточной поэзии» (1, с. 164). Этот синтез обусловил постановку проблемы национальной самоидентификации художни4
Стр.6
ка и в его поисках художественных средств, способных наиболее адекватно выразить меняющееся сознание человека в период намечающегося «культурного разрыва». На наш взгляд, не случайным является то, что «...с середины 60-х и в 70-е годы ощущается интерес к восточной поэзии, к ее национальным традициям. К примеру, к поэзии Японии, Монголии, Индии, Тибета» (1, с. 164). Это «генетическое» тяготение к Востоку, к его художественному языку и поэтике происходит на новом витке развития бурятской литературы, расширение культурного поля вызывает необходимость локализации, углубления в одну художественную традицию, культурного самоопределения. Восточные художественные традиции в поэзии новейшего периода сказываются и «узнаются» как типологически сходные и «родственные» национальному художественному сознанию на уровне жанров. Свою роль в этом сыграло и развитие переводного дела, так, такие традиционные жанры японской поэзии, как хайку и танка, были переведены впервые, как известно, Дондоком Улзытуевым. Поэтика краткости и подтекста, с одной стороны, соотносилась с афористичностью бурятской художественной мысли, сформированной, в частности, в назидательной традиции буддийской литературы — в том же жанре субхашит-поучений, с другой стороны, сам принцип и логика образного выражения внутреннего плана, как «сворачивания» эмоций и их «кодирования» был близок национальной ментальности бурят, психоэмоциональному складу. Развитие бурятской философской лирики имеет свои закономерности. Во-первых, она сохраняет преемственность и связь с предшествующей традицией мифосознания, закрепленной в ритуальном культе предков, их духов, одухотворении природного мира. В первой главе монографии рассматриваются культовые и легендарные образы бурятской культуры, сакрализация сохранилась, с одной стороны, непостредственно в обрядах и ритуалах поклонения духам хозяев местности, природным объектам, с другой стороны, такое отношение зафиксировано в фольклорных произведениях: сказаниях и песнях. Важной частью работы является исследование процесса мифологизации исторических личностей и истории, так, на основе сопоставления сведений из исторических источников и фольклорных, литературных интерпретаций образов Шоно Батора и Шэлдэй занги выявляются закономерности мифомышления. Обращение к персоналиям в бурятской философской лирике позволяет выявить общие закономерности, так, мифологическая 5
Стр.7
идея всеединства человека, природы и космоса определяет натурфилософскую концепцию природного мира, осмысление жизни и смерти человека в масштабе космоса, особое претворение и значение символической модели Вселенной. Уровнем языкового концептирования определяется особая роль символов в художественном сознании бурятских поэтов, что также определяет специфику их философской лирики, когда осуществляется синтез материального и идеального. У истоков бурятской философской лирики творчество Д. Улзытуева, в монографии прослеживаются мифологические мотивы в его поэзии, выявляется логика сопряжения разных начал и явлений человеческой жизни через призму гармонического поэтического взгляда. Натурфилософская концепция, а именно принцип антропоморфизма при раскрытии природного мира, прослеживается на примере лирики Л. Тапхаева, выявляется уникальность его поэтической интонации. Творчество Б. Сыренова рассматривается в монографии как образец национального художественного мышления, выявляются черты восточной поэтики, образы и мифологемы, оформившиеся в бурятской культуре, определяется их роль в индивидуально-авторской модели мира. Ярким событием бурятской философской лирики является творчество Санджэ-Сурун (Галины Раднаевой), в котором обнаруживается сложный комплекс религиозно-мифологических представлений, важной чертой, определяющей авторский стиль, выступает мифотворчество. Образы в лирике Г. Раднаевой коренятся, с одной стороны, в национальной культуре, но, с другой, они трансформируются через призму авторского взгляда на мир. С традиционными мифологическими представлениями в бурятской философской лирике начинают взаимодействовать буддийские религиозные взгляды, этот процесс прослеживается в творчестве ряда художников. В монографии рассмотрено творчество Р. Шоймарданова как связующее звено между разными поколениями бурятских поэтов, выявляются его жанровые искания, моменты синтеза разных художественных традиций. Исследование русскоязычной поэзии бурят позволяет обозначить художественные поиски поэтов, те национальные традиции, которые могут модифицироваться, включаясь в другой национальный контекст. Творчество Н. Нимбуева представляет собой уникальный случай по осуществленному в нем синтезу различных культурных тради6
Стр.8
ций, оно дает благодатный материал для определения самих принципов построения поэтической образности в контексте традиций бурятской поэзии. Исследование творчества Н. Нимбуева после изучения персональных моделей Д. Улзытуева, Л. Тапхаева, Б. Сыренова, Г. Раднаевой, Р. Шоймарданова позволяет увидеть его творчество в контексте бурятской литературы. Этнопоэтические константы в поэзии современного поэта Бурятии Б. Дугарова выявляются на уровне архетипической образности, также отмечается значение художественных поисков по претворению бурятской национальной традиции на руском языке на уровне художественой формы, а именно анафорического стиха, определяется синтез в процессе мифотворчества автора. Исследование мифосознания в бурятской поэзии позволяет увидеть специфику национальной модели мировидения при обращении к ее истокам, а также определить то общечеловеческое содержание жизни, которое закрепляется на языке мифа. Бурятская философская лирика — одно из наиболее достойных и репрезентативных явлений национальной культуры, в том числе и благодаря сохранению и воплощению в художественном слове мифологического мышления, как ее непосредственного выражения, так и на разных уровнях поэтического осознания. 7
Стр.9
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 3 Глава 1. КУЛЬТОВЫЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БУРЯТСКИХ ПОЭТОВ 1.1. Культ небесных первопредков в бурятской поэзии.............. 8 1.2. Мифологизация истории: легендарно-песенные истоки героических образов................................................................ 15 Глава 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В БУРЯТСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ 2.1. Мифопоэтические истоки философской лирики Д. Улзытуева 32 2.2. Натурфилософская концепция в лирике Л. Тапхаева............. 50 2.3. Национальная картина мира в поэзии Б. Сыренова: специфика мифомышления...................................................... 62 2.4. Мифотворчество и символическая модель мира в творчестве Г. Раднаевой............................................................................... 81 2.5. Поэтика жанра в философской лирике Р. Шоймарданова...... 90 Глава 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОБЛЕМА МИФОЛОГИЗМА В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПОЭЗИИ БУРЯТ...................................................................................................... 99 3.1. Текст национальной художественной культуры в лирике Н. Нимбуева: особенности поэтического языка и структуры 102 3.2. Этнопоэтические константы в поэзии Б. Дугарова................. 136 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 159 ПРИМЕЧАНИЯ....................................................................................... 163 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 170 Научное издание Ирина Владимировна Булгутова БУРЯТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА: МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТРАДИЦИИ Монография Дизайн обложки М. Д. Гармажаповой В оформлении обложки использована работа Д. Д. Лыгденова Редактор З. З. Арданова Компьютерная верстка Н. Ц. Тахинаевой Свидетельство о государственной аккредитации Издательство Бурятского госуниверситета № 1289 от 23 декабря 2011 г. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: riobsu@gmail.com Подписано в печать 10.05.17. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 10,34. Уч.-изд. л. 9,97. Тираж 500. Отпечатано в типографии Издательства БГУ Заказ 102. Цена договорная. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.180