Базарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению 37.04.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Б 172 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты М. Н. <...> УДК 159.9(075.8) ББК 88я 73 ISBN 978-5-9793-0022-1 © Бурятский госуниверситет, 2017 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры). <...> 3 Знать: современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии, проблемы становления и развития сообщества психологов-профессионалов в России. <...> Владеть: навыками применения современных психотерапевтических и консультационных подходов, способами организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества, навыками анализа актуальной ситуации в теоретической и практической психологии. <...> ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Целью раздела является формирование представления о психологии как науке, тесно связанной с социально-экономической и гуманитарной ситуацией в обществе. <...> Тема 1.1 Общая характеристика основных парадигм психологической науки Понятие «научная парадигма». <...> Общая характеристика, история развития и основные проблемы парадигмы личностного ориентирования. <...> Направления современных исследований в русле теоретической и практической психологии. <...> Составьте СЛС «Основные школы и направления исследований современной психологии» 6 Тема 1.2 Характеристика постмодернистского и информационного общества Основные характеристики, доминирующие психологические проблемы, особенности культуры постмодернистского общества. <...> Проблема субъектов социального развития в информационном <...>
Методологические_проблемы_современной_психологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Д. Р. Базарова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению 37.04.01 Психология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я73
Б 172
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
М. Н. Дарижапова
канд. психол. наук, доцент
Н. Ц. Бадмаева
канд. психол. наук, доцент,
методист Центра диагностики и консультирования РБ
Базарова Д. Р.
Б 172 Методологические проблемы современной психологии:
учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2017. — 52 с.
ISBN 978-5-9793-0022-1
В пособии рассмотрены теоретико-методологические вопросы актуальных
проблем современной психологии.
Предназначено для магистрантов направления 37.04.01 Психология.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я 73
ISBN 978-5-9793-0022-1
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования
по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры).
Начало
нового тысячелетия характеризуется социальноэкономическим,
духовно-нравственным кризисами развития общества.
Изучение основных проблем, с которыми сталкивается современное
общество, их места в общем социально-культурном и
экономическом комплексе, приобретает в наши дни большое значение,
т. к. смена общественной системы и происшедшие за последние
десятилетия изменения в российском обществе потребовали
переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Перед современной психологией стоят самых глобальные и
фундаментальные задачи, поэтому она является одной из самых
перспективных наук, она может внести свой вклад в решение
существующих сегодня проблем в области межэтнических, межкультурных,
межличностных взаимоотношений. Потребность
изучения актуальных проблем теории и практики современной психологии
возникла как результат естественного стремления людей
найти ответы на стоящие перед ними вопросы.
Целью преподавания учебного курса «Актуальные проблемы
теории и практики современной психологии» является формирование:
представлений о состоянии современной психологической
науки, о проблемных областях в ее теории и практике; критического
мышления и собственной позиции, компетенций в ходе обучения
на ступени магистратуры.
Задачи:
- развитие общих представлений об актуальном состоянии теории
и практики психологической науки, в том числе и разных ее
отраслей;
- становление индивидуальной позиции в научноисследовательских
вопросах психологии;
- обучение психологическим методам и приемам для эффективного
разрешения проблем в профессиональной сфере.
3
Стр.5
Знать:
современные проблемы и тенденции развития теоретической и
прикладной психологии, проблемы становления и развития сообщества
психологов-профессионалов в России.
Уметь:
анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике
развития психологической науки.
Владеть:
навыками применения современных психотерапевтических и
консультационных подходов, способами организации работы психологической
службы в определенной сфере деятельности общества,
навыками анализа актуальной ситуации в теоретической и практической
психологии.
Процесс изучения дисциплины «Актуальные проблемы теории и
практики современной психологии» направлен на формирование
следующих компетенций: способность к самостоятельному поиску,
критическому анализу, систематизации и обобщению научной
информации, к постановке целей исследования и выбору
оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3).
Цель самостоятельной работы студента — научиться осмысленно
и самостоятельно работать с учебным материалом и научной
информацией, овладеть основами самоорганизации и самовоспитания,
чтобы в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Задачи организации СРС:
- развитие навыков самостоятельной учебной работы и формирование
потребностей в самообразовании;
- освоение содержания дисциплин во внеаудиторное время в
рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение;
- использование материала, собранного и полученного в ходе
самостоятельных занятий, на семинарах, на практических и лабораторных
занятиях, при написании диссертационных работ, для эффективной
подготовки к итоговым зачетам и экзаменам;
- развитие автономии обучения студентов;
Балльно-рейтинговая система
Требования для получения экзамена:
- Оценка самостоятельной работы по модулям.
- Количество и оценка контрольных работ.
- Оценка письменных работ.
- Оценка работы на занятии.
4
Стр.6
Вид работы
Посещаемость
Конспект лекций
Выступление на семинаре
Выполнение письменных работ
Выполнение заданий СРС
Текущий тестовый опрос
Итоговый контроль (зачет, экзамен)
Итого
Баллы (всего)
6
10
12
8
12
12
40
100
Шкала перевода баллов
«отлично» — 91-100 баллов
«хорошо» — 70-90 баллов
«удовлетворительно» — 50-69 баллов
«неудовлетворительно» — менее 49 баллов
15 — поощрительные баллы (участие в конференциях, написание
статей, другие виды научно-исследовательской работы).
5
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................... 3
I. Общие методологические проблемы современной психологии............
Тема 1.1. Общая характеристика основных парадигм психологической
науки...................................................................................................... 6
Тема 1.2. Характеристика постмодернистского и информационного
общества.......................................................................................................... 7
Тема 1.3. Общая характеристика основных парадигм психологической
науки и нормативно-правовых основ работы психологов................ 8
Тема 1.4. Характеристика культурного и цивилизационного развития
общества.................................................................................................. 9
II. Вызовы современной цивилизации как актуальные проблемы психологической
науки и практики........................................................................
Тема 2.1. Основные проблемы развития цивилизации на современном
этапе ........................................................................................................ 10
Тема 2.2. Проблема глобализации в современном мире...................... 11
Т ема 2.3. Человек в информационном обществе.................................. 12
Тема 2.4. «Человеческий фактор» и психологические аспекты безопасности
жизнедеятельности........................................................................ 13
Тема 2.5. Проблемы формирования толерантности личности и профилактики
экстремизма ................................................................................ 14
Характеристика видов заданий для самостоятельной работы.................. 15
Контрольно-тестовые задания...................................................................... 25
Темы рефератов, докладов, презентаций.................................................... 29
Глоссарий........................................................................................................ 31
Библиографический список.......................................................................... 47
Приложения .................................................................................................... 49
51
Стр.53