В. Р. ВЕСНИН УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва 2017 УДК 338.24 ББК 65.290 В38 Автор: Веснин Владимир Рафаилович, доктор экономических наук, профессор. <...> Детально раскрыто понятие корпорации, описаны ее структура и внутренние процессы, рассмотрены корпоративные отношения и корпоративное управление. <...> Директором мог стать владелец акций на сумму не менее 2 тысяч фунтов стерлингов. <...> Последнюю отличают: крупные размеры, межотраслевой охват и транснациональная сфера деятельности, управление наемными менеджерами (если в АО Понятие корпорации • 5 управление осуществляют единоличные собственники, то это — не корпорация). <...> Поскольку в некорпоративных структурах можно обнаружить элементы корпоративного управления, в связи с чем считается целесообразным ввести понятие чистой корпорации — объединения, как по форме, так и по содержанию соответствующего корпорации. <...> Корпорации — ограниченная величиной вклада ответственность инвесторов; — упрощенный порядок вхождения и выхода участников; — повышенная организационная устойчивость (гарантирует дополнительную защищенность долгосрочных вложений, увеличивает инвестиционную привлекательность, курсовую стоимость акций); — способность лоббирования и защиты своих позиций в органах власти; — наличие условий для диверсификации производства и оптимизации производственно-технологических цепочек; — доступность использования специальных финансово-экономических механизмов (страховые фонды, консолидированный баланс, трансфертные цены) для перераспределения рисков, денежных потоков, снижения уровня налогообложения и т. п. <...> Поэтому над их деятельностью должен осуществляться постоянный контроль: 1) государством (соблюдения законодательства); 2) бизнес-сообществом (с помощью независимого аудита, внешних директоров); 3) гражданским обществом (степени этичности поведения. <...> Классическая корпорация представляет собой социально-экономическое <...>
Управление_современной_корпорацией._Учебное_пособие.pdf
ББК 65.29УДК 338.240
В38
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Веснин Владимир Рафаилович, доктор экономических наук, профессор.
В38
Веснин В. Р.
Управление современной корпорацией: учебное пособие. – Москва:
Проспект, 2017. – 176 с.
ISBN 978-5-392-21830-1
В учебном пособии изложены теория и практика управления современной корпорацией.
Детально раскрыто понятие корпорации, описаны ее структура и внутренние
процессы, рассмотрены корпоративные отношения и корпоративное управление.
При подготовке текста использованы достижения лучших зарубежных и отечественных
авторов.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов-управленцев, а также
всех интересующихся вопросами управления.
ББК 65.29УДК 338.240
Изображение на обложке Shawn Hempel/Shutterstock.com
Учебное издание
Веснин Владимир рафаилоВич
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 20.12.2016. Формат 60×90 1
Печать цифровая. Печ. л. 11,0. Тираж 200 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21830-1
© Веснин В. Р., 2016
© ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1
КОРПОРАЦИИ
Понятие корпорации ................................................................................................3
Акционеры как основные участники корпорации ................................................11
Система участия как основа интегрированной
корпоративной структуры .......................................................................................14
Стратегические бизнес-единицы ...........................................................................17
Понятие интегрированной корпоративной структуры .........................................18
Виды интегрированных корпоративных структур .................................................23
Национальные особенности корпораций и интегрированных
корпоративных структур .........................................................................................26
Тема 2
КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Понятие корпоративного контроля .......................................................................34
Корпоративные противоречия ...............................................................................38
Понятие и цели корпоративного управления ........................................................42
Роль эффективной системы корпоративного управления ....................................47
Англо-американская модель корпоративного управления ...................................49
Континентально-европейская (германская) модель
корпоративного управления ...................................................................................53
Японская модель корпоративного управления ......................................................57
Российская модель корпоративного управления...................................................58
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ
Тема 3
Общее собрание акционеров ..................................................................................63
Совет директоров и его функции ............................................................................66
Члены совета директоров ........................................................................................68
Стр.171
172 •
Оглавление
Комитеты совета директоров ..................................................................................71
Контроль деятельности корпорации ......................................................................73
Реестр корпорации ..................................................................................................74
КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Тема 4
Общие понятия ........................................................................................................76
Родительские стратегии ..........................................................................................76
Стратегия распределения полномочий ..................................................................79
Стратегия позиционирования ................................................................................81
Стратегии направленности .....................................................................................83
Стратегия координации ..........................................................................................87
Финансово-инвестиционная стратегия .................................................................88
Стратегия достижения синергетического эффекта ...............................................92
Портфельные стратегии корпорации .....................................................................93
Оптимизация структуры корпоративного бизнес-портфеля
на основе модели Boston Consulting Group (BCG) .................................................95
Оптимизация структуры корпоративного бизнес-портфеля
на основе модели «GE/McKinsey» ..........................................................................97
Оптимизация структуры корпоративного
бизнес-портфеля на основе модели Shell/DPM ...................................................100
Оптимизация структуры корпоративного
бизнес-портфеля на основе модели
Arthur D. Little lifecycle ..........................................................................................102
Оптимизация структуры корпоративного бизнес-портфеля
на основе модели Хофера — Шендела ..................................................................104
Оптимизация структуры корпоративного бизнес-портфеля
на основе модели жизненных циклов И. Ансоффа .............................................106
Синергизм корпоративного бизнес-портфеля .....................................................107
Финансовый портфель корпорации
и стратегии управления им ...................................................................................108
Стратегии внутреннего и внешнего
корпоративного роста ...........................................................................................113
Стратегии корпоративной интеграции ................................................................120
КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
И ДОХОДЫ ИНВЕСТОРОВ
Тема 5
Корпоративные ценные бумаги: общие понятия ................................................127
Корпоративные акции и облигации .....................................................................128
Стоимость и доходность корпоративных ценных бумаг .....................................135
Дивидендная стратегия корпорации ....................................................................136
Стр.172
Оглавление
• 173
КОРПОРАТИВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
Тема 6
Основные виды корпоративных
преобразований: общий обзор ..............................................................................144
Слияния и присоединения ...................................................................................146
Мотивы слияний и поглощений ...........................................................................150
Процесс слияний и поглощений ..........................................................................153
Корпоративные захваты и способы борьбы с ними .............................................155
Недружественные поглощения .............................................................................158
сТактические приемы борьбы
недружественными поглощениями ...................................................................168
Стр.173