Рассмотрен порядок экономико-математического моделирования в анализе бизнеса. <...> В этом аспекте необходимо, чтобы задачи государства и функции экономического анализа были единонаправлены, т. е. соответствовали единой структуре целей [74, с. <...> Использование этих методик обусловливает введение в экономикоматематический анализ новых терминов из кибернетики, таких как «катастрофа» с ее бифуркациями, «шумами», турбулентными или ламинарными видами движений; «аттрактор» (притягатель) и др. <...> Опираясь на базовые знания и их творческое развитие на исследовательском уровне, автор раскрывает порядок экономикоматематического моделирования с рекомендациями по научной и практической реализации фундаментальных основ, методологии, методов, методик комплексного экономического анализа. <...> Теория экономического анализа является историческим достижением отечественной экономической науки. <...> Единство структуры целей формирует установившийся режим движения, который притягивает соседние режимы (переходные процессы) и называется аттрактором. <...> Теория ограничений (The Theory of Constraints) появилась в начале 70-х годов XX столетия благодаря работам Голдратта (Goldratt) [35, с. <...> Данное направление раскрыто в разделе 15 «Функции анализа в бизнес-инжиниринге». <...> Теория циклов является предметом экстраполяционных методов анализа с динамическими сравнениями. <...> В общем, экономический анализ представляет собой системный процесс исследования хозяйственных процессов и явлений, оценки их изменения под влиянием факторов внешней и внутренней среды и управленческих воздействий с целью качественного улучшения объекта хозяйственной деятельности. <...> Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную: а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов (причин) объективного и субъективного порядка; б) с научным обоснованием <...>
Теория_экономического_анализа._Учебник.pdf
ББКУДК 336.717 65.053
Ч-49
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Чернов В. А., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского
учета и аудита Института экономики, управления и права Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета.
Ч-49
Чернов В. А.
384 с.
Теория экономического анализа : учебник. — Москва : Проспект, 2017. —
ISBN 978-5-392-24867-4
В данном учебнике рассматриваются фундаментальные вопросы, положения, методология
экономического анализа в исторической преемственности традиционных и
экономико-математических методов с существенными дополнениями, обусловленными
динамично меняющейся рыночной средой, совершенствованием информационных технологий,
национальной и международной хозяйственной практикой.
Порядок изложения материала максимально нацелен на его практическое применение.
Автор увязывает материал с реальными вопросами управления хозяйственной деятельностью,
выбором и принятием хозяйственных решений на основе результатов анализа.
Проводится обзор методов от базы данных и элементов традиционного анализа до базы
знаний, автоматизированных информационных систем – искусственного интеллекта,
оцениваются их перспективы. Рассмотрен порядок экономико-математического моделирования
в анализе бизнеса.
Автор обращается к нетривиальным, малоосвещенным, неформализованным методикам
моделирования, в которых объединяются возможности науки и искусства управления
экономической системой. Использование этих методик обусловливает введение в экономико-математический
анализ новых терминов.
В учебнике представлены промежуточные и итоговые оценочные средства различных
видов, задания практических занятий для индивидуальной работы и интерактивные задания
для коллективного решения (кейсы), контрольные вопросы, тесты. Раскрыты и соотнесены
с разделами из книги компетенции ФГОС ВО и вопросы для итогового контроля
знаний.
Рекомендуется для бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры),
для дисциплин по экономическому анализу, а также дисциплин: Методология и методы
исследования в экономике (менеджменте), Методология научных исследований из
магистерских программ по направлению 38.04.01 «Экономика», 38.04.02 «Менеджмент»;
для аспирантов, докторантов, преподавателей, руководителей предприятий, практических
работников.
Изображение на обложке J0hnTV/Shutterstock.com
Учебное издание
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 28.02.2017. Формат 60×90 1
ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Учебник
Чернов Владимир Анатольевич
Печать цифровая. Печ. л. 24,0. Тираж 300 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-24867-4
© Чернов В. А., 2017
© ООО «Проспект», 2017
ББКУДК 336.717 65.053
Стр.2
Приложения
• 381
Приложение 11
Рис. П.11. Алгоритм моделирования спроса на звуковые карты
Стр.381
ОГЛАВЛЕНИЕ1
Введение в теорию экономического анализа .................................................. 3
1. Понятие и предмет, роль и значение экономического анализа .............15
2. Комплексность и системность экономического анализа .......................23
3. Финансовый и управленческий анализ ...................................................33
4. Виды и направления экономического анализа .......................................36
5. Основные требования и условия, необходимые
для качественного анализа .......................................................................44
6. Информационное обеспечение экономического анализа ......................48
7. Проектирование и управление информацией .........................................57
8. Анализ в системе планирования и прогнозирования .............................62
9. Экономический анализ и бюджетирование ............................................65
10. Методология экономического анализа ...................................................72
10.1. Методологические основы анализа ................................................72
10.2. Традиционные методы анализа ......................................................94
10.3. Экономико-математические методы анализа .............................114
10.4. Порядок экономико-математического моделирования .............128
11. Эволюция и перспективы экономико-математического
моделирования в управленческом анализе ...........................................133
11.1. Моделирование и управление экономикой:
историческая последовательность развития ................................133
11.2. Исторические предпосылки развития и роль
неформализованных методов
в экономико-математическом анализе ........................................142
Темы оглавления развернуто представлены в вопросах для итогового контроля
знаний со ссылками на соответствующие разделы и подразделы оглавления (см. подраздел
26.3 в оглавлении), а также в контрольных вопросах, приведенных в конце каждого
раздела (подраздела) учебника.
1
Стр.382
Оглавление
• 383
11.3. Возможности и особенности применения отдельных
прикладных теорий в управленческом моделировании ..............160
12. Учет инфляции в аналитических расчетах ............................................175
13. SWOT-анализ ..........................................................................................182
14. Функционально- стоимостной анализ ..................................................191
15. Функции анализа в бизнес-инжиниринге .............................................200
16. Роль экономического анализа в реструктуризации предприятия ........204
17. Экономический анализ в антикризисном управлении .........................207
18. Имитационный анализ управления коммерческими
процессами в условиях неопределенности ............................................217
18.1. Общие рекомендации в моделировании случайных
процессов .......................................................................................217
18.2. Построение имитационной системы управления
коммерческими процессами .........................................................223
19. Анализ в системе маркетинга .................................................................233
19.1. Введение в маркетинговый анализ ...............................................233
19.2. Основные методы анализа рыночной среды ................................236
19.3. Анализ эластичности спроса ........................................................240
19.4. Корреляционно-регрессионный анализ в маркетинговых
исследованиях ...............................................................................246
20. Анализ сезонности спроса......................................................................257
20.1. Сезонность спроса и методы анализа сезонных колебаний ........257
20.2. Метод простой средней .................................................................259
20.3. Метод скользящей средней ...........................................................261
20.4. Метод аналитического выравнивания .........................................266
20.5. Упрощенный метод аналитического выравнивания ...................269
20.6. Дополнительные рекомендации по применению
анализа сезонности .......................................................................272
21. Конкурентный анализ ............................................................................275
21.1. Анализ конкурентной позиции предприятия ..............................275
21.2. Регулирование конкурентоспособности на основе
анализа нормы прибыли ...............................................................283
22. Выбор номенклатуры производства в условиях
неопределенности...................................................................................289
23. Определение оптимального объема производства
в условиях неопределенности ................................................................296
Стр.383
384 •
Оглавление
24. Анализ внешнеэкономической деятельности .......................................304
24.1. Основные задачи, информационная база внешнеэкономического
анализа. Оценка выполнения обязательств .................................304
24.2. Оценка динамики продаж и расчет влияния факторов
на изменение экспортной выручки ..............................................305
24.3. Анализ расходов по экспорто-импортным операциям ................309
24.4. Анализ эффективности экспорто-импортных операций .............312
25. Компетенции модуля .............................................................................318
26. Оценочные средства и практические задания .......................................325
26.1. Задачи для практических занятий ................................................325
26.2. Задания для практических занятий интерактивного обучения ...331
26.3. Вопросы для итогового контроля знаний .....................................336
26.4. Тесты ..............................................................................................343
Список использованных источников...........................................................367
Приложения ..................................................................................................373
Стр.384