ISBN 978-5-392-13133-4 Рассматриваются теоретические основания информационной аналитики как средства познания социального мира и, одновременно, инструмента преобразующей деятельности человека мыслящего – способного увидеть проблему и решить ее. <...> Становление аналитики как инструмента практической философии . <...> Технологизация социального пространства как фактор становления информационного общества . <...> Управление инновациями в фокусе современной аналитики . <...> Понятийный аппарат и базовые постулаты информационной аналитики . <...> Аналитика как инструмент управления социальной информацией: методологические аспекты . <...> Социальное сознание в структуре объекта информационной аналитики . <...> Ситуационный анализ как средство получения инструментального знания . <...> Мониторинг в аналитической деятельности: проблема валидации эмпирической информации . <...> Информационная аналитика как системообразующий элемент в деятельности государственной службы . <...> Таким образом, мы претендуем на раскрытие обеих компонент методологии информационной аналитики: теоретической, которая формируется на основе философского «Гносео-Логоса» и стремится к созданию модели оптимального (идеального) знания, и практической, ориентированной на решение проблем целенаправленного преобразования мира, разрабатывая принципы, алгоритмы и программы достижения целей, реализуемых в комплексе обстоятельств современной социальной реальности. <...> Означенные научные преференции авторов и обусловили жанровый формат предлагаемой книги — практическая философия, статус которой определен фундаментальной позицией, вследствие которой мысль и ее аргументация может и должна непосредственно влиять на действия человека, рационализировать их в процессе целедостижения. <...> Именно поэтому практическая философия несет такие знания, которые помогают «…сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи Предисловие . <...> Социодинамика политических <...>
Методология_информационной_аналитики.pdf
ББК 87УДК 165:001.22:72
К93
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рецензенты: В. В. Ильин, доктор философских наук, профессор (Московский государственный
А. А. К университет им. М. В. Ломоносова);
областной университет).
К93
Курлов А. Б.
окорин, доктор философских наук, профессор (Московский государственный
Методология информационной аналитики / А. Б. Курлов,
В. К. Петров; — Москва : Проспект, 2014. — 384 с.
ISBN 978-5-392-13133-4
Рассматриваются теоретические основания информационной аналитики
как средства познания социального мира и, одновременно, инструмента
преобразующей деятельности человека мыслящего – способного
увидеть проблему и решить ее. Осуществляется онтологический анализ
феноменов информационных взаимодействий, коммуникационного
пространства и социальной информации. Раскрываются особенности
процесса движения от продуктивного мышления к позитивному результату
действия в современной инновационной среде.
Книга адресована ученым и специалистам, занимающимся аналитикой
в теоретической и прикладной сферах; студентам и аспирантам,
изучающим философские основания проблем инновационного познания
и менеджмента, а также всем интересующимся принципами
получения объективных знаний и методами преобразования современного
социального мира.
ББК 87УДК 165:001.22:72
Научное издание
П Курлов Алексей Борисович,
етров Вячеслав Константинович
МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АНАЛИТИКИ
Монография
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
Печать цифровая. Печ. л. 24,0. Тираж 300 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 15.01.2014. Формат 60Х90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
ISBN 978-5-392-13133-4
© Курлов А. Б., Петров В. К., 2014
© ООО «Проспект», 2014
Стр.2
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................ 6
ВВЕДЕНИЕ ................................................ 9
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
АНАЛИТИКИ И ЕЕ ПРОБЛЕМНОЙ СФЕРЫ ................. 12
§ 1. Становление аналитики как инструмента практической
философии .......................................................................................12
§ 2. Технологизация социального пространства как фактор
становления информационного общества .....................................38
§ 3. Управление инновациями в фокусе современной
аналитики .........................................................................................55
§ 4. Институциализация системы современной
информационно-аналитической деятельности ..............................67
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................... 81
§ 1. Понятийный аппарат и базовые постулаты
информационной аналитики ..........................................................81
§ 2. Методологический субстрат информационноаналитической
деятельности ...........................................................96
§ 3. Аналитика как инструмент управления социальной
информацией: методологические аспекты ...................................114
Глава 3. ОНТОЛОГИЯ ОБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ
АНАЛИТИКИ ............................................ 120
§ 1. Информационное пространство как проблемное поле
аналитической деятельности .........................................................120
§ 2. Социальная информация как объект, цель и средство
аналитической деятельности .........................................................132
Стр.3
4
Содержание
§ 3. Социальное сознание в структуре объекта
информационной аналитики ........................................................150
Глава 4. АНАЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ
МИРА ................................................... 162
§ 1. Эпистемология и аналитика как средства формирования
и организации новых знаний ........................................................162
§ 2. Моделирование как метод аналитических исследований .....173
§ 3. Системология объекта информационной аналитики ............186
§ 4. Девять стратагем теоретического анализа ..............................192
§ 5. Алгоритм процесса эмпирического познания .......................201
§ 6. Ситуационный анализ как средство получения
инструментального знания ............................................................208
Глава 5. СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДЕТАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА................ 217
§ 1. Общество как поле аналитической деятельности ..................217
§ 2. Концептуализация оснований анализа системы
государственного устройства .........................................................231
§ 3. Региональная система как объект аналитических
исследований .................................................................................245
§ 4. Организация и организационные отношения: проблемы
и принципы анализа ......................................................................264
§ 5. Личность: анализ субъект-объектных проявлений ................271
Глава 6. ПРАКСИОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
АНАЛИТИКИ: БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ...... 282
§ 1. Алгоритм аналитической деятельности в практической
сфере: основные представления и принципы ..............................282
§ 2. Рискология: проблемы аналитического обеспечения
венчурной деятельности ................................................................292
§ 3. Информационная безопасность как проблемное поле
аналитики .......................................................................................303
§ 4. Инфосоциальные технологии как продукт аналитической
деятельности ..................................................................................320
Стр.4
Содержание
5
§ 5. Мониторинг в аналитической деятельности: проблема
валидации эмпирической информации ........................................335
§ 6. Информационная аналитика как системообразующий
элемент в деятельности государственной службы ........................347
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 355
ГЛОССАРИЙ............................................. 358
ЛИТЕРАТУРА ............................................ 362
CONTENTS .............................................. 381
Стр.5