Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина ПЕДАГОГИКА УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ Москва 2017 УДК 37(075.8) ББК 74я73 К82 Авторы: Крившенко Л. П. — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член Академии педагогических и социальных наук. <...> ISBN 978-5-392-25321-0 Учебник ориентирован на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части требований к прикладному бакалавриату. <...> УДК 37(075.8) ББК 74я73 Учебно-практическое издание Крившенко Лина Поликарповна, Юркина Лера Валерьевна ПЕДАГОГИКА Учебник и практикум Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Первый раздел «Традиционная и инновационная педагогика» позволяет составить представление о становлении теоретической и практической педагогики в различных странах в XIX и XX вв., рассматривает изменения, которые появились в образовательных системах в связи с Болонским процессом, а также обращается к основным вопросам законодательного регулирования и управления образованием в России. <...> Второй раздел «Педагогика в системе научного знания» знакомит с основами педагогической науки, раскрывает ее основные категории, дает представление о системе педагогических наук и об организации исследовательской деятельности. <...> Четвертый раздел «Теория обучения и практика организации обучения» представляет собой изложение основных вопросов дидактики, включая принципиальные основы, методы, формы и средства обучения. <...> Рассмотрены воздействия на личность учащегося в системе обучения и внеклассной работы, раскрываются внутренние связи цикла воспитательной работы классного руководителя: диагностика, планирование, проведение воспитательного мероприятия, рефлексия, выдвижение перспективных воспитательных задач. <...> ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Никакой человек в мире <...>
Педагогика._Учебник_и_практикум.pdf
УДК 37(075.8)
ББК 74я73
К82
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Крившенко Л. П. — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Московского государственного областного университета, почетный работник высшего
профессионального образования Российской Федерации, действительный
член Академии педагогических и социальных наук. Автор более 200 работ по методологии,
дидактике, теории и методике профессионального образования;
Юркина Л. В. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогической
антропологии Московского государственного лингвистического университета.
Преподает дисциплины психолого-педагогического цикла в высшей школе
21 год. Автор более 150 печатных работ, в том числе учебников, монографий и
статей в журналах.
К82
Крившенко Л. П., Юркина Л. В.
Педагогика : учебник и практикум. — Москва : Проспект, 2017. — 240 с.
ISBN 978-5-392-25321-0
Учебник ориентирован на федеральные государственные образовательные стандарты
высшего образования в части требований к прикладному бакалавриату. В книге
рассмотрены традиционные и инновационные подходы к основным проблемам педагогической
науки и практики. В рамках технологического подхода раскрываются
категориальный аппарат педагогики, проблемы становления личности, вопросы
организации учебного и воспитательного процессов. Освещены современные тенденции
развития образовательного пространства. Изложены вопросы аттестации
и повышения квалификации педагогических работников. Теоретические разделы
дополнены практической частью, в которой значительный интерес представляют
задания по педагогической практике.
Учебник ориентирован на студентов, обучающихся по программам прикладного
бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», а также может быть
полезен всем студентам, магистрантам и аспирантам, изучающим педагогику.
УДК 37(075.8)
ББК 74я73
Учебно-практическое издание
Крившенко Лина Поликарповна,
Юркина Лера Валерьевна
ПЕДАГОГИКА
Учебник и практикум
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 20.04.2017. Формат 60×90 1
Печать цифровая. Печ. л. 15,0. Тираж 100 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-25321-0
© Крившенко Л. П., Юркина Л. В., 2017
© ООО «Проспект», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................................. 3
Раздел 1
ТРАДИЦИОННАЯ
И ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Воспитательные
и образовательные традиции .......................................................................9
1.1. Обучение и воспитание в европейских странах
в ХIХ — ХХ вв. ...................................................................................................... 9
1.2. Обучение и воспитание в США в ХIХ — ХХ вв. ....................................15
1.3. Обучение и воспитание в России ХIХ — ХХ вв. ................................... 17
Тема 2. Педагогическая инноватика ....................................................................... 24
2.1. Зарождение представлений
о педагогической технологии ....................................................................24
2.2. Зарубежные педагогические технологии ..............................................26
2.3. Отечественные педагогические технологии.
Технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса. .........................................................................31
Тема 3. Интегративные тенденции
в управлении образованием ...................................................................... 39
3.1. Международное образовательное пространство ..............................39
3.2. Модернизация образовательной системы
в России ..............................................................................................................42
3.3. Повышение квалификации
и аттестация педагогических работников ............................................48
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Темы самостоятельной работы студентов .............................................56
1.2. Групповое проектное задание по теме ..................................................56
Стр.235
236
Оглавление
1.3. Проверочное тестирование по теме ....................................................... 57
1.4. Материал для осмысления ..........................................................................61
1.5. Ознакомительная педагогическая практика ........................................61
Раздел 2
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 4. Педагогика как наука и ее основные категории ................................67
4.1. Педагогика как научная дисциплина ...................................................... 67
4.2. Категории педагогики ...................................................................................70
Тема 5. Место педагогики в системе наук ............................................................ 76
5.1. Связь педагогики с другими науками .....................................................76
5.2. Система педагогических наук ....................................................................78
Тема 6. Научные исследования в педагогике ..................................................... 83
6.1. Принципиальные основы
и теоретические методы познания .........................................................83
6.2. Практические методы и методики
педагогического исследования .................................................................86
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Темы самостоятельной работы студентов ............................................. 97
2.2. Групповое проектное задание по теме «Школа 2020» ...................98
2.3. Проверочное тестирование по теме .......................................................99
2.4. Материал для осмысления ....................................................................... 102
2.5. Задание для ознакомительной
педагогической практики ....................................................................... 102
Раздел 3
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 7. Становление личности ................................................................................107
7.1. От человека к личности ...............................................................................107
7.2. От задатков к способностям ..................................................................... 110
7.3. Основные теории становления личности ........................................... 111
Стр.236
Оглавление
237
Тема 8. Роль педагогической поддержки
в становлении личности .............................................................................116
8.1. Понятие о нормальном и аномальном
развитии личности ...................................................................................... 116
8.2. Феномен детской одаренности .............................................................. 118
8.3. Инклюзивная модель образования ...................................................... 123
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Темы самостоятельной работы студентов .......................................... 125
3.2. Групповое проектное задание по теме ............................................... 125
3.3. Проверочное тестирование по теме .................................................... 126
3.4. Материал для осмысления ....................................................................... 130
3.5. Задание для психолого-педагогической практики ........................ 131
Раздел 4
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 9. Сущность процесса обучения ..................................................................135
9.1. Понятие дидактики ...................................................................................... 135
9.2. Функции процесса обучения ................................................................... 136
9.3. Основные принципы и правила обучения .........................................137
Тема 10. Методы, средства, виды обучения
и их возможности ......................................................................................143
10.1. Понятие и классификации методов обучения .............................. 143
10.2. Средства обучения и виды обучения ................................................ 148
10.3. Понятие и классификации форм обучения
и формы организации процесса обучения ..................................... 149
10.4. Классно-урочная система ....................................................................... 150
10.5. Основные вопросы подготовки к уроку ........................................... 153
Тема 11. Результаты дидактического процесса ...............................................157
11.1. Стандартизация содержания образования ......................................157
11.2. Количественная и качественная оценка
результатов обучения ............................................................................... 162
11.3. Проблема педагогической ошибки .................................................... 164
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Темы самостоятельной работы студентов .......................................... 166
4.2. Групповое проектное задание по теме ............................................... 166
Стр.237
238
Оглавление
4.3. Проверочное тестирование по теме .....................................................167
4.4. Материал для осмысления ....................................................................... 171
4.5. Задание для дидактической практики ................................................ 172
Раздел 5
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 12. Сущность и целеполагание воспитания ...........................................179
12.1. Методологические основы воспитания............................................ 179
12.2. Актуальные задачи и формирование
воспитательного идеала .......................................................................... 181
13.1. Сущностная основа и виды воспитательной работы .................. 191
13.2. Самовоспитание и перевоспитание .................................................. 196
13.3. Семейное воспитание и его особенности ....................................... 198
13.4. Условия и показатели успешности
воспитательной программы................................................................... 201
Тема 14. Понятие о воспитательной программе .............................................203
14.1. Реализация цикла воспитательной программы ............................ 203
14.2. Деятельность классного руководителя ............................................. 205
Тема 15. Практические аспекты реализации
воспитательной программы ..................................................................209
15.1. Формы воспитательной работы........................................................... 209
15.2. Методы воспитания .................................................................................. 210
15.3. Средства воспитательной работы ....................................................... 216
15.4. Оценочные суждения учителя
как средство воспитания ........................................................................ 219
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5.1. Темы самостоятельной работы студентов .......................................... 221
5.2. Групповое проектное задание по теме ............................................... 221
5.3. Проверочное тестирование по теме .................................................... 222
5.4. Материал для осмысления ....................................................................... 228
5.5. Задание для воспитательной практики .............................................. 228
Список литературы .........................................................................................................233
12.3. Принципы и правила организации воспитания ........................... 184
Тема 13. Теоретические аспекты воспитательной работы .........................191
Стр.238