Л. С. Киселева ИННОВАТИКА В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» Москва 2017 УДК 378 ББК 74.584 К44 Автор: Киселева Л. С., кандидат экономических наук, доцент. <...> Изложены ключевые понятия педагогической инноватики, в том числе активные и интерактивные методы обучения с описанием приемов их реализации в педагогической практике, инновационные форматы организации и проведения лекционных, практических и других типов занятий, виды научно-исследовательской работы студентов в рамках учебного процесса и во внеучебное время. <...> Особое внимание уделено инновациям в области лингвистической подготовки студентов, а также основам академического письма. <...> Изображение на обложке Bildagentur Zoonar GmbH/Shutterstock.com УДК 378 ББК 74.584 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Учебное издание Киселева Людмила Сергеевна ИННОВАТИКА В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Программы академической магистратуры являются ступенью, предусматривающей подготовку будущих квалифицированных исследователей и преподавателей высшей школы. <...> Однако инновационная педагогическая деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся психологической готовности к ней, заключающейся в единстве когнитивного (знания инноваций, способов их применения), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и конативного (деятельностного) компонентов. <...> Пособие «Инноватика в научно-педагогической деятельности» предназначено для обучающихся по программам академической магистратуры и способствует углублению, систематизации знаний и овладению профессиональными <...>
Инноватика_в_научно-педагогической_деятельности._Учебное_пособие.pdf
УДК 378
ББК 74.584
К44
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Киселева Л. С., кандидат экономических наук, доцент.
Рецензенты:
Зыков В. В., доктор социологических наук, профессор;
Руднева Л. Н., доктор экономических наук, профессор.
Киселева Л. С.
К44
Инноватика в научно-педагогической деятельности : учебное пособие. —
Москва : Проспект, 2017. — 144 с.
ISBN 978-5-392-24712-7
В учебном пособии рассматриваются основные направления инновационных процессов
в образовании в контексте современных вызовов и стратегических ориентиров
высшей школы. Изложены ключевые понятия педагогической инноватики, в том числе
активные и интерактивные методы обучения с описанием приемов их реализации в
педагогической практике, инновационные форматы организации и проведения лекционных,
практических и других типов занятий, виды научно-исследовательской работы
студентов в рамках учебного процесса и во внеучебное время. Особое внимание уделено
инновациям в области лингвистической подготовки студентов, а также основам академического
письма.
Предназначено для магистрантов, аспирантов, преподавателей, а также широкого
круга читателей, интересующихся инновационными технологиями в научно-педагогической
деятельности.
Книга удостоена золотой медали 36-го Парижского Международного книжного Салона
PARIS BOOK FAIR (2016).
Изображение на обложке Bildagentur Zoonar GmbH/Shutterstock.com
Учебное издание
В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Киселева Людмила Сергеевна
ИННОВАТИКА
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 9,0. Тираж 500 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 14.02.2017. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
.
УДК 378
ББК 74.584
ISBN 978-5-392-24712-7
© Киселева Л. С., 2017
© ООО «Проспект», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..........................................................................................................................3
Введение ..................................................................................................................................5
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Образовательные стратегии и международный
образовательный процесс ..........................................................................10
§ 1. Современные вызовы и стратегические ориентиры
в области образования ........................................................................10
§ 2. Эволюция парадигм управляемого усвоения .............................13
Глава 2. Педагогическая инноватика — особая отрасль науки:
основные положения ....................................................................................17
§ 1. Инновационный процесс в системе образования....................17
§ 2. Классификация инноваций в образовании .................................20
Глава 3. Особенности инновационной педагогической
деятельности в социально-гуманитарных
направлениях подготовки специалистов .............................................22
Резюме .................................................................................................................24
Вопросы для самопроверки ..........................................................................25
Раздел II. ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Глава 1. Интегративные характеристики личности преподавателя ...........28
§ 1. Личностные качества преподавателя вузa ..................................28
§ 2. Профессионализм преподавателя и его характеристика .....30
Глава 2. Инновационная культура преподавателя .............................................32
Резюме .................................................................................................................34
Вопросы для самопроверки ..........................................................................35
РАЗДЕЛ III. ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Глава 1. Инновационность в образовательном процессе ...............................38
§ 1. Классификация технологий и методов обучения .....................38
§ 2. Характеристика активных методов обучения ............................43
§ 3. Интерактивные методы обучения ...................................................48
Стр.142
Оглавление | 143
Глава 2. Лингвистический аспект подготовки
современного специалиста ........................................................................55
§ 1. Инновации в преподавании иностранных языков ...................55
§ 2. Практика реализации отдельных методов обучения
иностранным языкам ............................................................................62
§ 3. Использование средств Интернета в обучении
иностранным языкам ............................................................................67
Резюме .................................................................................................................71
Вопросы для самопроверки ..........................................................................72
РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Организация проведения лекционных занятий ................................74
§ 1. Виды лекций .............................................................................................74
§ 2. Методические рекомендации по организации
и проведению лекции...........................................................................82
Глава 2. Организация проведения практических занятий ..............................85
§ 1. Виды практических занятий ..............................................................85
§ 2. Практические аспекты организации
нетрадиционных учебных занятий .................................................91
Глава 3. Обучение на основе использования
тренинговых методик ...................................................................................99
§ 1. Понятие и сущность тренинга ...........................................................99
§ 2. Варианты построения занятий
с использованием тренингов ......................................................... 102
РАЗДЕЛ V. РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Глава 1. Формы и виды научно-исследовательской
работы студентов ........................................................................................ 108
§ 1. Элементы НИРС в учебном процессе .......................................... 108
§ 2. Альтернативные формы участия обучающихся
в научно-исследовательской работе ........................................... 112
Резюме .............................................................................................................. 104
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 105
Глава 2. Основы академического письма ........................................................... 113
Резюме .............................................................................................................. 128
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 129
Заключение ....................................................................................................................... 130
Список использованных источников ...................................................................... 132
Приложения ........................................................................................................................137
Приложение 1 .........................................................................................................137
Приложение 2 ........................................................................................................ 139
Стр.143