Учебная деятельность студентов организуется на текстовой основе, что позволяет осознать сущность того или иного явления (понятия) в структуре общения, обеспечить освоение норм различного характера в процессе анализа целого высказывания (текста), соотнести нормативные требования с коммуникативной ситуацией и т. п. <...> Осознание нормы, правила речевого поведения обеспечивается следующими видами заданий: — коммуникативный анализ характера и результатов речевой деятельности (что удалось или не удалось общающимся в решении поставленной задачи; каковы причины коммуникативных неудач и промахов; каким образом проявляется в речевом поведении характер коммуникантов и т. п.); — решение коммуникативных задач, когда на основе описанных в их содержании всех значимых компонентов речевой ситуации необходимо выбрать соответственную модель речевого поведения и реализовать ее в процессе создания самостоятельных высказываний (текстов); — проведение коммуникативно-речевых игр, в ходе которых активизируется речемыслительная деятельность учащихся с помощью таких факторов, как необходимость общаться с учетом той или иной социальной ситуации в условиях максимального проявления импровизационных умений; создавать высказывания за короткое время в соответствии с условиями игры, не нарушая при этом требования к ее созданию. <...> Таким образом, в практикуме реализуется идея единства в решении воспитательных и учебных задач, а изучение курса способствует повышению общей культуры человека, элементами которой являются культура речи, культура общения. <...> Оцените свое выступление и выступления своих товарищей по следующим критериям: — умение держаться перед аудиторией; — соответствие выступления теме и регламенту речи; — конструктивность и реалистичность выдвинутых предложений; — степень эмоциональности речи и уровень соответствия вызванных у слушателей эмоций запланированным; — соответствие тональности <...>
Русский_язык_и_культура_речи._Практикум.pdf
УДК 811.161.1:808.5
ББК 81.2Рус-923
И76
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
И76
Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н. А. Ипполитовой.
Ипполитова Н. А.
ISBN 978-5-392-19310-3
Учебное пособие состоит из 9 разделов, каждый из которых содержит разнокрыты
нормы и особенности речевого поведения. Комплексный подход в форми-образные задания для самостоятельной работы, материал, с помощью которого расровании
коммуникативных умений, обеспечивающий целенаправленное познание
законов культуры общения, развитие языковой личности, обогащение ее духовного
мира, определяет специфику представленных в практикуме заданий.
Практикум является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и
культура речи» и направлен на формирование и развитие коммуникативно-речевых
умений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
УДК 811.161.1:808.5
ББК 81.2Рус-923
Учебное издание
Ипполитова Наталья Александровна,
Князева Ольга Юрьевна,
Савова Марина Робертовна
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Практикум
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 30.06.2015. Формат 60×90 1
Печать цифровая. Печ. л. 20,5. Тираж 100 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
Русский язык и культура речи. Практикум / Н. А. Ипполитова,
О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н. А. Ипполитовой. — Москва :
Проспект, 2016. – 328 с.
ISBN 978-5-392-19310-3
© Ипполитова Н. А., Князева О. Ю.,
Савова М. Р., 2006
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Язык. Речь. Культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Культура общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Текст в структуре общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Механизмы речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Текст в речевой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Виды речевой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Вторичные тексты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Этические и коммуникативные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
Коммуникативные качества речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Уместность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Богатство речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Чистота речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Точность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Логичность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Доступность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Выразительность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Правильность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Культура несловесной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Культура публичного выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .296
Информирующая речь. Сообщение. Доклад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Аргументирующая речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Эпидейктическая речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325
Стр.327