Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. <...> Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. <...> Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. <...> Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. <...> История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. <...> Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями. <...> Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям. <...> Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. <...> Задача педагогической науки — разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. <...> Взаимосвязи педагогики с другими науками Педагогика органично связана с психологией. <...> . О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить <...>
Педагогика_в_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие.pdf
УДК 37(075.8)
ББК 74я73
С81
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
С81
Столяренко Л. Д.
спект, 2016. — 160 с.
Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. — Москва : ПроISBN
978-5-392-17513-0
Учебное пособие раскрывает основные темы педагогики. Изложение материала легко
усваивается и быстро запоминается.
Предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих
базовый курс «Педагогика».
Книга сэкономит вам время — подготовит к экзамену или зачету в предельно короткий
срок и поможет получить высший балл. В ней ответы на все каверзные вопросы, поставленные
самым строгим экзаменатором.
УДК 37(075.8)
ББК 74я73
Учебное издание
Столяренко Людмила Дмитриевна
ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 10,0. Тираж 200 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 30.07.2015. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
ISBN 978-5-392-17513-0
© Столяренко Л. Д., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
6.10. Этапы формирования учебного коллектива
• 157
задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом
сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении
нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам
совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно
наличие положительного психологического климата, доброжелательного
фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия
друг к другу.
Стр.157
Содержание
1. Введение в педагогику ....................................................................................................3
Содержание
1.1. Предмет и объект педагогики ..........................................................................3
1.2. Основные категории педагогики .....................................................................4
1.3. Что представляет собой образование? .............................................................6
1.4. Структура и задачи педагогической науки ......................................................7
1.5. Взаимосвязи педагогики с другими науками ..................................................9
1.6. Методы исследований в педагогике .............................................................. 10
1.7. Методологическая структура педагогической деятельности ....................... 11
1.8. Педагогическая организационно-управленческая деятельность................. 13
1.9. Психологическая структура педагогической деятельности
и педагогических способностей ..................................................................... 14
1.10. Профессия педагога ....................................................................................... 15
1.11. Направленность личности педагога и типы педагогов ................................. 17
1.12. Педагогическая культура ............................................................................... 18
2. Краткое знакомство с историей педагогики .................................................................. 20
2.1. Педагогика в Древней Греции ....................................................................... 20
2.2. Проблемы педагогики в Средние века и в эпоху Возрождения ................... 21
2.3. Ян Коменский как выдающийся педагог всех эпох ...................................... 23
2.4. XVIII век. Педагогические идеи Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо .............................. 24
2.5. Основные идеи педагогики Г. Песталоцци, А. Дистервега .......................... 25
2.6. Становление педагогики в России ................................................................ 27
2.7. Дидактическая система К. А. Ушинского ..................................................... 28
2.8. Особенности школьного образования и педагогических теорий
в России в 1920–1930 годах ............................................................................ 29
2.9. Педагогические идеи П. П. Блонского и А. С. Макаренко .......................... 31
2.10. Концепция развития и обучения Л. С. Выготского ...................................... 32
2.11. Гуманистические педагогические идеи В. А. Сухомлинского ..................... 35
2.12. Педагоги-новаторы ........................................................................................ 35
2.13. Направления современной зарубежной педагогики .................................... 37
2.14. Современные проблемы образования ........................................................... 38
3. Педагогика — наука о воспитании ................................................................................ 39
3.1. Воспитание, становление, формирование, социализация,
самовоспитание, перевоспитание ................................................................. 39
3.2. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
технократической педагогики ....................................................................... 42
3.3. Идеи гуманистической педагогики ............................................................... 45
3.4. Закономерности воспитания ......................................................................... 48
Стр.158
Содержание
• 159
3.5. Принципы воспитания .................................................................................. 52
3.6. Методы воспитания и их классификация. Методы гуманистического
воспитания ..................................................................................................... 54
3.7. Подходы к воспитанию .................................................................................. 58
3.8. Направления воспитательной работы ........................................................... 59
3.9. Принципы и содержание семейного воспитания ......................................... 61
3.10. Основные типы неправильного воспитания в семье .................................... 62
3.11. Методы педагогического и психологического воздействия на личность .... 63
3.12. Критерии эффективности воспитательных систем и диагностики
воспитанности учащихся ............................................................................... 65
4. Дидактика. Закономерности обучения ......................................................................... 67
4.1. Содержание понятия «дидактика» ................................................................ 67
4.2. Структура педагогического процесса ............................................................ 68
4.3. Цели педагогического процесса .................................................................... 69
4.4. Содержание образования ............................................................................... 71
4.5. Теории, концепции образования, их влияние на педагогический
процесс ........................................................................................................... 73
4.6. Законы и закономерности обучения ............................................................. 75
4.7. Сущность обучения и его структура .............................................................. 76
4.8. Основные педагогические принципы ........................................................... 77
4.9. Методы обучения ........................................................................................... 80
4.10. Сущность учебной деятельности ................................................................... 81
4.11. Психологические теории обучения ............................................................... 83
4.12. Теория поэтапного формирования умственных действий ........................... 88
4.13. Стратегии экстериоризации и проблематизации ......................................... 90
4.14. Характеристики учения .................................................................................. 92
4.15. Психологические особенности восприятия, понимания и усвоения
4.16. учебного материала ........................................................................................ 93
5.1. Технологии обучения и педагогические технологии .................................... 99
5.2. Классификация педагогических технологий ................................................ 99
5.3. Особенности традиционных технологий .................................................... 102
5.4. Основные принципы программированного обучения ............................... 105
5.5. Сущность проблемного обучения ............................................................... 107
5.6. Цели, условия и формы успешного проблемного обучения ...................... 108
5.7. Понятие игровых технологий. Деловая игра ............................................... 109
5.8. Интенсификация и активизация обучения. Активные методы
обучения ....................................................................................................... 112
5.9. Особенности модульного обучения и рейтингового контроля .................. 114
5.10. Информационные технологии обучения ................................................... 115
5.11. Личностно развивающее обучение .............................................................. 117
5.12. Педагогика сотрудничества ......................................................................... 119
5.13. Этапы и формы педагогического проектирования ..................................... 120
5.14. Требования к уроку ...................................................................................... 123
5.15. Анализ урока ................................................................................................. 126
6. Педагогическое общение и проблемы социальной педагогики.................................... 129
6.1. Стили педагогического общения ................................................................. 129
6.2. Уровни и стили коммуникативного взаимодействия ................................ 130
6.3. Стили педагогического руководства ........................................................... 133
Психологические закономерности заучивания учебного материала ........... 96
5. Педагогические технологии ......................................................................................... 99
Стр.159
160 •
Содержание
6.4. Функции педагогического взаимодействия и причины
неэффективного общения ........................................................................... 134
6.5. Психологические качества успешного педагогического общения ............ 135
6.6. Педагогическая социальная перцепция ...................................................... 137
6.7. Учет возрастных особенностей учащихся в учебно-воспитательном
процессе ........................................................................................................ 141
6.8. Отклоняющееся поведение учащихся ......................................................... 146
6.9. Профессионально-педагогическая деятельность социального педагога ..... 152
6.10. Этапы формирования учебного коллектива ............................................... 155
Стр.160