Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи в вопросах и ответах (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторИпполитова Н. А.
АвторыКнязева О. Ю., Савова М. Р., Ипполитова Н. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц344
ID632717
АннотацияПособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» и ответы на них. Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
Кому рекомендованоДанное учебное пособие адресовано студентам — нефилологам.
ISBN978-5-392-19309-7
УДК811.161.1:808.5(075)
ББК81.2Рус-923
Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах : [учеб. пособие] / О.Ю. Князева, М.Р. Савова; ред. Н.А. Ипполитова; Н.А. Ипполитова .— Москва : Проспект, 2016 .— 344 с. — ISBN 978-5-392-19309-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/632717 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пониманием культуры речи как культуры речевой деятельно сти обусловлено включение в структуру пособия таких разделов, как «Этические и коммуникативные нормы», «Культура несловес ной речи», «Текст как единица общения». <...> Речь представляет собой способ реализации всех функций язы ка, прежде всего — коммуникативной. <...> По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить и до тех пор, когда скажем последнее слово, — это одна большая речь, в кото рой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (устная или письменная) и пр., но мы продолжаем говорить (или писать). <...> Речь представляет собой, как правило, деятельность одного че ловека — говорящего или пишущего, поэтому она является отра жением разнообразных особенностей этого человека. <...> Следова тельно, речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. <...> Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего к речи как процессу использования языка, поэтому, хотя и с натяжкой, являются основаниями для их противопоставления, поскольку в этом плане создание речи как процесс протекает во многом по этапно и частично совпадает с границами самой большой едини цы языка: с границами предложения. <...> Речь всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида, поэтому и подходить к ана лизу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку. <...> Каган предложил такую классификацию целей общения: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъ ектов; 2) цель общения заключена в нем самом; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) целью общения является приобщение самого его инициа тора к ценностям партнера. <...> При этом диалог понимается не <...>
Русский_язык_и_культура_речи_в_вопросах_и_ответах.pdf
Стр.2
Стр.334
Стр.335
Стр.336
Стр.337
Стр.338
Стр.339
Стр.340
Стр.341
Стр.342
Стр.343
Стр.344
Русский_язык_и_культура_речи_в_вопросах_и_ответах.pdf
УДК 811.161.1:808.5(075) ББК 81.2Рус-923 И76 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н. А. Ипполитовой. Ипполитова Н. А. И76 Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н. А. Ипполитовой. — Москва : Проспект, 2016. – 344 с. ISBN 978-5-392-19309-7 Пособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» и ответы на них. Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. УДК 811.161.1:808.5(075) ББК 81.2Рус-923 Учебное издание Ипполитова Наталья Александровна, Князева Ольга Юрьевна, Савова Марина Робертовна РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 01.07.2015. Формат 60×90 1 Печать цифровая. Печ. л. 21,5. Тираж 200 экз. Заказ №. ООО «Проспект» /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-19309-7 © Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р., 2006 © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Содержание Предисловие ................................................................... 3 Введение .......................................................................... 5 Как соотносятся между собой язык и речь? ........................ 5 1. Язык ................................................................................ 6 Что представляет собой язык? .......................................... 6 Какие функции выполняет естественный национальный язык? ......................................................... 7 В чем заключается ценность языка для общества? ............. 8 Что представляет собой литературный язык? ..................... 9 Для чего нужны нормы языка? ......................................... 10 2. Речь .............................................................................. 11 Что называется речью и чем речь отличается от языка? ....... 11 По каким основаниям можно описать и проанализировать речь? .............................................. 13 3. Культура ........................................................................ 14 Что такое культура? ........................................................ 14 Что является важнейшими характеристиками культуры? ....................................................................... 15 В каких формах существует культура? ............................. 17 Какие виды культуры существуют? .................................. 17 Что определяет развитие культуры? ................................ 18 Почему и каким образом важно сохранять культуру? ........ 19 Что такое базовая культура личности? ............................. 21 Глава 1. Культура общения ......................................... 23 1. Что представляет собой общение ................................. 23 Какой смысл вкладывается в понятие «общение»?............ 23 Каковы основные функции «общения»? ............................ 24 Каковы основные цели общения? .................................... 25 2. Общение и коммуникация ............................................. 25 Чем различаются значения терминов «общение» и «коммуникация»? ......................................................... 25 Какие типы отношений между участниками взаимодействия в процессе речи лежат в основе коммуникации и общения? .............................................. 27 334
Стр.334
Какие виды информации характерны для общения? ......... 29 Какая форма речевой активности преобладает в общении, а какая — в коммуникации?............................ 30 Как отличия коммуникации и общения сказываются на разных аспектах эффективности речи? ........................ 30 Чем может диктоваться необходимость выбора того или иного способа взаимодействия — общения или коммуникации? .......................................... 32 В чем состоит культура общения как обязательный элемент общей культуры человека? ...... 33 3. Виды и формы общения ................................................ 34 Каковы основные виды общения? .................................... 34 Что лежит в основе разграничения фатического и информационного общения? ........................................ 35 Что называется вербальным, а что — невербальным в общении? .................................. 37 Чем отличается устное общение от письменного? ............ 38 Что отличает монологическое общение от диалогического? ........................................................ 39 Что определяет выбор контактного или дистантного общения? ............................................. 41 Чем отличаются межличностное, публичное и массовое общение? ..................................................... 42 Что отличает официальное общение от неофициального? ....................................................... 44 В чем различие между свободным и стереотипным общением?............................................ 44 4. Как добиться оптимального общения ............................ 45 Какова роль типовых сценариев в речевом поведении? ..... 45 Что относится к барьерам общения? ............................... 46 На каких уровнях может проходить общение? .................. 47 Что способствует оптимальному общению? ..................... 49 Глава 2. Текст в структуре общения........................... 51 1. Что такое речевая деятельность? .................................. 51 Что такое речевая деятельность? .................................... 51 В каких формах и видах реализуется речевая деятельность? ................................................................ 53 Какие этапы речевой деятельности выделяются? ............. 53 2. Механизмы речи ........................................................... 56 Каковы механизмы речевой деятельности? ...................... 56 335
Стр.335
3. Виды речевой деятельности .......................................... 58 Какие виды речевой деятельности выделяются, как они классифицируются? ............................................ 58 В чем особенности говорения как продуктивного вида речевой деятельности? ............... 59 В каких жанрах реализуется говорение? .......................... 61 В чем особенности письма как продуктивного вида речевой деятельности? ................................................... 62 В каких жанрах реализуется письменная речь?................. 63 В чем особенности слушания как рецептивного вида речевой деятельности? ................................................... 64 Какие виды слушания существуют? ................................. 65 Какими могут быть «правила хорошего слушания»? .......... 67 4. Чтение как вид речевой деятельности ........................... 67 Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности? ................................................... 67 Какие виды чтения существуют? ...................................... 68 Какие приемы работы с читаемым текстом целесообразно использовать? ........................................ 69 Какие виды чтения можно использовать в различных видах учебной деятельности? ....................... 71 5.Текст (высказывание) как единица общения .................. 72 Что такое текст? Какова роль текста (высказывания) как единицы общения? ................................................... 72 6. Речевые жанры............................................................ 74 Что включает понятие «речевые жанры»? ......................... 74 7. Категории текста ........................................................... 76 Какие категории текста отражают его нацеленность на общение? .................................................................. 76 8. Стилистическая окраска текста ..................................... 78 Каков смысл понятий «стиль языка и стиль речи»? Как эти явления взаимосвязаны?..................................... 78 Как формируются в речи функциональные стили? Какие функциональные стили существуют?...................... 79 В чем особенности разговорного стиля речи? Где он используется?...................................................... 80 Каковы особенности научного стиля? Какова сфера его использования? ................................... 81 Каковы особенности и сфера употребления публицистического стиля? .............................................. 83 В чем особенности художественного стиля (стиля художественной литературы)? .............................. 85 336
Стр.336
Каковы особенности и сфера употребления официальноделового стиля? ......................................... 85 Какие группы составляют стилистические средства языка? ............................................................. 87 Как функционируют в речи стилистические синонимы? .... 88 В чем суть понятия стилистическая норма? ...................... 89 Какие речевые ошибки можно классифицировать как стилистические? Как их избежать? ............................. 89 Глава 3. Культура речи ................................................. 91 1. Культура речи как составная часть культуры в целом .... 91 Что именно роднит культуру речи с культурой в целом? .... 91 Что входит в понятие «культура речи»? ............................. 91 Какова история возникновения и развития понятия «культура речи»? ............................................................. 93 2. Культура речи как культура речевой деятельности — современное представление о культуре речи ............... 95 Каково современное представление о культуре речи? ...... 95 Какие аспекты речи включаются в понятие «культура речи» при современном подходе? .................... 97 3. Речевая культура общества и речевая культура личности ......................................................... 98 В чем состоит культура речи общества?........................... 98 Что определяет культуру речи личности? ......................... 99 4. Критерии оценки культуры речи ...................................100 Каковы основные критерии оценки культуры речи? .........100 Чем отличаются «качества» и «достоинства» речи? ..........101 5. Нормированность как главный механизм культуры речи ...............................................................103 Какова роль норм в общении? ........................................103 Что такое языковая норма? ............................................103 Всегда ли нарушение языковых норм связано с ошибкой? ...................................................................105 6. Уровни культуры речи ...................................................106 Как определить уровень культуры речи? .........................106 Что лежит в основе разграничения различных типов речевой культуры? .........................................................107 Глава 4. Этические и коммуникативные нормы ......111 1. Коммуникативная ситуация ..........................................111 Почему необходимо рассматривать коммуникативную ситуацию? ........................................................................ 111 337
Стр.337
Каковы основные компоненты коммуникативной ситуации? .....................................................................112 Какие типы речевых ролей могут играть коммуниканты? .............................................................114 Что представляют собой постоянные и ситуативные речевые роли?...............................................................115 Когда в общении появляется коммуникативный лидер? ..........................................................................117 Какие цели могут быть у речи?........................................117 Как еще можно классифицировать цели речи? ................119 Как результат речи связан с ее целью и целями других участников общения? ..........................................120 Какую роль играет содержание в речи? ...........................122 Что определяет успешность речи в плане содержания? .....................................................123 2. Этические нормы .........................................................125 Что представляют собой этические и коммуникативные нормы? .........................................................................125 Что считается этическими нормами? ..............................126 Какие моральные ценности лежат в основе этических норм? ............................................................127 В чем состоит специфика этических норм? .....................130 Как действуют этические нормы на этапе создания замысла речи? .............................................................. 130 Что и как регулируют этические нормы в процессе осуществления речи? ....................................................131 3. Коммуникативные нормы .............................................133 Что регулируют коммуникативные нормы? ......................133 В чем заключаются особенности коммуникативных норм? ...........................................................................133 Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным? ...........................................................135 Какие принципы лежат в основе рекомендуемых коммуникативных норм? ................................................136 Какие коммуникативные нормы связаны напрямую с участниками общения? ................................................137 Какие коммуникативные нормы соотносятся со структурированием содержания речи? .......................139 Какие коммуникативные нормы определяют информационную сторону речи? ....................................140 Что относится к нарушениям коммуникативных норм?........ 141 338
Стр.338
Как реализуются этические и коммуникативные нормы в этикетных, речевых и языковых правилах и предписаниях? ...........................................................142 4. Речевой этикет .............................................................143 Что называется речевым этикетом? ................................143 Почему необходимо соблюдать речевой этикет? .............145 Как этикетные речевые жанры соотносятся с особенностями ситуации общения? .............................146 Как предписания этикета реализуют этические нормы? .........................................................147 Как в речевом этикете проявляются коммуникативные нормы? ..............................................149 Глава 5. Коммуникативные качества речи ...............150 1. Уместность речи...........................................................150 Что называется уместностью речи? ................................150 Что определяет уместность речи относительно ситуации общения? .......................................................151 Что определяет уместность речи относительно конкретного текста? ......................................................153 2. Богатство речи .............................................................154 Что определяет богатство речи? ....................................154 Чем различаются богатство языка и богатство речи? ........156 Каковы основные источники языкового богатства?..........157 Что обеспечивает фонетическое богатство русского языка? ............................................................157 Что определяет словообразовательное богатство русского языка? ............................................................159 Что лежит в основе лексического богатства русского языка? ............................................................160 Что обеспечивает морфологическое богатство русского языка? ............................................................163 Что формирует синтаксическое богатство русского языка? ............................................................164 Каковы основные источники речевого богатства? ...........166 Что включает в себя интонационное богатство речи? ........167 Что определяет семантическое богатство речи? .............168 Всегда ли целесообразна речь богатая? .........................169 3. Чистота речи ................................................................171 Какая речь называется чистой? ......................................171 Что представляют собой словапаразиты и почему от них нужно избавляться? ...............................172 339
Стр.339
Что относится к просторечию? .......................................172 Когда иноязычное слово становится варваризмом? ........174 Каким может быть отношение к жаргонизмам?................175 Чем опасны канцеляризмы? ...........................................177 4. Точность речи ..............................................................177 Какую речь называют точной? ........................................177 Как точность речи связана с ее культурой? ......................179 Какой бывает точность речи? .........................................181 В чем проявляется предметная точность? .......................182 Как в речи отражается точность понятийная? ..................183 Какими языковыми средствами достигается точность речи? ..............................................................185 Какие речевые средства способствуют точности речи? ...... 186 Какие условия нужно соблюдать, чтобы достичь точности речи в каждом тексте? .....................................188 5. Логичность речи ...........................................................189 Какую речь называют логичной? .....................................189 Чем различаются логичность рассуждения и логичность изложения? ...............................................190 Что отличает понимание логичности с точки зрения культуры речи? ..............................................................191 На каких законах логики в первую очередь базируется логичность речи? .........................................192 Что определяет значимость причинноследственных связей в речи? ...............................................................193 Какие языковые средства помогают обеспечивать логичность в предложении и тексте? ..............................194 Какие логические ошибки являются наиболее частотными в речи? .......................................................195 Как достичь логичности на уровне текста? ......................196 6. Доступность речи .........................................................199 Какую речь называют доступной? ...................................199 Что предполагает оценка доступности с точки зрения культуры речи? .......................................200 Что обеспечивает языковую доступность? ......................200 Что способствует речевой доступности?.........................202 Как связаны доступность речи и проблема понимания? ................................................................... 202 Как происходит понимание?...........................................203 Что мешает доступности речи? ......................................204 Всегда ли необходима полная доступность речи? ...........206 340
Стр.340
Что помогает достичь доступности речи?........................207 Одинакова ли должна быть степень доступности речи в текстах разных стилей? ....................208 7. Выразительность речи .................................................210 Какую речь называют выразительной? ............................210 На чем базируется выразительность речи? .....................212 Почему выразительность всегда связана с творчеством? .............................................................. 214 Как выразительность связана с восприятием речи? .........216 Что относится к основным средствам выразительности? ..........................................................217 От чего зависит выбор средств выразительности? ..........219 8. Правильность речи .......................................................220 Что входит в понятие «правильность речи»? ....................220 Какие разновидности языковых норм выделяются лингвистами? ................................................................222 Чем объясняется существование в языке вариантов нормы? .........................................................................222 Что принимается во внимание при выборе одного из правильных вариантов как предпочтительного? ..........223 Какие существуют подходы к определению роли норм в развитии языка? .................................................224 Является ли русский литературный язык единым или у него существуют две разновидности: разговорная речь и книжная? .........................................225 Всегда ли отступления от языковых норм приводят к коммуникативным ошибкам? .........................226 Почему нарушение орфоэпических норм редко остается незамеченным? .....................................228 Что регулируют в речи лексические нормы? ....................230 Какие еще виды языковых норм выделяются? .................232 Глава 6. Культура несловесной речи ........................236 1. Основные виды и функции невербальных средств .......236 Что называют несловесной речью? .................................236 Почему несловесные средства относятся к речи?............238 Как могут соотноситься вербальная и невербальная речь? ....................................................240 Когда возможно автономное употребление несловесной речи? ........................................................241 Как вербальная и невербальная речь могут соотноситься во времени? ...................................242 341
Стр.341
С чем связаны основные трудности в использовании невербальных средств? .................................................243 2. Основные аспекты культуры несловесной речи ............246 В чем проявляется культура несловесной речи? ..............246 Каким нормам должна соответствовать несловесная речь?.........................................................247 Что помогает находить «общий несловесный язык» с собеседником? ...........................................................248 3. Визуальные невербальные средства ............................249 Что могут выразить визуальные невербальные средства? ................................................. 249 Что необходимо знать о жестах?.....................................251 В чем состоит культура жестикуляции? ...........................253 Что нужно знать о мимике?.............................................254 Что относится к культуре расположения в пространстве? ............................................................256 Какие рекомендации можно дать по размещению в пространстве? ............................................................258 4. Акустические невербальные средства .........................259 Что относится к акустическим невербальным средствам? .................................................................... 259 Чем определяется значимость интонации в общении?.....261 Какие функции в речи выполняет молчание? ...................263 Глава 7. Культура устной и письменной речи ..........265 1. Особенности устной и письменной речи ......................265 Есть ли различия в восприятии устной и письменной речи партнером по общению? ...................265 В чем заключаются особенности письменной речи? ........265 В чем заключаются особенности устной речи? ................266 Что включает в себя интонация? .....................................267 Какие голосовые характеристики связаны с интонацией? ...............................................................268 Что представляют собой паузы и какую роль они играют в интонационном рисунке речи?....................270 В чем различие между подготовленной и неподготовленной (спонтанной) устной речью? ............271 2. Публичная речь и ее особенности ................................272 Умение выступать публично — это врожденный талант или умение, которое можно выработать? ........................272 Каковы общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления? .......275 342
Стр.342
Как захватить внимание аудитории? ...............................276 Какой должна быть композиция публичного выступления? ................................................................276 Каким должно быть вступление?.....................................276 Каким должно быть заключение? ....................................280 Какие существуют способы изложения материала в главной части? ............................................................282 Какие особенности, связанные с восприятием публичной речи слушателями, необходимо учитывать говорящему? .................................................................285 Что скрывается за термином «ораторский стиль»? ......... 286 Какие рекомендации можно дать человеку, который собирается говорить публично? ........................287 Что может способствовать поддержанию внимания слушателей во время выступления? ...............................291 Глава 8. Жанры устной и письменной речи .............292 1. Роды и виды публичной речи ........................................292 Что такое риторический жанр? .......................................292 Какие роды красноречия можно выделить в современной практике публичного общения? ...............293 2. Аргументирующая речь ................................................294 В чем особенности аргументирующей речи? ...................294 Как формулируется тезис? .............................................295 Какие виды аргументов целесообразно использовать? ...............................................................295 Как правильно расположить аргументы? .........................297 Как может использоваться аргументирующая речь в бытовом общении? .....................................................299 3. Информирующая речь..................................................303 Что представляет собой информирующая речь? Каковы ее особенности? ................................................303 В чем особенности доклада — одного из жанров информирующей речи?..................................................305 Каковы наиболее частые ошибки при подготовке доклада и выступлении с ним? ................306 Как построить работу над докладом? ..............................307 Какие средства наглядности целесообразно использовать, выступая с докладом? ..............................309 Как можно использовать диалогичность при подготовке и выступлении с докладом перед аудиторией? ................310 4. Эпидейктическая речь ..................................................311 343
Стр.343
Что такое эпидейктическая речь? Какими свойствами она обладает? Какие речевые жанры включает? ..............311 Можно ли найти яркий пример эпидейктической речи в литературе? Как проанализировать его? ......................315 Какие изобразительновыразительные и риторические средства целесообразно использовать в эпидейктической речи? ..........................317 5. Вторичные тексты: жанровое своеобразие ..................318 Какие тексты называются первичными? Какие — вторичными? В чем особенности вторичных текстов? .......................................................318 Какие разновидности вторичных текстов можно выделить? .....................................................................320 6. Конспект ......................................................................323 В чем жанровое своеобразие конспекта как вторичного текста? Какие разновидности конспекта существуют?..................................................323 7. Аннотация ....................................................................325 В чем жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста? Какие разновидности аннотаций существуют? .................................................325 Какова структура аннотации? .........................................326 8. Реферат .......................................................................328 Каковы особенности реферата как вторичного текста? ..................................................328 Чем отличается реферат от других вторичных текстов? Что у них общего? ..........................................................330 Какие разновидности рефератов существуют? ...............331 Какой должна быть структура реферата? ........................331 Как оценивается реферат? .............................................332 Какие конкретные рекомендации по написанию вторичных текстов можно дать?......................................333
Стр.344

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.