Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторРазин А. В.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц493
ID632616
АннотацияУчебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А.В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности (направлению подготовки) ВПО 030101 (020100) и 030100 (520400) — «Философия»
ISBN978-5-392-14346-7
УДК1(091)
ББК87.3(0)
Разин, А.В. Философия : учеб. пособие / А.В. Разин .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2015 .— 493 с. — ISBN 978-5-392-14346-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/632616 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. <...> В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия. <...> Активность личности в процессе усвоения и преобразования общественных требований. <...> ЧЕЛОВЕК В СВОИХ ВЫСШИХ СТРЕМЛЕНИЯХ И НЕУТИЛИТАРНОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ . <...> Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. <...> Предмет философии 9 естественным причинам, боги не вмешиваются в этот процесс и, следовательно, у людей нет оснований для того, чтобы их опасаться. <...> Тем самым Эпикур практически впервые в истории философии показывает, как относительное научное знание может быть использовано для поиска жизненных ориентиров, для практического приспособления к миру, который мы до конца не знаем. <...> Предмет философии 11 в себе; и праксиологию — конкретные выводы нормативного характера относительно организации общественной жизни, познания мира и поведения человека. <...> Личностное отношение к миру связано с тем, какую систему идей человек выбирает, решая предельные метафизические вопросы бытия, как он сам для себя на них отвечает. <...> Например, античная философия продемонстрировала, что жизнь в соответствии с каким-то одним принципом по сути своей всегда является обедненной и искаженной, что мудрец, сознательно устраняющий свою чувствен1 См. <...> Стоит хотя бы вспомнить бэконовские призраки познания (т. е. то, что искажает доступную человеку истину), рассуждения логических позитивистов о критериях научной истины, тезис Ч. <...> Построенная в соответствии с такой методологией философия получила выражение во всеохватывающих системах <...>
Философия.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Философия.pdf
ББК 87УДК 1(091) Р1.3(0)7 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Разин Александр Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Рецензенты: В. А. Кувакин, доктор философских наук, профессор; В. Н. Лавриненко, доктор философских наук, профессор. Р17 Разин А. В. пеФилософия: учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., рераб. и доп. — Москва : Проспект, 2015. — 496 с. ISBN 978-5-392-14346-7 Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия. ББК 87 УДК 1(091) Разин Александр Владимирович Учебное издание ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 01.08.2014. Формат 60Х90 1 Печать офсетная. Печ. л. 31,0. Тираж 1000 экз. Заказ №. ООО «Проспект» /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. .3(0) ISBN 978-5-392-14346-7 © Разин А. В., 2014 © ООО «Проспект», 2014
Стр.2
Содержание РАздеЛ I. ВВедение В фиЛософию ...................................... 7 Глава 1. Предмет философии .............................................................. 7 1.1. Предмет и объект философского знания ................................ 7 1.2. философия и другие формы мировоззрения. философия и обыденное сознание ...................................................................11 1.3. функции философии. Место философии в системе культуры. ...................................................................... 20 1.4. Методы философского познания. философия как ценностное знание ............................................ 23 Глава 2. Сознание .........................................................................30 2.1. сознание как качество высокоорганизованного субъекта ... 30 2.2. сознание в антропосоциогенезе. .......................................... 42 2.3. Уровни сознательной организации, сознание и подсознание. .............................................................. 50 2.4. общественное сознание. ....................................................... 53 РАздеЛ II. истоРия фиЛософии ......................................... 59 Глава 1. Античная философия. .......................................................... 59 1.1. загадка древнегреческой цивилизации ................................. 59 1.2. Мифологическое мышление и первые философские идеи .....62 1.3. сущность и явление, противопоставление видимого и реального. .................................................................................. 66 1.4. Человек как мера всех вещей. ................................................ 69 1.5. Линия демокрита и линия Платона. ..................................... 71 1.6. философия Аристотеля ......................................................... 81 1.7. Позднеантичные философские учения. ................................ 85 Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия. ........ 95 2.1. Экономические предпосылки возникновения и развития средневекового общества в западной европе. ............................ 95 2.2. средневековая философия ...................................................102 2.3. Человек в христианской моральной доктрине .....................111 Глава 3. Возрождение и Реформация ...............................................128 3.1. Предпосылки возникновения капитализма и новые мыслительные парадигмы. ............................................128 3.2. Возрождение .........................................................................131 3.3. Реформация ..........................................................................139
Стр.3
4 Содержание Глава 4. Философия Нового времени ...............................................144 4.1. особенности философских концепций XVII в. ...................144 4.2. особенность философских концепций XVIII в. ..................155 Глава 5. Немецкая классическая философия ...................................170 5.1. философия Канта .................................................................170 5.2. наукоучение фихте...............................................................179 5.3. трансцендентальный идеализм Шеллинга ..........................182 5.4. объективный идеализм Гегеля .............................................185 5.5. Антропологический материализм фейербаха .....................194 РАздеЛ III. онтоЛоГия и теоРия ПознАния. .................200 Глава 1. Учение о бытии ...................................................................200 1.1. онтология как знание о сущем. ............................................200 1.2. Виды онтологий. ...................................................................207 1.3. основные онтологические понятия .....................................208 1.4. современные тенденции в развитии онтологических представлений. .................................................211 Глава 2. Материя и движение. ..........................................................219 2.1. Материя как онтологическая и гносеологическая категория ... 219 2.2. движение как атрибут материи ............................................227 2.3. формы движения материи. ...................................................230 2.4. Пространство и время. ..........................................................233 2.5. Часть и целое, мир как целое ................................................234 Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии. .....................243 3.1. Развитие как необратимый, направленный процесс. ..........243 3.2. законы диалектики. ..............................................................244 3.3. форма и содержание. ............................................................249 Глава 4. Познание ............................................................................253 4.1. субъект и объект познания, познавательное отношение человека к миру. ........................................................253 4.2. Виды гносеологии .................................................................260 4.3. Категории диалектики как средство познания ....................272 4.4. Альтернативы диалектики как метода познания. ................275 4.5. Понятие истины и ее критерия. ............................................284 РАздеЛ IV. социАЛьнАя фиЛософия................................293 Глава 1. Предмет и метод социальной философии ............................293 1.1. значение изучения общества и проблемы общественного познания ........................................293
Стр.4
Содержание 5 1.2. деятельность и факторы детерминации деятельности. .......304 1.3. общественные законы ..........................................................309 Глава 2. Материальные основы общественной жизни ......................313 2.1. Производительные силы. .....................................................313 2.2. Производственные отношения. ...........................................317 2.3. способ производства. ...........................................................321 Глава 3. Общество как целостное образование .................................330 3.1. Базис и надстройка. ..............................................................330 3.2. Государство и политическая организация общества ............333 3.3. Государство и гражданское общество. ..................................338 3.4. Культура ................................................................................349 3.5. общественно-экономическая формация ............................360 3.6. исторический процесс как единство и многообразие. ........363 3.7. итоги исторического процесса: информационное общество и глобализация. ...........................................................369 Глава 4. Общество как динамическая система. ................................390 4.1. социальная революция ........................................................390 4.2. социальное управление........................................................394 4.3. социальные нормы ...............................................................399 4.4. ценности как основания норм. система общественного требования. ........................................................404 4.5. Активность личности в процессе усвоения и преобразования общественных требований. ...........................409 РАздеЛ V. ЧеЛоВеК В сВоих ВысШих стРеМЛениях и неУтиЛитАРноМ отноШении К МиРУ .......................415 Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия .....................415 Глава 2. Смерть ................................................................................419 2.1. Концепции смерти ................................................................419 2.2. отношение к смерти .............................................................424 2.3. смерть и бессмертие .............................................................427 Глава 3. Труд ....................................................................................430 3.1. единство человека и вещи. ...................................................430 3.2. отделение человека от вещи. ................................................433 3.3. отчужденный и неотчужденный труд. .................................436 Глава 4. Игра ....................................................................................443 4.1. феномен игры .......................................................................443
Стр.5
6 4.2. Признаки игры. .....................................................................447 4.3. игра в культуре современного общества ..............................449 4.4. игра в педагогической практике. .........................................454 Глава 5. Любовь ...............................................................................456 5.1. Любовь и доктрина ненасилия. ............................................456 5.2. Любовь и дружба ...................................................................458 5.3. Прагматический и метафизический смысл любви ..............460 Глава 6. Свобода. .............................................................................466 6.1. Противоречия философского понимания свободы. ............466 6.2. долг и нравственная свобода. ...............................................475 Глава 7. Счастье ...............................................................................485 7.1. счастье как этическая проблема. .........................................485 7.2. счастье и перспектива жизни. ..............................................490
Стр.6