Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Л.В. Вохминова, А.П. Савченко
Особенности
учебно-воспитательного процесса
в сельской малокомплектной школе
Учебное пособие
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 373(07)
ББК 74.2я73
В79
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
кандидат педагогических наук Т.В. Молодцова,
кандидат педагогических наук Л.А. Перова
Рецензенты:
В79
Вохминова, Л.В.
Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной
школе: учеб. пособие / Л.В. Вохминова, А.П. Савченко;
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск:
ИД САФУ, 2014. – 150 с.
ISBN 978-5-261-00955-9
В учебном пособии рассмотрены теоретические проблемы современной
начальной школы, особенности социокультурной и образовательной
среды в условиях сельской местности, специфика профессиональной
деятельности учителя в сельской малокомплектной школе.
В приложении даны планы семинарских занятий.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся
по педагогическим специальностям.
УДК 373(07)
ББК 74.2я73
ISBN 978-5-261-00955-9
© Вохминова Л.В., Савченко А.П.,
2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие ....................................................................................................
§ 1 Проблемы современной начальной школы .....................................
§ 2. Особенности социокультурной и образовательной среды в условиях
сельской местности .................................................................
§ 3. Специфика профессиональной деятельности учителя сельской
малокомплектной школы ....................................................................
§ 4. Специфика организации учебно-воспитательного процесса и
планирования уроков ...........................................................................
§ 5. Организации воспитательной работы с сельскими школьниками...........................................................................................................
§
6. Преддошкольная подготовка детей к обучению в школе в условиях
сельской местности ......................................................................
§ 7. Особенности работы с родителями сельских школьников ..........
Приложения
Приложение 1. Примерное тематическое планирование спецкурса .....
Приложение 2. Планы семинарских занятий ........................................
Библиографический список ........................................................................
4
7
21
30
41
58
96
118
135
137
147
3
Стр.3
Предисловие
После хлеба самое важное для народа
– школа.
Ж. Дантон
Учитель, образ его мыслей – вот
что самое главное во всяком обучении
и воспитании.
Уже в самые далекие времена обнаружилась закономерность:
А. Дистервег
какие учителя – такое общество. В истории развития человеческой
цивилизации только те государства продвигались вперед, где были
лучшие школы и учителя. Любое умаление роли учителя приводило
государства к упадку просвещения, испорченности и моральной
развращенности культурных наций, ухудшению нравов
народов. Скромен и незаметен учитель, но достаточно не уважать
его, чтобы подорвать у людей веру в истину, личным представителем
которой он выступает.
Современная начальная школа, в частности сельская школа,
которая сегодня является важной составляющей отечественной
системы образования, ожидает высокопрофессионального учителя.
Это обусловлено тем, что сельская школа составляет две трети
школ страны и является мощным социокультурным фактором
жизни сельских сообществ.
Сегодня сельской школе приходится работать в тяжелых социально-экономических
условиях, связанных со сложным положением
сельскохозяйственных предприятий, с ограниченностью рынка
труда (отсюда – низкие заработки сельских жителей, низкий
уровень и качество жизни большинства сельского населения); со
слабым развитием сельской инфраструктуры, в том числе образовательной,
что порождает быстрое старение материально-технической
базы сельских школ, серьезную недостаточность научно4
Стр.4
методического и технологического обеспечения процессов сельского
образования – трудности, которые испытывают сельские
учителя в разработке концепций, проектов, программ реализации
задач модернизации конкретного образовательного учреждения; с
исключительно ведомственным пониманием многими руководителями
органов образования и школ целей и задач модернизации
образования; с ухудшением физического и нравственного здоровья
и подрастающего поколения, и всего сельского населения в
целом.
Второй круг проблем сельских школ связан с пассивностью самого
сельского социума: безразличием значительной части родителей
к вопросам образования из-за низкого культурного уровня,
алкоголизма, наркозависимости, деградации семейных ценностей;
неудовлетворенностью другой части родителей качеством образования
в сельских малокомплектных школах и одновременным
нежеланием закрывать их, так как закрытие школы ведет к «вымиранию»
села; стремление дать детям хорошее образование наталкивается
на отсутствие или недостаток ресурсов, условий и
возможностей для этого.
Нерешенность данных вопросов приводит к низкому качеству
сельского образования и, следовательно, значительно снижает
конкурентоспособность выпускников сельских образовательных
учреждений как при поступлении в вузы, так и на рынке труда.
Масштабы и острота существующих проблем в этой сфере, возникающие
новые вызовы, интересы будущего страны настоятельно
требуют от органов государственной власти Российской
Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества
принятия неотложных мер для улучшения положения.
Из вышесказанного можно констатировать: модернизация сельских
образовательных учреждений – это системная проблема, и
ее решение возможно только на межведомственном уровне путем
объединения усилий представителей всех сфер региона (района) в
рамках системно-деятельностного подхода. В связи с этим основной
целью деятельности сельских школ должно стать изменение
отношения к вопросам образования у всех имеющих к ним непосредственное
отношение субъектов: общества и властных структур,
хозяйств и предприятий, микросоциума, работников сферы
образования.
Это сложная проблема и готовить к ее решению необходимо
студентов в вузе. С этой целью в институте педагогики и психо5
Стр.5
логии Северного (Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова проводится специальный курс «Особенности
учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной
школе», задачей которого является формирование у студентов
знаний об организации и осуществлении учебно-воспитательного
процесса младших школьников в сельской школе; формирование
умений и навыков, необходимых для эффективной организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе, воспитания
и развития детей младшего возраста, проживающих в сельской
местности. Успешное овладение данным спецкурсом предполагает
большую самостоятельную работу студентов, значение которой
в последние годы особенно возросло. Это обусловлено, во-первых,
тем, что самостоятельная работа студентов наряду со слушанием
лекций является основной, ведущей формой организации учебной
работы в вузе. Во-вторых, в настоящее время, когда объем
информации быстро возрастает, умение самостоятельно пополнять
знания становится одной из важнейших характеристик подготовленности
специалистов. В-третьих, овладение умением самостоятельно
работать, приобретать знания имеет особое значение
для студентов педагогического вуза – будущих учителей, так как
лишь овладев данным умением, они смогут успешно формировать
его у учащихся.
Программа рассчитана на 52 часа, из них аудиторных 26 часов,
самостоятельная работа студентов – 26 часов. Итоговая форма
контроля по дисциплине – зачет.
Авторы надеются, что данное учебное пособие будет полезно
как студентам педагогических институтов и колледжей, так и учителям
начальных классов.
6
Стр.6