Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Архангельск САФУ 2015 УДК 159.91. <...> ББК 28.707.3я73 В64 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина, Л.В. Морозова, Л.В. Соколова Рецензенты: доктор биологических наук Л.С. Щеголева, доктор психологических наук М.И. Постникова Возрастная психофизиология: учеб.-метод. пособие / Т. <...> Факторы риска в раннем развитии ребенка . <...> Школьная зрелость у дошкольников и первоклассников . <...> Возрастные психофизиологические особенности детей и подростков . <...> Методы исследования объема зрительной и слуховой памяти . <...> Уровень развития зрительно-пространственного восприятия у детей приполярного региона . <...> Принципы и методы организации и проведения коррекционной помощи ребенку при задержке развития психофизиологических функций . <...> 162 Список принятых сокращений АДд – артериальное давление диастолическое АДс – артериальное давление систолическое БАВ – биологически активный возраст БВ – биологический возраст ВП – вызванные потенциалы ДБВ – должный биологический возраст ЖЕЛ – жизненная емкость легких ЖП – жизненный потенциал ЗДВ – задержка дыхания после глубокого вдоха КВ – календарный возраст ЛМКТ – локальный мозговой кровоток МРТ – магнитно-резонансная томография МТ – масса тела МЭГ – магнитоэнцефалография НИИ – научно-исследовательский институт ОГК – окружность грудной клетки ОГКП – окружность грудной клетки в покое ПАД – пульсовое артериальное давление ПВО – перивентрикулярная область ПСС – потенциалы, связанные с событиями ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография РАО – Российская академия <...>
Возрастная_психофизиология_учеб.-метод._пособие.pdf
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Возрастная
психофизиология
Учебно-методическое пособие
Архангельск
САФУ
2015
Стр.1
УДК 159.91.(07)
ББК 28.707.3я73
В64
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Авторы:
Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина,
Л.В. Морозова, Л.В. Соколова
доктор биологических наук Л.С. Щеголева,
доктор психологических наук М.И. Постникова
Рецензенты:
Возрастная психофизиология: учеб.-метод. пособие / Т.С. КопоВ64
сова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина [и др.]; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 164 с.
ISBN 978-5-261-01026-5
В учебном пособии представлены теоретические основы возрастной
психофизиологии, планы семинарских и лабораторных работ,
рекомендуемая литература, примерные темы рефератов, вопросы
к зачету. В приложениях даны основные методики обработки результатов
психофизиологических наблюдений.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся
в магистратуре по образовательной программе «Психофизиология».
УДК 159.91.(07)
ББК 28.707.3я73
ISBN 978-5-261-01026-5
© Копосова Т.С., Лукина С.Ф.,
Звягина Н.В. и др., 2015
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2015
Стр.2
Оглавление
§ 1. Возрастная психофизиология как наука .......................................
§ 2. Возрастные преобразования структур коры мозга .....................
§ 3. Факторы риска в раннем развитии ребенка .................................
§ 4. Биологический возраст ....................................................................
§ 5. Формы и виды памяти .....................................................................
§ 6. Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей ....
§ 7. Развитие произвольного внимания у детей ..................................
§ 8. Развитие мышления ребенка ..........................................................
§ 9. Школьная зрелость у дошкольников и первоклассников ..........
§ 10. Адаптация ребенка к школе .........................................................
Планы семинарских занятий
Семинар № 1. Предмет, задачи и методы возрастной психофизиологии
..............................................................................................
Семинар № 2. Возрастные психофизиологические особенности
детей и подростков .......................................................................
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1. Анализ электроэнцефалограмм взрослого
человека и ребенка ................................................................
Лабораторная работа № 2. Факторы риска в раннем развитии
ребенка ..........................................................................................
Лабораторная работа № 3. Определение биологического возраста
Лабораторная работа № 4. Определение объема и скорости переработки
зрительной информации у школьников. Методы
исследования объема зрительной и слуховой памяти .............
Лабораторная работа № 5. Уровень развития зрительно-пространственного
восприятия у детей приполярного региона ......
Лабораторная работа № 6. Определение уровня развития произвольного
внимания у детей школьного возраста .................
Лабораторная работа № 7. Определение уровня мышления у
детей и подростков .......................................................................
3
6
11
17
21
36
39
45
52
54
66
70
72
76
77
79
85
86
87
88
Стр.3
Лабораторная работа № 8. Определение уровня школьной зрелости
у дошкольников и первоклассников ...............................
Лабораторная работа № 9. Принципы и методы организации
и проведения коррекционной помощи ребенку при задержке
развития психофизиологических функций ...............................
Приложения
Приложение 1. Субъективная оценка здоровья .............................
Приложение 2. Биологический возраст 19-летних солдат ............
Приложение 3. Классификация методов определения биологического
возраста ...........................................................................
89
91
94
95
96
Приложение 4. Определение степени готовности детей к систематическому
обучению в школе................................................. 102
Приложение 5. Материалы для проведения занятий по развитию
тактильной рецепции и тактильной памяти у ребенка ... 108
Приложение 6. Незрелость некоторых психофизиологических
функций: проявления, причины, упражнения ......................... 111
Темы рефератов ....................................................................................... 160
Вопросы к зачету ..................................................................................... 160
Библиографический список ................................................................... 162
Стр.4