С 30 Рекомендации по коррекции отклонений в развитии кондиционных физических качеств у школьников на основе мониторинга / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / Л.А. Семёнов. <...> Общая характеристика коррекционного подхода, реализуемого в физическом воспитании . <...> Мониторинг – определяющее условие проведения коррекции отклонений кондинционной физической подготовленности школьников . <...> Физические упражнения для коррекции силовой подготовленности . <...> Упражнения для коррекции скоростной силы мышц ног . <...> Упражнения для коррекции силы мышц рук и плечевого пояса у мальчиков . <...> Упражнения для коррекции силы мышц брюшного пресса у девочек . <...> Проведенные исследования убедительно свидетельствуют, что для кардинального улучшения постановки физического воспитания в школе, необходимо, в первую очередь, осуществление коррекционного подхода, предусматривающего направленное индивидуальное воздействие на имеющиеся у школьников отклонения в развитии того или иного физического качества. <...> Реализация требований ФГС, касающихся обеспечения преемственности и повышения качества физического воспитания в начальной, основной и полной средней школе (а также и дошкольного физического воспитания) может быть осуществлена только при условии проведения системной коррекции имеющихся у учащихся отклонений в физической подготовленности. <...> Но для осуществления коррекции в школьном физическом воспитании должна быть организована диагностика исходного (для определения учащихся, нуждающихся в коррекционном воздействии), текущего (для отслеживания динамики происходящих изменений) и итогового состояния (для выявления эффективности коррекционного воздействия). <...> Диагностика, безусловно, не должна ограничиваться тестированием физической подготовленности, как это происходит в настоящее время. <...> На основании этой информации (которой должны владеть не только учителя, но и учащиеся <...>
Рекомендации_по_коррекции_отклонений_в_развитии_кондиционных_физических_качеств_у_школьников_на_основе_мониторинга_.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЕЕДАЦ
ЕЦ ТЕ
В АЗВТ ДЦЫХ
ФЗЧЕХ АЧЕТВ
У ШЬВ
А ВЕ ТГА
Сургут
2 0 1 3
Л
.
А
. С
е
м
ё
н
о
в
Стр.1
УДК 373.5.016
Печатается по решению
ББК 74.200.55+74.267.5 Редакционно-издательского совета СурГПУ
С 30
Семёнов, Л.А.
С 30
Рекомендации по коррекции отклонений в развитии
кондиционных физических качеств у школьников на основе
мониторинга / Гос. образоват. учреждение высш. проф.
образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» /
Л.А. Семёнов. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 43 с.
© Семёнов Л.А., 2013
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................... 4
1. Общая характеристика коррекционного подхода,
реализуемого в физическом воспитании ............................. 7
2. Мониторинг – определяющее условие проведения
коррекции отклонений кондинционной
физической подготовленности школьников ....................... 12
3. Физические упражнения для коррекции
силовой подготовленности .................................................. 17
3.1. Упражнения для коррекции
скоростной силы мышц ног ...................................................... 17
3.2. Упражнения для коррекции силы мышц рук
и плечевого пояса у мальчиков ................................................ 19
3.3. Упражнения для коррекции силы мышц
брюшного пресса у девочек ...................................................... 23
4. Физические упражнения для коррекции быстроты ............ 26
5. Физические упражнения для коррекции выносливости ..... 29
6. Физические упражнения для коррекции гибкости ............. 32
Литература и нормативно-правовые документы ..................... 41
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день общеизвестен факт чрезвычайно
низкого уровня состояния здоровья наших соотечественников.
Обучение в школе, к сожалению, не прибавляет здоровья учащимся,
а наоборот, способствует его ухудшению. Так, согласно
статистическим данным, по окончании полной средней школы
в России число выпускников с отклонениями в состоянии здоровья
составляет более 80% (по другим источникам вполне здоровыми
остаются лишь 5%).
Одна из главенствующих причин такого состояния – неудовлетворительная
постановка в школе физического воспитания,
свидетельством чего является низкий уровень развития
у учащихся школ основных кондиционных физических качеств
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), в первую очередь определяющих
морфофункциональное состояние человека. Именно
морфофункциональное состояние определяет потенциал как
физического здоровья, так и здоровья вообще.
Проведенные исследования убедительно свидетельствуют,
что для кардинального улучшения постановки физического
воспитания в школе, необходимо, в первую очередь, осуществление
коррекционного подхода, предусматривающего направленное
индивидуальное воздействие на имеющиеся у школьников
отклонения в развитии того или иного физического качества.
Особую значимость такой подход приобретает в связи с внедрением
Федеральных государственных стандартов (ФГС) общего
образования второго поколения [15, 16, 17]. Реализация требований
ФГС, касающихся обеспечения преемственности и повышения
качества физического воспитания в начальной, основной
и полной средней школе (а также и дошкольного физического
воспитания) может быть осуществлена только при условии
проведения системной коррекции имеющихся у учащихся отклонений
в физической подготовленности. На сегодняшний
день приходится с сожалением констатировать, что в первый
класс из дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при4
Стр.4
ходит большое число откровенно физически слабых детей. Ситуация
мало меняется и после окончания начальной (4 класс)
и основной (9 класс) школы. Достаточно большое число выпускников
полной средней школы также не в состоянии выполнять
установленные требования к их физической подготовленности.
Но
для осуществления коррекции в школьном физическом
воспитании должна быть организована диагностика исходного
(для определения учащихся, нуждающихся в коррекционном
воздействии), текущего (для отслеживания динамики
происходящих изменений) и итогового состояния (для выявления
эффективности коррекционного воздействия).
Диагностика, безусловно, не должна ограничиваться тестированием
физической подготовленности, как это происходит
в настоящее время. Результаты тестирования, проводимого учителями
физической культуры, должны не просто заноситься
в журнал, а анализироваться (на что у учителя просто не хватает
времени). На основании этой информации (которой должны
владеть не только учителя, но и учащиеся и их родители) и
должно строиться физическое воспитание в школе.
Обработка же данных тестирования, их анализ и проведение
коррекции отклонений в физической подготовленности
может быть осуществлено лишь при организации в каждой
школе мониторинга состояния физической подготовленности
с использованием компьютерного обеспечения.
Мониторинг – это не что иное как систематическое осуществление
наблюдения, анализа, оценки и принятия определенных
решений для совершенствования качества физического
воспитания.
Серьезной предпосылкой для организации мониторинга
в школе являются такие Федеральные документы как постановление
Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга
состояния физического здоровья населения, физического
развития детей, подростков и молодежи» [9]; Закон о физической
культуре и спорте в РФ [2]; утвержденная Правительством
РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ
на период до 2020 года» [13]; распоряжение Правительства РФ
о реализации национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа» [10].
5
Стр.5
Основные задачи, которые ставились в предлагаемых
рекомендациях, заключаются в следующем:
1. Раскрыть основные положения коррекционного подхода
и возможности его реализации в физическом воспитании
школьников.
2. Рассмотреть вопросы, связанные с мониторингом состояния
кондиционной физической подготовленности и его ролью
в осуществлении коррекции.
3. Определить упражнения для осуществления коррекции
отклонений в кондиционной физической подготовленности
школьников, выявляемых при проведении мониторинга.
В соответствии с поставленными задачами и построена
структура работы.
6
Стр.6