ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1471)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, кандидат психологических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹10’2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Т.Л. Клячко,
Е.А. Семионова,
Г.С. Токарева
Финансирование региональных
систем общего образования:
проблемы и решения
Е.А. Певцова
Правовое регулирование
«цифровизации»
образовательных отношений
9
Межрегиональный мониторинг эффективности школы. Анализ статистических
данных. Социологический опрос родителей учащихся, учителей и руководителей
школ. Анализ результатов пяти волн мониторинга 2014–2018 гг.,
проведённого в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской
областях, Алтайском и Ставропольском краях, а также в Москве
и Санкт-Петербурге.
15
Анализ правоприменительных актов 2018 года и юридических коллизий
в образовательном законодательстве. Ведущие тенденции в образовании,
возникшие в диджетальную эпоху. Новое понимание юридической конструкции
«цифровизация образовательных отношений в школе». Обоснование
необходимости включения её в нормативные правовые акты
России. Специфика реализации проектного подхода в образовательных
отношениях и его правовое обеспечение.
Т.Л. Клячко,
Л.Ю. Бедарева
Прогноз развития экономики
и финансов в сфере общего
образования
На примере федеральных
округов России
В.Ф. Габдулхаков
Экономико-правовые
и содержательные проблемы
в работе с одар¸нными детьми
В.Ф. Базарный
Нам нужна другая школа!
21
Анализ состояния и результаты прогноза развития экономики и финансов систем
общего (школьного) образования для регионов Центрального, Уральского,
Северо-Западного и Приволжского федеральных округов за период с 2008
по 2017 гг. Прогнозные результаты по показателям: изменение численности
детей и подростков в возрасте 7–17 лет; учащихся в школьных общеобразовательных
организациях; потребность в учителях и бюджетных средствах.
Статистика для каждого региона, входящего в состав федеральных округов.
28
Современная образовательная практика. Старые взгляды на обучение
и развитие в учебниках и практике школы. Нормативно-правовая база
и финансирование практик учителей. Проблема слабой поддержки новых
направлений и практик. Педагогическая наука и её прогностический
характер. Влияние науки на руководящие структуры образования.
34
Проблема здоровья и его стабилизации в образовательном процессе.
Деструкторы, вызывающие отклонение здоровья во время обучения.
Оздоравливающая программа: технологии, приёмы и методы,
содействующие стабилизации здоровья.
Положение о Международном
Макаренковском форуме
47
С 28-го марта по 1-е апреля 2019 года в Екатеринбурге состоится
очередной Международный Макаренковский форум-2019, в рамках
которого пройдут финальные мероприятия XVII Международного
конкурса им. А.С. Макаренко и Макаренковские чтения-2019.
2
Народное образование 10’2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
А.В. Ткаченко
Незаконченная история
трудового детского корпуса
53
Реализация проекта Всеукраинской детской трудовой армии в биографии
А.С. Макаренко (1925–1928 годы). Программа объединения детских
интернатных заведений Харьковщины. Управленческая практика.
«Положение о детской милиции г. Харькова». Устранение Макаренко.
Т.Н. Немирич
Школа-хозяйство как драйвер
социально-экономического
развития села
61
Нестандартный опыт организации производственного воспитания сельских
школьников в основной общеобразовательной школе № 16 д. Кулиш
Чунского района Иркутской области. Школьное хозяйство с реальной
экономикой и производственной деятельностью как образовательная среда
нового типа, где формируются навыки применения знаний, способностей
и других ресурсов учащихся.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Таких школ не бывает??
69
Прогрессивный опыт образовательной и управленческой деятельности
12-й гимназии г. Липецка. Идеи для заимствования. Коллектив
учителей — победителей конкурса «Учитель года» всероссийского,
областного и городского уровня.
Е.Н. Агапова
Прикладные аспекты
управления в условиях
цифровой трансформации
В.К. Загвоздкин
Проблема оценки качества
работы учителя
В.И. Шкатулла
Правовое регулирование
труда педагогических
работников
Судебная практика
83
Активные организационные и содержательные преобразования в отрасли,
цифровая трансформация — изменение подходов к управлению и проведение
комплекса мер по преодолению сопротивления персонала инновациям.
Игрофикация, командообразование, применение игровых технологий,
минимизация сопротивления педагогов.
89
Необходимость регулярной аттестации и проверки профессиональной
компетентности учителей. Краткий обзор методов оценки учителей
в международной практике. Формы оценивания, управленческие
механизмы и культура отношений в системе управления.
99
Правовые нормы, действия руководителя образовательной организации
и разрешение трудовых споров. Право на занятие педагогической
деятельностью и педагогическая нагрузка учителя. Примеры разрешения
проблем регулирования педагогического труда в суде.
3
Народное образование 10’2018
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Н.М. Ладнушкина
Платные образовательные
услуги: типичные нарушения
108
Основные требования к порядку оказания платных образовательных
услуг. Типичные нарушения обязательных требований, установленных
законодательством к оказанию платных образовательных услуг.
Предупреждение нарушений образовательными организациями.
Проверочный лист для проведения самопроверки соблюдения требований
к договору по оказанию платных образовательных услуг.
А.И. Ломов
Неуспевающие учащиеся:
правовые коллизии
и их разрешение
118
Законодательное обеспечение деятельности при работе с неуспевающими
учащимися. Правовые коллизии и пути их разрешения.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Н.М. Цискаридзе,
Ж.И. Аюпова,
Л.И. Абызова
Некоторые проблемы
педагогики балета
Художественное образование:
сколько оно стоит?
Н.Н. Малярчук,
Г.М. Криницына,
М.С. Конакова
Волонт¸рская поддержка детей
с ОВЗ служит становлению
профессионализма
Р.А. Рогожникова,
А.А. Васильев
Практика разрешения
и предупреждения конфликтов
А.В. Хуторской
Измерение воспитания
132
Волонтёрство как форма партнёрства университета и школы. Потребности
в учебной практике студентов-педагогов и школы в ассистентах в условиях
инклюзивного образования. Позитивные изменения в мировоззрении,
развитие личностных качеств, опыт общения, совершенствование
профессиональных навыков у студентов. Развитие вербально-коммуникативных
навыков у детей с особыми образовательными потребностями
в условиях отрытого социума и воспитания в семье.
139
Рекомендации по разрешению и предупреждению конфликтов
в образовательной среде. Этапы процесса. Содержание и методы,
формирующие конфликтологическую культуру на каждом этапе.
144
Что такое воспитание, каковы его причины? Нужна ли «объективность»
в воспитании и оценке его результатов? Почему тесты хуже герменевтики?
Нужно ли реабилитировать субъективизм учителя при оценке ученика?
Суть воспитания ученика с позиций принципа человекосообразности.
Задачи, факторы, методы, средства, формы воспитания, типы воспитательных
результатов, методы их диагностики и оценки.
125
Процесс преподавания классического танца — основного вида
репертуара балетных театров. Рекомендации преподавания классического
танца — Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
и Московской государственной академии хореографии.
4
Народное образование 10’2018
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Н.А. Заиченко
Модульная программа
«Интеграл»: как восполнить
профессиональные дефициты?
А.А. Остапенко
Концентрированное
обучение: как преодолеть
многопредметность
А.А. Мурашов
Педагогическое общение
Роль эмпирического
157
Практика внедрения модульной программы «Интеграл». Апробация
программы в системе образования Василеостровского района СанктПетербурга.
«Интеграл» — пример гибкой настройки системы повышения
квалификации на устранение профессиональных дефицитов педагогов.
162
Современные требования надзорных органов образования и непосильная
для школьника многопредметность учебного дня. Когнитивная катастрофа,
а не благо клипового сознания. Концентрированное обучение как
невостребованная технология для предотвращения когнитивной катастрофы
и снижения остроты проблемы детской шизофрении.
167
Роль опыта в педагогическом общении. Филологические и психологические
сведения о том, как помогает и как препятствует опыт учителя
при сообщении нового материала на уроке. Педагогическая риторика
об учителе как риторической личности, о возможности понимания
учащимися смысла, заложенного в сообщении педагога.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
С.С. Невская
173
Гуманистическое направление
педагогической мысли
в творчестве Л.Н. Толстого
Жизнь, литературная и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
Позиция ненасилия в образовании. Постановка научно-педагогических
задач и их интерпретация. Основная задача педагогики — проникнуть
в сущность явлений и открыть закономерности, присущие внутренне
самим явлениям объективной действительности. Закон науки —
закономерная связь явлений действительности. Интерпретация воспитания
и образования. Свобода — основной критерий педагогики.
М.И. Мухин
В.А. Сухомлинский о слове
учителя как средстве
перевода науки воспитания
в искусство и мастерство
185
Слово — основополагающее средство знаний ребёнка и реальный мир,
окружающий его. Практика работы со словом Павлышской школы,
возглавляемой В.А. Сухомлинским, 100-летие со дня рождения
выдающегося педагога (18.09.1918 — 01.09.1970).
Стр.6