ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1468)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертныйй совет):
Алексей Êóøèð, кандидат психологических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹5’2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.М. Кушнир,
А.Б. Вифлеемский
Концептуальный очерк
образовательной стратегии
на основе теории человеческого
капитала и проблема правовой
регламентации производственного
(трудового) воспитания
7
Две логики образования: логика образовательного процесса, ориентированного
на учебные достижения, и ориентированного на созидание человеческого
капитала. Аргументы в поддержку важности перехода от обучения,
подчинённого принципу «всестороннего развития личности», к образованию,
подчинённому принципу «формирования производящей мощности личности».
Целесообразность перевода образовательной стратегии России на новые
экономические основания развития. Концептуальные предложения по
совершенствованию образовательного законодательства, позволяющие регламентировать
производственное воспитание как основу правового обеспечения
образовательной стратегии России на базе человеческого капитала.
А.И. Любжин
Общественное мнение
и образовательная политика
А.Б. Вифлеемский
Служба школьной медиации vs
комиссия по спорам между
участниками образовательных
отношений
26
История взаимодействия общественного мнения и образовательной
политики в Российской Империи. Анализ современных точек зрения.
Отсутствие в современной России заказчика и исполнителя эффективной
школьной реформы, отчего она становится невозможной.
34
Минобрнауки России тратит огромные деньги на многочисленные научноисследовательские
работы. Всё более и более слабое качество издаваемых
ведомством приказов и рекомендаций. Противоречие некоторых рекомендаций
Минобрнауки России федеральному законодательству. Законность
создания служб школьной медиации в соответствии с рекомендациями
Минобрнауки России. Практика функционирования комиссий по спорам
между участниками образовательных отношений, создание которых обязательно
в соответствии с образовательным законодательством.
М.М. Поташник
Ложь во спасение —
«çà» и «ïðîòèâ»
44
Опыт обучения детей с врождёнными дефектами развития путём оказания
им дифференцированной помощи с тем, чтобы поднять на нужную
образовательную ступень, не выдавливая из привычной среды —
обычной общеобразовательной школы.
2
Народное образование 5’2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А.Б. Вифлеемский
Незаконные требования
прокуроров
В.П. Лукьяненко
«Êðàìîëà» и «åðåñü»
об антиплагиате
54
Правоотношения прокураторы и школ. Законодательные основания.
Судебная практика. Защита администраторов образования в суде.
63
Проблемы несовершенства системы «Атиплагиат», и откровенно нелепые
формы её использования с целью определения степени оригинальности
письменных работ, создаваемых в процессе современной образовательной
и научной деятельности. Материалы, свидетельствующие о сугубо коммерческой
сути интернет-проекта «Антиплагиат», и явной переоценке его
роли в решении проблемы повышения качества индивидуальных работ
учащихся, диссертаций, научных отчётов и публикаций. Обоснование
необходимости коренного пересмотра представлений о роли автоматизированных
систем в борьбе с плагиатом в настоящий период.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Т.И. Курасова
Эффективно — значит
продуктивно, или
Сладкая каторга
управленческой судьбы
77
Для успешной работы школы очень важно, чтобы руководитель был оптимистом:
это задаёт мажорную тональность труду коллектива. Важно
также иметь лёгкость в постановке и достижении целей школы. Взгляд
директора на управление образовательной организацией. «Тренировочный
станок» для руководителя — постоянные размышления о сегодняшнем
и завтрашнем дне «управляемого объекта». Размышления эти часто не
дают покоя, отнимают силы (физические и душевные), но без этого
ждёт стагнация, тупик: остановился — значит, отстал…
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В.М. Лизинский
Инновационная система
управления нужна
гуманистической
демократической школе
Е.Н. Павличева,
Н.А. Баранникова
Как подготовить программу
дополнительного образования?
На примере программ Института
русского языка им. А.С. Пушкина
3
91
Доминирование административного характера управления в образовании.
Три условия успешной работы школы. Содержательные аспекты
управления на основе сигналов. Повышение квалификации кадров
как необходимое условие работы современной школы.
105
Анализ вопросов дополнительного образования учащихся. Практический
опыт разработки и реализации дополнительных общеразвивающих
программ в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Структура и содержание
дополнительной общеразвивающей программы, возможных сложностях
при разработке и реализации программы. Описание наиболее
востребованных программ филологического направления.
Народное образование 5’2018
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.А. Мурашов
Детские семантические
модели как барьер
взаимопонимания реб¸нка
и взрослого
А.И. Ермилин,
Е.В. Ермилина
Цели и ценности учебноисследовательской
деятельности
школьников
111
Вопрос о препятствиях, возникающих при понимании взрослыми детской
речи. «Индивидуальный смысловой контекст» ребёнка, его ассоциации,
восходящие к эгоцентрическим речевым моделям. Ассоциация в жизни
ребёнка дошкольного возраста — закономерное явление, и индивидуальные
ассоциативные модели, накладывающие отпечаток на его языковую
картину мира.
118
Результаты изучения особенностей исследовательской деятельности
учащихся. Выбор молодыми людьми профессии учёного. Условия
успешности исследовательской деятельности школьников. Результаты
исследовательской деятельности с позиции детей. Информатизация
и техническое переоснащение жизни современного человека. Стремление
подростков к общению с референтными взрослыми. Важность
и актуальность воспитания научной и технической культуры подрастающего
поколения.
Е.Б. Куркин
Школа младшего подростка
126
Подходы к организации и содержанию образования. Отказ от технократической
модели. Переход к постиндустриальным, социокультурным основаниям
проектирования образовательных систем. Трансформация содержания,
проектирование образовательных технологий соответствующих
времени перемен. Главное предназначение основной школы. Условия для
эффективного процесса самотворения личности.
О.Н. Богданова
Требования к разработке
учебно-познавательных задач
проблемно-деятельностного типа
136
Педагогический механизм организации работы с высокомотивированными,
одарёнными детьми. Формирование культуры работы с проблемными
ситуациями. Самостоятельное освоение предметных знаний. Реализация
практических проектных проб. Конструирование способов собственной
деятельности. Учебно-познавательные задачи проблемно-деятельностного
типа.
А.Ф. Лисин
Сда¸м не то, чему учат, или
Зачем России юридически
незаконный документ
«Кодификатор»?
144
Существенные недостатки искусственной программы экзамена —
Кодификатора на примере предметной области «Химия».
Недопустимость использования в вариантах ЕГЭ двухуровневых
заданий, многие из которых большинство выпускников не учили
в школе. Дискриминация большинства учащихся по форме обучения
в обычных или спецклассах, что противоречит Закону об образовании
РФ. Первоочередные пути выхода из сложившейся ситуации.
4
Народное образование 5’2018
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
О.А. Юрова
Президентские игры
школьников: достоинство
Тела, Воли и Разума
Е.А. Ямбург
Победа над громом победы
Почему в деле патриотического
воспитания нельзя уповать только
на усилия государства
155
Модель образовательной программы финального этапа «Президентских
спортивных игр». Содержание тематических блоков программы,
особенности её организации и примеры форм работы с детьми.
160
Формирование исторической памяти. День Победы в памяти прошлых
и настоящих поколений. Военно-патриотическое воспитание на событиях
Великой Отечественной войны.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.М. Поташник
Школа, не утратившая
педагогической сути
А.Н. Камнев,
М.А. Камнева,
О.А. Камнев
Айрин Хупер —
педагог и просветитель
Памяти основателя первого
в мире морского института —
лагеря для детей и молод¸жи
163
Опыт сельской школы в деревне Судино Ростовского района Ярославской
области. Особенности контингента учащихся. Педагогическая
поддержка ребят из проблемных семей.
175
Жизненный путь выдающегося американского педагога — эколога,
практика и просветителя — Айрин Хупер, чуткой и отзывчивой
женщины, посвятившей всю жизнь просветительской деятельности
в области охраны окружающей среды. Для реализации идей она
поэтапно создала детский морской экологический лагерь, морской
институт, а затем объединила их в ассоциацию Seecamp.
Стр.6
о огут ополяться и изеяться по решеию реакции. Автор вправе преложить свой
форат публикации.
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Требования к материалам, представляемым в редакцию для публикации
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общепризаыи,
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
çàêëþ÷åèå;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
постраичые соски при цитироваии;
список испльзуеых источиков а русско языке и а латиице, офорлеой
по ГОСТ Р 7.05-2008.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 26.05.2018. Формат 84×108 1/16. Тираж 1000 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 11,5. Усл.-печ. л. 19,32. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7