Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторАбиева Наиля Мисирхановна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц9
ID617651
АннотацияКостюму персонажа, являющемуся частью вещного мира художественного произведения, литературоведы придают большое значение: внешний облик, костюм, характеризуя персонажа, выполняет и другие функции в тексте. Зрелая проза А.П. Чехова, мало изученная в данном аспекте, дает обширный материал для мифопоэтического исследования, чем и обусловлена актуальность данной статьи. В статье показано, как костюм и его «перекликающиеся» детали задают лейтмотив, существующий в вариациях смыслов и неоднозначной семантике. В поздней прозе А.П. Чехова костюмные детали организуют межтекстовые связи. Костюм, появившись в одном тексте, реализует свой семантический потенциал в другом, при этом сохраняя закрепленное за ним значение. Так, черное платье становится характерологической и интертекстуальной деталью, указывающей на изысканный вкус героини. Реализуя закрепленную в культуре символику черного, деталь обретает психологический смысл («Рассказ неизвестного человека», «Герой-барыня»). Черный цвет несет подсознательно воспринятые знаки красоты и тайны одновременно («Степь») и, напротив, подчеркивая некрасивость героинь, высвечивает душевную драму («Три года»). Во всех случаях в черном платье реализуется закрепленная в культуре семантика «печального». Завязывание галстука – как традиционный знак семейных уз – трансформируется и приобретает усложненный смысл («Попрыгунья», «Дуэль»). Семантикой коричневого зарифмованы ситуации физической и метафизической смерти («Три года», «Попрыгунья»). Бриллианты как символ потерянного счастья («Рассказ неизвестного человека») или символ с перевернутой семантикой прочитываются, с одной стороны, как грани восприятия героини окружающими, с другой – как знаки, формирующие ее психологический портрет («Невеста»).
Абиева, Н.М. Костюмные «переклички» в поздней прозе А.П. Чехова / Н.М. Абиева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 3 .— С. 84-92 .— DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.84 .— URL: https://rucont.ru/efd/617651 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор 21 научной публикации* КОСТЮМНЫЕ «ПЕРЕКЛИЧКИ» В ПОЗДНЕЙ ПРОЗЕ А.П. <...> Зрелая проза А.П. Чехова, мало изученная в данном аспекте, дает обширный материал для мифопоэтического исследования, чем и обусловлена актуальность данной статьи. <...> В статье показано, как костюм и его «перекликающиеся» детали задают лейтмотив, существующий в вариациях смыслов и неоднозначной семантике. <...> В поздней прозе А.П. Чехова костюмные детали организуют межтекстовые связи. <...> Так, черное платье становится характерологической и интертекстуальной деталью, указывающей на изысканный вкус героини. <...> Реализуя закрепленную в культуре символику черного, деталь обретает психологический смысл («Рассказ неизвестного человека», «Герой-барыня»). <...> Черный цвет несет подсознательно воспринятые знаки красоты и тайны одновременно («Степь») и, напротив, подчеркивая некрасивость героинь, высвечивает душевную драму («Три года»). <...> Завязывание галстука – как традиционный знак семейных уз – трансформируется и приобретает усложненный смысл («Попрыгунья», «Дуэль»). <...> Семантикой коричневого зарифмованы ситуации физической и метафизической смерти («Три года», «Попрыгунья»). <...> Бриллианты как символ потерянного счастья («Рассказ неизвестного человека») или символ с перевернутой семантикой прочитываются, с одной стороны, как грани восприятия героини окружающими, с другой – как знаки, формирующие ее психологический портрет («Невеста»). <...> Ключевые слова: А.П. Чехов, поздняя проза Чехова, поэтика Чехова, семантика костюма, костюм персонажа. <...> Чехова к дамской моде очевиден, об этом свидетельствует объемный ма1 * териал его эпистолярия. <...> В письме к родным из Вены от 20 марта (1 апреля) 1891 года Чехов не скрывает удивления от всеобщего следования моде («На козлах сидят франты в пиджаках и в цилиндрах, читают газеты»1 Чехов А.П. <...> Зрелая проза А.П. Чехова дает обширный материал для нашего мифопоэтического исследования, цель которого – выявление семантики и функций <...>