Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
г л а в н ы й р е д а к т о р
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературные редакторы:
Т. В. Савельева
р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
O. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
P. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
кадровой политики Министерства образования, науки
и инновационной политики Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
М. Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
США
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
д р е с р е д а к ц и и и и з д а т е л ь с т в а :
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.02.18. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,02. Заказ № 8. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2018
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
Н.
Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГу, г. Минск, Белоруссия
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра исследований
инновационной деятельности в профессиональном
образовании КРИРПо , г. Кемерово
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
института им. Гёте, г. Мюнхен
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
Стр.3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Учебно-познавательное творчество
школьников ка к потенциальная основа
профессионального образования
Развитие творческих способностей детей всегда было
(и остается) объектом пристального внимания как психолого-педагогической
науки, так и практики образования. По
этому направлению подготовлено и защищено большое количество
диссертаций, проводятся многочисленные практические
мероприятия (творческие семинары учащихся,
олимпиады, выставки творческих работ и т. д.).
Особое место в развитии творческих способностей
школьников занимает работа с одаренными детьми. Сам по
себе феномен одаренности (особенно интеллектуальной)
немыслим без творческого основания, но требует глубоко
продуманного, грамотного влияния со стороны педагогов.
Однако в последнее время стали раздаваться голоса не в пользу развития творческих способностей детей:
зачем это необходимо, если мы переходим к компьютеризированной и роботизированной жизни (производство,
быт и т. д.). Человек должен быть только лишь исполнителем того, что предписано. Безусловно,
очень важно, чтобы профессионал был аккуратным исполнителем различных предписаний. Но обязательно
думающим исполнителем, зачастую принимающим необходимые творческие решения.
А если нам нужен только бездумный исполнитель, то это, вообще говоря, не новое и давно известное умозаключение
некоторых «интеллектуалов», желающих воспитать во всех случаях послушное и не имеющего
своего мнения общество. Такими людьми легко управлять.
Когда мы говорим о формировании творческих способностей детей, не видя при этом перспективы их
дальнейшей жизни, то это выглядит как самоцель. В этом случае желание заниматься творчеством у детей
поддерживается только за счет природной любознательности. Если это организовывать соответствующим
образом, то даже в этом случае результаты бывают ощутимыми. Но эффективность формирования творческих
способностей школьников значительно возрастает, если они осознают, с какими профессиями связано
то или иное творчество. Другими словами, перспективность будущей профессии, которая вызывает интерес
у школьников, обеспечивает более осознанную творческую деятельность по овладению теми или иными теориями
и соответствующими навыками. В этом случае усиливается мотивация как к творческой познавательной
деятельности, так и к системе профориентационной работы. Как раз в № 6 журнала «Сибирский учитель»
за 2017 год в колонке главного редактора «Об основных этапах исследовательской учебной деятельности
учащихся как факторе развития их творческих способностей» специально выделен этап практического применения
творчески освоенной теории, где появляется возможность ознакомиться с профессиями, в основе
которых лежит данная теория. Лучше, если школьники ознакомятся с практическим применением теории в
ходе организованных экскурсий.
Всесторонняя творческая основа обучения и воспитания в комплексе с ориентацией на те или иные профессии
обеспечит в будущем глубоко мотивированное и эффективное профессиональное образование.
Стр.4