Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Социально-гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии Н. В. Костюк МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки: 51.04.01 «Культурология» 51.04.02 «Народная художественная культура» 51.04.03 «Социально-культурная деятельность» 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» Квалификация (степень) «магистр» Кемерово 2016 1 УДК 378(075.8) ББК 74.58я73 К72 Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии 05.05.2016, протокол № 8. <...> Утверждено на заседании учебно-методического совета социально-гуманитарного института 24.06.2016, протокол № 8. <...> Рецензенты: Шерайзина Р. М., д-р пед. наук, профессор, директор Центра региональных проблем образования взрослых, заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород; Кагакина Е. А., д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии социально-гуманитарного института ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово. <...> К 72 Методы исследования в профессиональном образовании: организационно-педагогические и маркетинговые аспекты [Текст]: учеб.метод. пособие для обучающихся по направлениях подготовки: 51.04.01 «Культурология», 51.04.02 «Народная художественная культура», 51.04.03 «Социально-культурная деятельность», 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень) «магистр» / Н. В. Костюк; Кемеров. гос. ин-т культуры. <...> ISBN 978-5-8154-0351-2 Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с федеральным государственным <...>
Методы_исследования_в_профессиональном_образовании_учебно-методическое_пособие_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
Н. В. Костюк
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ
Учебно-методическое пособие
для обучающихся по направлениям подготовки:
51.04.01 «Культурология»
51.04.02 «Народная художественная культура»
51.04.03 «Социально-культурная деятельность»
51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия»
51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»
Квалификация (степень)
«магистр»
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 378(075.8)
ББК 74.58я73
К72
Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии 05.05.2016, протокол № 8.
Утверждено на заседании учебно-методического совета социально-гуманитарного
института 24.06.2016, протокол № 8.
Рецензенты:
Шерайзина Р. М., д-р пед. наук, профессор, директор Центра региональных
проблем образования взрослых, заведующая кафедрой профессионального
педагогического образования и социального управления Новгородского
государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород;
Кагакина Е. А., д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики
и психологии социально-гуманитарного института ФГБОУ ВО «Кемеровский
государственный институт культуры», г. Кемерово.
Костюк, Н. В.
К 72
Методы исследования в профессиональном образовании: организационно-педагогические
и маркетинговые аспекты [Текст]: учеб.метод.
пособие для обучающихся по направлениях подготовки:
51.04.01 «Культурология», 51.04.02 «Народная художественная
культура», 51.04.03 «Социально-культурная деятельность», 51.04.04
«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»,
51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация
(степень) «магистр» / Н. В. Костюк; Кемеров. гос. ин-т
культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 92 с.
ISBN 978-5-8154-0351-2
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования для обучающихся по направлениям
подготовки: «Культурология», «Народная художественная культура», «Социально-культурная
деятельность», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»,
«Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «магистр») и предназначено
для организации их самостоятельной работы при изучении темы «Методология и методы
исследований в профессиональном образовании» раздела «Педагогика профессионального образования»
учебной дисциплины «Психология и педагогика профессионального образования»,
а также для проведения практических аудиторных занятий по данной теме.
Издание содержит систематизированный теоретический материал, раскрывающий
основные подходы к классификации методов научных исследований, методов психолого-педагогических
и маркетинговых исследований, а также основные рекомендации по организации
прикладных исследований в сфере профессионального образования и методику их проведения;
может быть использовано для обучающихся организаций высшего образования, при реализации
основных образовательных программ высшего образования (квалификация «бакалавр»),
а также при подготовке аспирантов по педагогическим специальностям.
УДК 378(075.8)
ББК 74.58я73
© Костюк Н. В., 2016
ISBN 978-5-8154-0351-2 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Система профессионального образования в свете динамики современных
социально-культурных процессов выступает активно развивающейся
системой, генеральная цель которой – опережающая подготовка
квалифицированных и высококвалифицированных кадров, способных внести
свой вклад в реализацию политики государства по достижению стратегических
целей инновационного развития России.
Одновременно с этим перед профессиональным образованием и другими
социально-культурными институтами стоит задача обеспечения
собственной конкурентоспособности в условиях быстро развивающихся
рынков. Достижению этой задачи способствует активное проведение организациями
профессионального образования, организациями социальнокультурной
сферы научно-прикладных исследований, направленных как на
изучение собственной внутренней среды, так и внешних условий, в которых
организации функционируют.
Не случайно в федеральных государственных образовательных стандартах
высшего образования (уровень магистратуры) по направлениям
подготовки, связанным с профессиональной деятельностью будущего высококвалифицированного
специалиста в его взаимодействии с субъектами
образовательного, культурно-воспитательного процесса на различных образовательных
уровнях, научно-исследовательская деятельность выделена
в самостоятельный вид профессиональной деятельности.
Целью разработки учебно-методического пособия «Методы исследования
в профессиональном образовании: организационно-педагогические и
маркетинговые аспекты» является учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы обучающихся и практических аудиторных занятий
по теме «Методология и методы исследований в профессиональном образовании».
На
изучение данной темы в соответствии с учебной программой
дисциплины «Психология и педагогика профессионального образования»,
включенной в основные общеобразовательные программы высшего образования
по заявленным направлениям, отводится девять часов, из них
пять – на самостоятельную работу обучающихся (Приложение 1, 2).
В свою очередь включение темы «Методология и методы исследований
в профессиональном образовании» в учебную программу дисциплины
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Теоретические и прикладные исследования в профессиональном
образовании...................................................................................................... 8
1.1. Проблема классификации методов научных исследований.......................... 9
1.2. Методы психолого-педагогических исследований в профессиональном
образовании............................................................................................................... 17
Задания для практической работы........................................................................... 29
Глава 2. Сущность и особенности маркетинга в сфере профессионального
образования..................................................................................................... 30
2.1. Маркетинг в профессиональном образовании: общая характеристика
и основные понятия................................................................................................... 30
2.2. Методика проведения опроса в сфере профессионального образования...............................................................................................................................
36
Задания для практической работы........................................................................... 46
Заключение............................................................................................................... 47
Список литературы................................................................................................ 48
Список (перечень) ключевых слов...................................................................... 50
Приложения............................................................................................................. 51
91
Стр.91