Библиотечно-информационная деятельность Квалификация (степень) выпускника: магистр Кемерово 2016 УДК 378 ББК 74.58 K 72 Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии 05.05.2016 г., протокол № 8. <...> K 72 Костюк, Н. В. Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлениям подготовки 51.04.01 «Культурология», 51.04.02 «Народная художественная культура», 51.04.03 «Социально-культурная деятельность», 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень) выпускника: магистр / Н. В. Костюк. <...> ISBN 978-5-8154-0349-9 Учебное пособие создано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлениям подготовки «Культурология», «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Библиотечно-информационная деятельность» (степень «магистр»). <...> В учебном пособии изложены теоретические и прикладные аспекты педагогики профессионального образования, включая анализ предметного поля дисциплины в контексте требований современного общества, нормативно-правовой регламентации деятельности в системе профессионального образования Российской Федерации, подходов к организации образовательного процесса в организациях профессионального образования и высшего образования с учетом необходимости выбора эффективных инновационных педагогических технологий, методик и средств в контексте действующих образовательных систем и требований к оценке качества профессионального образования. <...> Современное профессиональное образование: предметное поле и вызовы времени. <...> Система профессионального образования Российской Федерации: структура и нормативно-правовая регламентация образовательной деятельности. <...> Технологизация образовательного процесса в системе профессионального <...>
Педагогика_профессионального_образования_учебное_пособие_.pdf
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
Н. В. Костюк
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
для обучающихся по направлениям подготовки
51.04.01. Культурология
51.04.02. Народная художественная культура
51.04.03. Социально-культурная деятельность
51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия
51.04.06. Библиотечно-информационная деятельность
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Кемерово 2016
Стр.1
УДК 378
ББК 74.58
K 72
Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии 05.05.2016 г.,
протокол № 8.
Утверждено на заседании учебно-методического совета социально-гуманитарного
института КемГИК 24.06.2016 г., протокол № 8
Рецензенты:
Панина Т. С., д-р пед. наук, профессор, директор института дополнительного
профессионального образования ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный
технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово.
Бондырева С. К., д-р психол. наук, профессор, академик РАО, г. Москва.
Юдина А. И., д-р пед. наук, доцент, директор института социально-культурных
технологий ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово.
K 72
Костюк, Н. В.
Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для
обучающихся по направлениям подготовки 51.04.01 «Культурология», 51.04.02
«Народная художественная культура», 51.04.03 «Социально-культурная деятельность»,
51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного
наследия», 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация
(степень) выпускника: магистр / Н. В. Костюк. – Кемерово: Кемеров. гос.
ин-т культуры, 2016. – 136 с.
ISBN 978-5-8154-0349-9
Учебное пособие создано в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по направлениям подготовки «Культурология», «Народная
художественная культура», «Социально-культурная деятельность», «Музеология и охрана
объектов культурного и природного наследия», «Библиотечно-информационная деятельность»
(степень «магистр»).
В учебном пособии изложены теоретические и прикладные аспекты педагогики профессионального
образования, включая анализ предметного поля дисциплины в контексте требований
современного общества, нормативно-правовой регламентации деятельности в системе профессионального
образования Российской Федерации, подходов к организации образовательного
процесса в организациях профессионального образования и высшего образования с учетом
необходимости выбора эффективных инновационных педагогических технологий, методик и
средств в контексте действующих образовательных систем и требований к оценке качества профессионального
образования.
Для обучающихся организаций высшего образования. Может быть использовано при реализации
основных образовательных программ высшего образования (квалификация «бакалавр»),
а также при подготовке аспирантов по педагогическим специальностям.
ISBN 978-5-8154-0349-9
УДК 378
ББК 74.58
© Н. В. Костюк, 2016
© Кемеровский государственный
институт культуры, 2016
Стр.2
Оглавление
Введение...............................................................................................................4
Глава 1. Проблемное поле профессионального образования............11
1.1. Современное профессиональное образование:
предметное поле и вызовы времени.....................................................11
1.2. Система профессионального образования Российской
Федерации: структура и нормативно-правовая регламентация
образовательной деятельности..............................................................24
1.3. Ведущие парадигмы современного профессионального
образования................................................................................................36
Глава 2. Технологизация образовательного процесса в системе
профессионального образования .............................................................49
2.1. Образовательные и педагогические системы:
особенности функционирования и управление качеством
образования................................................................................................49
2.2. Ключевые квалификации и компетенции в личностноориентированном
профессиональном образовании.......................58
2.3. Инновационные педагогические технологии
в профессиональном образовании........................................................73
2.4. Учебно-профессиональное взаимодействие и общение
субъектов образовательного процесса.................................................91
Заключение.....................................................................................................112
Список литературы.......................................................................................114
Приложения...................................................................................................116
3
Стр.3
Введение
Система профессионального образования в свете динамики современных
социально-культурных процессов выступает активно развивающейся
системой, генеральная цель которой – опережающая подготовка
квалифицированных и высококвалифицированных кадров,
способных внести свой вклад в реализацию политики государства по
достижению стратегических целей инновационного развития России.
В связи с этим не случайно в федеральных государственных образовательных
стандартах высшего образования (уровень магистратуры)
по направлениям подготовки, связанным с реализацией профессиональной
деятельности будущего высококвалифицированного
специалиста во взаимодействии с субъектами образовательного, культурно-воспитательного
процесса, разворачивающегося на различных
образовательных уровнях, педагогическая деятельность выделена в
самостоятельный вид профессиональной деятельности.
Целью разработки учебного пособия «Педагогика профессионального
образования» является учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Психология и педагогика профессионального образования»,
включенной в основные общеобразовательные программы высшего
образования по заявленным направлениям, в которой значительное
место отведено именно педагогике профессионального образования,
в соответствии с основными видами профессиональной деятельности
выпускников, представленными в федеральных государственных образовательных
стандартах высшего образования, о чем было сказано выше.
В свою очередь, цель освоения данной дисциплины – формирование
готовности будущего высококвалифицированного специалиста к
педагогической деятельности в системе многоуровневого профессионального
образования и создание условий для овладения общекультурными
и профессиональными компетенциями, способствующими
его профессиональной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Учебное пособие предназначено для обучающихся следующих направлений
подготовки: 51.04.01 «Культурология», 51.04.02 «Народная
художественная культура», 51.04.03 «Социально-культурная деятельность»,
51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного
наследия», 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность».
4
Стр.4