С. Г. Ефимов, Е. Б. Базарова ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Улан-Удэ 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С. Г. Ефимов, Е. Б. Базарова ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 1 УДК 36 (075.8) ББК 65.272я73 E 91 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Н. С. <...> Савельев, консультант информационно-аналитического отдела Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Текст печатается в авторской редакции Ефимов С. Г. Е 91 Технологии социальной работы : учеб.-метод. пособие / С. Г. Ефимов, Е. Б. Базарова. <...> ISBN 978-5-9793-0050-4 Пособие подготовлено в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов высшего образования по направлению 39.03.02 Социальная работа. <...> К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины относятся знания и умения, сформированные в процессе изучения дисциплин «Введение в профессию», «Теория социальной работы». <...> В рамках данной учебной дисциплины раскрываются содержание и особенности применения следующих технологий: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная терапия, технологии социальной работы с пожилыми людьми, с людьми с ограниченными возможностями, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с семьей, с безработными гражданами, с лицами без определенного места жительства и т.д. <...> Таким образом, цель освоения дисциплины – дать целостное представление об основах применения технологий социальной работы с различными категориями населения. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные понятия и категории дисциплины: технология <...>
Технологии_социальной_работы.pdf
УДК 36 (075.8)
ББК 65.272я73
E 91
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Н. С. Антонова, кандидат социологических наук,
доцент кафедры теории социальной работы БГУ
И. К. Савельев, консультант информационно-аналитического
отдела Министерства социальной защиты населения
Республики Бурятия
Текст печатается в авторской редакции
Ефимов С. Г.
Е 91
Технологии социальной работы : учеб.-метод. пособие
/ С. Г. Ефимов, Е. Б. Базарова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского
госуниверситета, 2017. — Изд. 3, доп., перераб. — 70 с.
ISBN 978-5-9793-0050-4
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями федеральных
образовательных стандартов высшего образования по направлению
39.03.02 Социальная работа. В пособии представлены основные дидактические
единицы учебной дисциплины «Технологии социальной
работы». Данное пособие содержит материалы для лекционных занятий,
задания и рекомендации по проведению практических занятий,
задания для самостоятельной работы, вопросы к зачету и экзамену.
УДК 36 (075.8)
ББК 65.272я73
© С. Г. Ефимов, Е. В. Корякина,
Е. Б. Базарова, 2008
© С. Г. Ефимов, Е. Б. Базарова,
доп., перераб., 2017
ISBN 978-5-9793-0050-4
2
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «Технологии социальной работы» относится
к профессиональному циклу основной образовательной программы
бакалавриата. К исходным требованиям, необходимым для
изучения дисциплины относятся знания и умения, сформированные
в процессе изучения дисциплин «Введение в профессию», «Теория
социальной работы».
Изучение дисциплины предусматривает овладение теоретическими
основами технологий социальной работы, принципов технологического
подхода к профессиональной деятельности. Под технологиями
социальной работы понимается одна из отраслей социальных
технологий, ориентированных на социальное обслуживание,
помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации. В рамках данной учебной дисциплины раскрываются содержание
и особенности применения следующих технологий: социальная
диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика,
социальная реабилитация, социальная терапия, технологии
социальной работы с пожилыми людьми, с людьми с ограниченными
возможностями, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей, с семьей, с безработными гражданами, с лицами
без определенного места жительства и т.д.
Таким образом, цель освоения дисциплины – дать целостное
представление об основах применения технологий социальной
работы с различными категориями населения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия и категории дисциплины: технология, социальная
технология, технологии социальной работы, социальная
работа, технологический процесс, цель, алгоритм, социальная диагностика,
социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная
терапия, социальная профилактика и т.д.;
- формы, методы технологий социальной работы;
- основные технологии обеспечения социального благополучия,
физического, психического и социального здоровья населения.
Уметь:
- анализировать существующий опыт применения различных
технологий социальной работы;
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………..……….. 3
Материалы для лекционных занятий ………………………… 5
Задания для практических занятий ……………………….....
Методические рекомендации для подготовки к практическим
занятиям………
Задания для самостоятельной работы обучающихся
39
50
53
Вопросы к зачету …………………………………………….. 56
Вопросы к экзамену …………………………………………. 58
Примерные вопросы для коллоквиума …………………….. 60
Библиографический список …………………………………. 62
Приложение 1 ………………………………………….……... 65
Приложение 2 ……………………………………………….... 67
68
Стр.69