Винт грубой наводки используют для значительного перемещения тубусодержателя, а следовательно, и объектива с целью фокусировки объекта при малом увеличении. <...> Микроскопы этой модели отличаются от МБР-1 прямоугольной подставкой, тубусодержателем коленчатой формы, предметным столиком прямоугольной формы, конденсором, имеющим дополнительную откидную линзу для работы с объективом малого увеличения (рисунок 1, Б). <...> По окончании работы с большим увеличением поворачивают револьвер, устанавливают малое увеличение и снимают препарат. <...> Тема 3 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука Материал. <...> Эпидерма с вогнутой стороны чешуи состоит из очень крупных клеток, которые обычно не помещаются в поле зрения при большом увеличении. <...> Рисунок 3 – Клетки эпидермы сочной чешуи репчатого лука: А – луковица лука; Б – клетки эпидермы; В – отдельная клетка: 1 – оболочка клетки, 2 – цитоплазма, 3 – ядро, 4 – ядрышко, 5 – вакуоль 13 Избранный участок объекта помещают в центр поля зрения и изучают при большом увеличении. <...> Зарисовать одну-две клетки мякоти плодов каждого вида растения и сделать обозначения. <...> В последнем случае образовательный центр находится не в центре зерна, а сдвинут Рисунок 6 – Крахмальные зерна различных видов растений: А – картофель; Б – пшеница; В – овес; Г – рис; Д – кукуруза; Е – гречиха; 1 – простое крахмальное зерно; 2 – сложное; 3 – сложное вбок. <...> Зарисовать при большом увеличении крахмальные зерна указанных выше растений, сохраняя пропорции между ними. <...> При этом из разрушенных клеток в воду попадают крахмальные зерна, в результате чего она мутнеет. <...> Глядя в микроскоп, наблюдают, как крахмальные зерна постепенно приобретают цвета от слабо-синего до темно-синего и черного. <...> Тема 6 Алейроновые зерна в клетках эндосперма зерновки пшеницы и семядолей фасоли Материал. <...> Если алейроновые зерна не имеют заметной внутренней структуры, их называют простыми. <...> Алейроновые зерна с кристаллами и глобоидами <...>
Ботаника.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.273
Стр.274
Стр.275
Стр.276
Ботаника.pdf
С.А. Сашенкова, Н.В. Корягина, Ю.В. Корягин
Лабораторный практикум
Пенза 2017
0
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ
Кафедра биологии, экологии
и химии им. А.Ф. Блинохватова
С.А. Сашенкова
Н.В. Корягина
Ю.В. Корягин
БОТАНИКА
Лабораторный практикум
для бакалавров лесного направления подготовки
Пенза 2017
1
Стр.2
УДК 581(075)
ББК 28.5(я7)
С 22
Рецензенты – доктор биологических наук, профессор кафедры
биологии животных и ветеринарии Пензенского ГАУ Г.В. Ильина.
Печатается по решению методической комиссии агрономического
факультета Пензенского ГАУ от 10.05.2017 г., протокол
№ 20.
Сашенкова, С.А.
С 22 Ботаника: лабораторный практикум / С. А. Сашенкова,
Н.В. Корягина, Ю.В. Корягин.– Пенза: РИО Пензенского
ГАУ, 2017. – 275с.
Практикум составлен в соответствии с программой курса
«Ботаника» для сельскохозяйственных вузов. В нем представлены
теоретические вопросы и практические задания по цитологии,
гистологии, вегетативным и генеративным органам, систематике
растений.
Лабораторный практикум предназначен для студентов,
обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное
дело».
© ФГБОУ ВО
Пензенский ГАУ, 2017
© С.А. Сашенкова,
Н.В. Корягина,
Ю.В. Корягин, 2017
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
ЦИТОЛОГИЯ…………………………………………………………. 5
Тема 1 Световые микроскопы, временные препараты………… 5
Тема 2 Форма клеток, хлоропласты……………………………….. 11
Тема 3 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы
лука………………………………………………………………………. 12
Тема 4 Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов………. 14
Тема 5 Запасные питательные вещества. Запасной крахмал... 16
Тема 6 Алейроновые зерна в клетках эндосперма зерновки
пшеницы и семядолей фасоли……………………………………… 19
ТКАНИ…………………………………………………………... 25
Тема 7 Образовательные ткани. Первичная меристема………. 25
ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ……………………………………………… 27
Тема 8 Первичная покровная ткань – эпидерма………………... 35
Тема 9 Вторичный и третичный покровные комплексы –
перидерма и корка ……………………………………………………. 37
МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ………………………………………… 39
Тема 10 Механические ткани………………………………………. 43
ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ…………………………………………… 45
Тема 11 Проводящие ткани…………………………………………. 52
Тема 12 Проводящие пучки………………………………………… 55
ОСНОВНАЯ ТКАНЬ………………………………………………… 57
Тема 13 Основные ткани……………………………………………. 58
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ………………………………………. 59
Вопросы к модулю по теме: «Клетка, ткани»………………… 63
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ………………………………… 67
КОРЕНЬ ………………………………………………………………… 67
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ………………............. 70
ПЕРВИЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ……………………………… 70
ВТОРИЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ……………………………… 73
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ……………………………………… 74
Тема 14 Проросток ………………………………………………….. 79
Тема 15 Типы и формы корневых систем………………………. 82
Тема 16 Зоны корня. Микроскопическое строение корня
однодольных растений (первичное строение)…………………… 84
Тема 17 Микроскопическое строение корня двудольных
272
Стр.273
растений (вторичное строение)……………………………………. 86
Тема 18 Запасающие корни – корнеплоды…………………… 89
СТЕБЕЛЬ И ПОБЕГ…………………………………………………… 94
АТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ………………………… 100
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ОДНОДОЛЬНОГО ТРАВЯНИСТОГО
РАСТЕНИЯ……………………………………………………………… 101
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЕЙ ДВУДОЛЬНЫХ ТРАВЯНИСТЫХ
РАСТЕНИЙ…………………………………………………………… 103
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ МНОГОЛЕТНЕГО
ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ………………………………………… 108
Тема 19 Разнообразие побегов…………………………………… 111
Тема 20 Микроскопическое строение стебля голосеменных
и древесных покрытосеменных (двудольных) растений –
непучковое строение……………………………………………… 113
Тема 21 Микроскопическое строение стебля травянистых
двудольных растений……………………………………………….. 118
Тема 22 Микроскопическое строение стебля однодольных
растений……………………………………………………………….. 122
ЛИСТ……………………………………………………………............. 125
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА………………............. 131
Тема 23 Макроскопическое строение листа…………………… 135
Тема 24 Микроскопическое строение листа…………………… 137
Вопросы к модулю по теме: «Вегетативные органы»………. 141
ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ………………………………… 143
ЦВЕТОК………………………………………………………………… 143
Тема 25 Цветок………………………………………………………. 155
Тема 26 Формула и диаграмма цветка………………………….. 156
Тема 27 Классификация соцветий……………………………….. 160
СЕМЯ …………………………………………………………… …….. 166
Тема 28 Строение и классификация семян……………………. 168
ПЛОД…………………………………………………………………… 170
Тема 29 Строение и классификация плодов…………………..
175
Вопросы к модулю по теме: «Генеративные органы»………. 178
СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ ……………………………… 180
Тема 30 Отдел цианобактерии (сине-зеленые водоросли)…. 180
ЦАРСТВО ГРИБЫ…………………………………………… 183
Тема 31 Низшие грибы……………………………………………. 185
Тема 32 Высшие грибы…………………………………………….
190
273
Стр.274
Тема 33 Отдел Слизевики ………………………………………… 207
Тема 34 Отдел Лишайники………………………………………..
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
Тема 35 Водоросли…………………………………………………..
Вопросы к модулю по теме: «Низшие организмы»…………..
209
212
212
226
ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ…………………………………………… 229
Тема 36 Высшие споровые растения…………………………… 229
Отдел Моховидные………………………………………………….
Отдел Плауновидные ………………………………………………. 231
Отдел Хвощевидные ………………………………………………..
Отдел Папоротниковидные………………………………………..
229
233
235
СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ………………………………………. 240
Тема 37 Отдел Голосеменные, или Сосновые ………………… 240
ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ…………………………………… 247
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. ПОДКЛАСС РАНУНКУЛИДЫ… 248
Семейство ЛЮТИКОВЫЕ…………………………………………. 248
МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТЕНИЙ
НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙСТВА ЛЮТИКОВЫЕ…………………… 248
Тема 38 Определение растений семейства ЛЮТИКОВЫЕ…. 248
ПОДКЛАСС РОЗИДЫ……………………………………………… 249
Семейство РОЗОВЫЕ………………………………………… 249
Тема 39 Определение растений семейства РОЗОВЫЕ……… 251
Семейство БОБОВЫЕ ………………………………………… 252
Тема 40 Определение растений семейства БОБОВЫЕ……… 253
Семейство ЗОНТИЧНЫЕ или СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ………... 253
Тема 41 Определение растений семейства ЗОНТИЧНЫЕ
или СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ………………………………………………. 254
ПОДКЛАСС ЛАМИДЫ…………………………………………… 254
Семейство ПАСЛЕНОВЫЕ ………………………………….
254
Тема 42 Определение растений семейства ПАСЛЕНОВЫЕ 255
Семейство ЯСНОТКОВЫЕ (ГУБОЦВЕТНЫЕ)………….. 255
256
Тема 43 Определение растений семейства ЯСНОТКОВЫЕ
(ГУБОЦВЕТНЫЕ)……………………………………………………
ПОДКЛАСС АСТЕРИДЫ………………………………………… 256
Семейство АСТРОВЫЕ или СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ……… 257
Тема 44 Определение растений семейства АСТРОВЫЕ
(СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ)……………………………………………… 257
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ. ПОДКЛАСС ЛИЛИИДЫ………… 257
274
Стр.275
Семейство ЛИЛЕЙНЫЕ………………………………………. 257
Тема 45 Определение растений семейства ЛИЛЕЙНЫЕ…… 258
Семейство МЯТЛИКОВЫЕ или ЗЛАКОВЫЕ…………… 258
Тема 46 Определение растений семейства МЯТЛИКОВЫЕ 259
Семейство ОСОКОВЫЕ ………………………………………. 260
Тема 47 Определение растений семейства ОСОКОВЫЕ……. 260
Вопросы к модулю по темам: «Царство растения»,
«Покрытосеменные»………………………………………………… 261
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ПО ЭКОЛОГИИ И ГЕОБОТАНИКЕ 262
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………. 263
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….. 271
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………... 272
275
Стр.276