(q
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Агафонова Н. А.,
Рябов И. Н.
Алексеева М. Г.,
Савельева М. А.
АртемьевЮ. М.,
Геворкян В. В.,
Фомин Э. В.,
Чернова Л. В.
Ахвандерова А. Д.,
Коротаева Л. В.
Вакку Г. В.,
Степанова С. Е.,
Бакова А. А.
Диалектная лексика, обозначающая действия и состояния
предметов, в говорах чувашского языка Республики Башкортостан 26
Типы новостей на региональном телевидении (на примере
телеканала «Москва 24» и ГТРК «Тверь»)...................................... 32
Гатауллина Р. В., Образность фразеологических единиц, характеризующих
Чумарова Л. Г.,
Фассахова Г. Р.
Геворкян В. В.,
Чернова Л. В.,
Фомин Э. В.
Иванов В. А.
Кириллова О. Ю.,
Ушакова О. В.,
Яковлева А. С.
Кранк Э. О\
Лисина Г. М.,
Габдреева Н. В.
Метелькова Л. А.,
Оганесян Е. А.,
Ушанова Н. П.
Никитина А. В.
Эзопов язык как стиль выражения нравоучений в лютеровских
баснях.................................................................................................... 56
Средства создания образа персонажа в художественном произведении
(на примере романа Ильдико фон Кюрти «Mondscheintarif»).............................................................................................
63
Персоны А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева с точки зрения
отношений «личность - культура». К постановке проблемы 71
Лексико-семантические группы арготизмов иноязычного
происхождения..................................................................................... 78
Грамматические особенности перевода газетно-публицистических
текстов (на материале французского языка)........................ 87
«Настенная» поэзия: синтез поэзии и граффити............................ 94
враждебность (на материале немецкого, английского, русского
и татарского языков)............................................................................ 42
Периферийные жанры чувашской литературы: либретто оперы 50
Варьирование падежных форм датива в диалектах эрзянского
языка (лингвогеографический аспект)............................................. 3
Аксиологический потенциал прилагательных в языке моды (на материале
современного немецкого языка)............................................ 12
Периферийные жанры чувашской литературы: либретто балетной
постановки..................................................................................... 20
Стр.315
СеребряковаН. В., Сравнительная характеристика английского лимерика и русФадееваК.
В.,
Абрамова А. Г.,
Гущин В. А.
Фомин Э. В.
Чэнь Пэйцзюнь
Чумарова Л. Г.,
Гатауллина Р. В.,
Исламова Л. Р.
К проблеме реконструкции чувашских имен дохристианской
эпохи...................................................................................................... 106
Публикации Н. Я. Бичурина в «Отечественных записках»:
особенности стиля и языка................................................................ 113
Фразеологические единицы, характеризующие концепт
«агрессия» (на примере немецкого, английского, русского
и татарского языков)........................................................................... 120
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Александрова Н. С. Культурологическое образование детей 3-7 лет в региональном
контексте (на материале истории и искусства Вятского края)
Арсалиев Ш. М.-Х., Актуализация системы формирования личности как носителя
Петрова Т. Н.
Базаркин А. Ф.,
Вознесенская Н. В.,
Сафонов В. И.,
Аржанова А. А.,
Пестова Д. М.
Баймурзина В. И., Жизнестойкость в контексте проблемы воспитания подростков
Чертыков И. Н.
Велиева С. В.,
Велиев А. Р.
Гимранова Ф. Э.
Голикова Т. В.
Гордеева И. А.,
Рубан Е. М.,
ЕгороваЮ. В.
Ефимова Э. В.,
Кох С. В.
Зайцева В. П.,
Герасимова А. Г.,
Фадеева К. Н.
Иванов В. Н.,
Якимов О. Г.
с девиантным поведением.................................................................. 150
Нарративная практика в коррекции негативных психических
состояний дошкольников................................................................... 156
Экспериментальная апробация программного комплекса на основе
интернет-сервисов для обучения программированию
студентов учреждений среднего профессионального образования 163
Онлайн межкультурная коммуникация как средство достижения
триединства целей обучения английскому языку студентов
170
Использование электронных презентаций при изучении правил
дорожного движения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».............................................................................................
180
Использование активных методов обучения для организации
повторения и контроля на уроках информатики. Метод
«Домино»............................................................................................... 187
Электронное портфолио как современное средство оценивания
в процессе подготовки будущего специалиста.............................. 195
К вопросу о сущности профессионального самоопределения
современных школьников.................................................................. 201
127
этнокультуры в условиях современного образовательного
пространства........................................................................................ 134
Подготовка к реализации проектной деятельности в системе
дополнительного образования (на примере центра молодежного
инновационного творчества «МИР-3D»).................................... 142
ской частушки...................................................................................... 100
Стр.316
Иванова Е. В.,
СеменоваН. В.,
Иванова В. В.
Капранова О. В.
Курочкина М. В.
Формирование эколого-правовой компетенции у школьников
на основе этнокультурных традиций и обычаев............................ 208
Личность педагога-музыканта в контексте современных требований
к образованию..................................................................... 217
Психолого-педагогические условия развития коммуникативного
потенциала при подготовке магистров на занятиях
по иностранному языку и в часы самоподготовки....................... 223
Мартынова И. Н. Преподавание компьютерной лингвистики в университетах
Германии.............................................................................................. 231
Медведева И. А.
Мусханова И. В.
Мучкаев А. Б.
Никитин Г. А.,
Харитонов М. Г.
Павлов И. В.,
Павлов В. И.,
Чернов П. Н.
Петров Г. Н.
Платонова Р. И.,
Федорова А. В.,
Иванов А. К.
Савадерова А. В.
Семенова Т. Н.,
Захарова Г. П.
Смирнова И. В.
Методы освоения дирижерского жеста в профессиональной
подготовке будущего учителя музыки............................................ 239
Нравственное воспитание: этнопедагогический и этнопсихологический
аспекты................................................................................ 246
Формирование активной гражданской позиции студентов
колледжа.............................................................................................. 252
Педагогическое обеспечение формирования технологической
культуры обучающихся на основе этноэстетических ценностей 258
Фундаментальные исследования Г. Н. Плечова о социальнопросветительной
деятельности И. Я. Яковлева............................. 266
Кластерный подход к развитию образования в сфере культуры ... 276
Подготовка кадров для Арктики в сфере среднего профессионального
образования в условиях перехода на новый технологический
уклад..................................................................................... 283
Совершенствование процесса обучения дирижированию в условиях
неоднородной довузовской подготовки студентов.............. 292
Эдьютейнмент в мультисенсорной среде: коррекционно-логопедический
аспект................................................................................ 300
К вопросу об определении мотивационно-ценностного компонента
готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности
в условиях дошкольного инклюзивного образования .. 306
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ...................................................................................................... 312
Стр.317
,____________________________________________________Q
XI
CONTENT
PHILOLOGY
Agafonova N. A.,
Ryabov I. N.
AlekseevaM. G.,
SavelyevaM. A.
Аrtemyev Yu. M.,
Gevorkyan V. V.,
Fomin E. V.,
Chernova L. V.
Akhvanderova A. D.,
Korotaeva L. V.
Vakku G. V,
Stepanova S. E.,
Bakova A. A.
Gataullina R. V.,
Chumarova L. G.,
Fassakhova G. R.
Gevorkyan V. V.,
Chernova L. V.,
Fomin E. V.
Ivanov V. A.
Kirillova O. Yu.,
Ushakova O. V.,
Yakovleva A. S.
Krank E. O\
Lisina G. M.,
Gabdreeva N. V.
Metelkova L. A.,
Oganesyan E. A,
Ushanova N. P.
Nikitina A. V.
Abramova A. G.,
Gushchin V. A.
Aesopic language as a style of moralizing in Lutheran fables
Means for creating a character in literary works (on the example of
the novel by Ildiko von Ktirthy «Mondscheintarif»)..........................
63
A. Pushkin and P. Chaadaev «personality» in the context of «personality
- culture». On the issue..........................................................I 71
Lexical semantic groups of slang language of foreign origin............. 78
Grammatological features of translation of newspaper-publicist
texts (on the material of the French language)..................................... 87
«Mural» poetry: synthesis of poetry and graffiti................................. 94
Serebryakova N. V., Comparative characteristics of the English limerick and the Russian
Fadeeva K. V.,
chastushka.............................................................................................. 100
56
Dialect vocabulary denoting actions and states of subjects in the
Chuvash dialects of the Republic of Bashkortostan............................ 26
Types of news on regional television (on the example of «Moscow
24» and STRBC «Tver» TV channels)................................................ 32
Figurativeness of phraseological units characterizing hostility (on
the material of German, English, Russian and Tatar languages)
42
Peripheral genres of Chuvash literature: libretto of opera................. 50
Variation of dative case forms in Erzya language dialects (linguogeographic
aspect)........................................................................... 3
Axiological potential of adjectives in the language of fashion
(by the example of modern German)................................................... 12
Peripheral genres of Chuvash literature: libretto of ballet production 20
Стр.318
Fomin E. V.
On reconstruction of the Chuvash antroponimes of the pre-Christian
epoch...................................................................................................... 106
Chen Peijun
Chumarova L. G.,
Gataullina R. V.,
Islamova L. R.
Aleksandrova N. S.
Arsaliev Sh. M.-Kh.,
Petrova T. N.
Bazarkin A. F.,
Voznesenskaya N.V.,
Safonov V. I.,
Arzhanova A. A.,
Pestova D. M.
Baymurzina V. I.,
ChertykovI. N.
Velieva S. V.,
Veliev A. R.
Gimranova F. E.
Golikova T. V.
Gordeeva I. A.,
Ruban E. M.,
Egorova Yu. V.
Efimova E. V.,
Kokh S. V.
Zaytseva V. P.,
Gerasimova A. G.,
Fadeeva K. N.
Ivanov V. N.,
Yakimov O. G.
Ivanova E. V.,
Semenova N. V.,
Ivanova V. V.
Resiliency in the context of upbringing adolescents with deviant
behavior.................................................................................................. 150
Narrative practice in the correction of negative mental states of preschool
children....................................................................................... 156
Experimental testing of software package based on internet services
for teaching Programming in the system of secondary vocational
education............................................................................................... 163
Online cross-cultural communication as a means of achieving three
united goals of teaching students English........................................... 170
Use of electronic presentations when studying traffic rules in the
course of Life Safety.............................................................................. 180
Methods of active learning for revision and testing at Informatics
lessons. «Domino» method................................................................... 187
Electronic portfolio as a modern means of assessment in the process
of training a future specialist................................................................ 195
On the issue of professional identity of modern schoolchildren
201
Formation of ecological and legal competence at schoolchildren
on the basis of ethnocultural traditions, customs................................ 208
Publication by N. Bichurin in «Otechestvennye zapiski»: peculiarities
of style and language..................................................................... 113
Phraseological units characterizing aggression (on the material of
German, English, Russian and Tatar languages).................................. 120
PEDAGOGICS
Cultural education of 3- and 7-year-old children in the regional context
(on the material of the history and art of the Vyatka region)
............................................................................................................................ 127
Actualization of ethno-pedagogical system of formation of personality
as a bearer of ethno-culture in the conditions of modern educational
space............................................................................................ 134
Preparation for realization of project activity in the system
of additional education («MIR-3D»)................................................... 142
Стр.319
Kapranova O. V.
Rurochkina M. V.
Martynova I. N.
Medvedeva I. A.
Personality of Music teacher in the context of modem requirements
for education......................................................................................... 217
Psychological and pedagogical conditions of development of communicative
potential when teaching master’s degree students English
language and at self-training.......................................................... 223
Teaching Computational Linguistics at German universities
231
Methods of mastering the conductor’s gesture in training of a future
Music teacher........................................................................................ 239
MuskhanovaI. V. Moral education: ethno-pedogogical and ethno-psychological aspects.. 246
Muchkaev А. B.
Nikitin G. A.,
Kharitonov M. G.
Pavlov I. V.,
Pavlov V. I.,
Chernov P. N.
Petrov G. N.
Platonova R. I.,
Fedorova A. V.,
Ivanov A. K.
Savaderova А. V.
Semenova T. N.,
Zakharova G. P.
Smirnova I. V.
Pedagogical support of the formation of technological culture of
students based on ethnoesthetic values................................................ 258
Fundamental research by G. Plechov on I. Yakovlev’s social and
educational activity................................................................................ 266
Cluster approach to education development in culture....................... 276
Preparation of staff for the Arctic in the sphere of secondary professional
education in conditions of transition to a new technological
stock........................................................................................................ 283
Improving the learning process of choral conducting in conditions
of heterogeneal pre-university training of students............................ 292
Edutainment in a multi-sensory environment: correctional and
speech therapy aspect............................................................................ 300
On the issue of diagnostics of the readiness of future teachers for
professional work in conditions of preschool inclusive education ... 306
INFORMATION FOR THE AUTHORS........................................................................................... 312
Formation of social activism at vocational education institution
students................................................................................................... 252
Стр.320
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2018. № 3 (99)
Редакторы Е. Н. Засецкова
И. А. Сметанина
Л. Н. Улюкова
Компьютерная верстка, макет М. В. Ганина
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 40,0.
Тираж 1000 экз. Заказ № 777. Цена свободная.
Подписано в печать 28.09.2018. Выход в свет 28.09.2018.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в редакционно-издательском отделе
Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.321