Ф. М. Достоевского ДЕТИ О КОМПЬЮТЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ: ДИСКУРС-АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ Методом дискурс-анализа проанализированы сочинения школьников 9–12 лет. <...> Речевой материал определяется как детский институциональный дискурс о компьютерах и планшетах. <...> Направления смыслового ассоциирования в текстах – информация, общение, развитие (ум), здоровье, прогулки и игры на свежем воздухе. <...> С наличием либо отсутствием компьютеров и планшетов дети связывают полярные общие и частные оценки жизни, мира, человека. <...> Члены детского социума представляют себя жертвами новых технологий, которые не могут управлять происходящим в их жизни. <...> Ключевые слова: детский дискурс, ценности дискурса, идентичность, инодискурсивные включения, компьютеры, общие и частные оценки, мифологизм. <...> Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 15-04-00325 «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ институциональных и персональных коммуникаций с участием ребёнка». <...> Тема «дети и компьютеры» не нуждается в обосновании своей актуальности для педагогов, психологов, социологов, а также специалистов в области медицины. <...> Последний рассматривается в данной статье, написанной на материале сочинений на тему «Если бы не было компьютеров и планшетов… <...> Определяя метод описания как дискурс-анализ, мы исходим из следующих презумпций. <...> Вопервых, для лингвиста дискурс-анализ – это анализ текстов и ничем иным быть не может [1; 2]. <...> Вовторых, из анализа конкретного текста извлекается информация о неречевых контекстах, в которые данный текст «погружён», согласно определению Н. Д. Арутюновой [3, с. <...> Важнейшие из них – контекст ментальных установок субъекта речи [4, с. <...> 51–53]; социокультурный контекст («дух времени», ценности, нормы поведения) [6]; прагматический контекст, указание на ситуацию текстопорождения [7]. <...> В-третьих, на основе теории интертекстуальности конкретный текст сопоставляется с однородными (в терминологии В. Е. Чернявской, осуществляется <...>