Задачи освоения дисциплины: › овладение компетенциями в области основных теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теории и практики проведения экспериментальных исследований; › приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов и применению основных методов в психологическом исследовании. › формирование представления об особенностях корреляционных исследований и выработка навыков их планирования, проведения и анализа корреляционных зависимостей; › отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции при изложении результатов эмпирического исследования; › отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам. <...> Для освоения дисциплины «Экспериментальная психология» необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин, как «Философия», «Общая психология». <...> В результате освоения дисциплины студент должен ЗНАТЬ: › основания выбора методов исследования; › основные типы исследований в психологии; › подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах; › основы содержательного и формального планирования экспериментов; › критерии оценивания валидности исследований; › основы представления результатов эксперимента; УМЕТЬ: › различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); › выделять инварианты исследовательских методов в психологии; › различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом; › критически (профессионально) оценивать представленные в литературе исследования; › рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования; › планировать экспериментальные исследования; ВЛАДЕТЬ: › навыком готовности к самостоятельному выполнению исследований; › навыками планирования экспериментального исследования <...>
Экспериментальная_психология.pdf
УДК 159.9.018 (075.8)
ББК 88.49 я73
Э 41
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Э 41 Экспериментальная психология: практикум / сост.:
И. В. Белашева, А. С. Лукьянов, В. А. Погорелова,
А. В. Суворова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 85 с.
Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС
ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации специалиста.
Утвержден на заседании кафедры практической и специальной
психологии (протокол № 6 от «25» ноября 2015 г.), состоит из
двух частей: первая представляет практические занятия, вторая –
лабораторные.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности
37.05.02 – Психоло-гия служебной деятельности.
УДК 159.9.018 (075.8)
ББК 88.49 я73
Составители:
канд. психол. наук, доцент И. В. Белашева,
канд. психол. наук, доцент А. С. Лукьянов,
канд. психол. наук, доцент А. В. Суворова,
ст. преподаватель В. А. Погорелова
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент Л. В. Халяпина,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина
(Ставропольская государственная медицинская академия)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
Стр.2
Практикум
Предисловие
Целью освоения дисциплины является формирование набора
общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста
по направлению подготовки 37.05.02 – Психология служебной
деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
› овладение компетенциями в области основных теоретико-эмпирических
методов психологических исследований, теории и практики
проведения экспериментальных исследований;
› приобретение специальных знаний по планированию психологических
экспериментов и применению основных методов в психологическом
исследовании.
› формирование представления об особенностях корреляционных
исследований и выработка навыков их планирования, проведения
и анализа корреляционных зависимостей;
› отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей
позиции при изложении результатов эмпирического исследования;
› отработка навыка оформления письменных работ согласно
требованиям к научным текстам.
Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к базовой
части профессионального цикла. С3.Б.2. Её освоение происходит
в 3-м семестре.
Для освоения дисциплины «Экспериментальная психология»
необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате
изучения таких предшествующих дисциплин, как «Философия»,
«Общая психология».
«Экспериментальная психология» является одним из курсов по
методологии организации исследований в психологии и предваряет
освоение последующих дисциплин, таких как «Психодиагностика»,
«Общий психологический практикум», «Математические методы в
психологии».
В результате изучения дисциплины у обучающегося формируются
следующие компетенции:
› ПК-4 – способность осуществлять профессиональный психологиче-ский
отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные
виды профессиональной деятельности;
› ПК-6 – способность разрабатывать программы, организовывать
и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую
подготовку сотрудников, военнослужащих и иных лиц;
3
Стр.3
Экспериментальная психология
› ПК-8 – способность отбирать и применять психодиагностические
методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов.
В
результате освоения дисциплины студент должен
ЗНАТЬ:
› основания выбора методов исследования;
› основные типы исследований в психологии;
› подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся
в психологических школах;
› основы содержательного и формального планирования экспериментов;
›
критерии оценивания валидности исследований;
› основы представления результатов эксперимента;
УМЕТЬ:
› различать уровни организации исследования (уровни методов
и методик);
› выделять инварианты исследовательских методов в психологии;
› различать и применять основные формы экспериментального
контроля и контроля за выводом;
› критически (профессионально) оценивать представленные в
литературе исследования;
› рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические
исследования;
› планировать экспериментальные исследования;
ВЛАДЕТЬ:
› навыком готовности к самостоятельному выполнению исследований;
›
навыками планирования экспериментального исследования;
› навыками обработки результатов исследования;
› навыками презентации результатов исследования;
› системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических
гипотез и психологических методов;
› коммуникативной компетентностью для установления необходимых
доверительных отношений с участниками исследований.
4
Стр.4
Экспериментальная психология
Содержание
Предисловие......................................................................................... 3
ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
1. Система научного знания................................................................. 5
2. Экспериментальная психология как область
научного знания и учебная дисциплина.............................................. 10
3. Исторические предпосылки становления
экспериментальной психологии.......................................................... 14
4. Методы научного исследования в психологии................................ 17
5. Переменные в психологическом эксперименте
и способы их контроля......................................................................... 20
6. Содержательные характеристики психологического
эксперимента........................................................................................ 23
7. Планирование эксперимента: доэкспериментальные,
квазиэкспериментальные планы и планы истинных
экспериментов...................................................................................... 27
8. Планирование эксперимента: факторные планы........................... 31
9. Интерпретация и представление результатов
экспериментального исследования.................................................... 35
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
1. Система научного знания................................................................. 38
2. Экспериментальная психология как область
научного знания и учебная дисциплина.............................................. 45
3. Исторические предпосылки становления
экспериментальной психологии.......................................................... 49
4. Методы научного исследования в психологии................................ 54
5. Переменные в психологическом эксперименте
и способы их контроля......................................................................... 58
6. Содержательные характеристики психологического
эксперимента........................................................................................ 65
7. Планирование эксперимента: доэкспериментальные,
квазиэкспериментальные планы и планы истинных экспериментов.. 72
8. Планирование эксперимента: факторные планы........................... 75
9. Интерпретация и представление результатов
экспериментального исследования.................................................... 80
84
Стр.84